Главнейшее средство установления функций социального управления — это право. Важное назначение право влияния на общество с целью урегулирования, фиксирования его стандартной специфики, совершенствования и развития обществом в целом. Одним из величайших достижений человеческой цивилизации является выработка концепции прав и свобод человека и воплощение их в общественной жизни. Конституционные (основные) права и свободы человека и гражданина — это неотъемлемые права и свободы, принадлежащие ему от рождения (в надлежащих случаях в силу его гражданства), защищаемые государством и составляющие ядро правового статуса личности. Конституция Российской Федерации провозглашает: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина- обязанность государства» [4].
Право — одно из сложных явлений. Ученые-юристы издавна пытались очертить его границы, дать ему чёткое определение и установить состав его элементов. Так А. Я. Азаров определяет права как «правомочия в какой-то определенной сфере, внутри действия которых нет вариантов, кроме как воспользоваться или не воспользоваться» [1, c. 32].
Многие учёные придерживаются мысли, что права человека принадлежат ему от природы, т. е. он обладает ими по рождению. Согласно данной концепции права человека неотъемлемы, а, следовательно, задача государства и общества защитить эти права и, в определённой степени, обеспечить их реализацию. В этом плане права человека являются не государственно-правовой, конкретно-юридической категорией, а общесоциальным понятием. Их основные характеристики определяются тем, что: во-первых, они вытекают из природы самого человека и определяются уровнем развития человеческой цивилизации в целом; во-вторых, эти права складываются объективно в результате социально-экономического и политического развития общества, они не зависят от государственного признания; в третьих, права человека принадлежат индивиду от рождения, для обладания ими не требуется наступления каких-либо юридических факторов; в-четвёртых, эти права являются неотчуждаемыми, они неотъемлемы от биосоциальной природы человеческой личности. Таким образом, права человека как общесоциальная категория представляют собой объективно складывающиеся в результате закономерного развития человеческой цивилизации и вытекающие из самой природы человека возможности пользоваться элементарными, наиболее важными благами и условиями безопасного, свободного существования человеческой личности в обществе и государстве. [5, c. 16]
Права человека следует понимать, как определённые социальные возможности, установленные законодательным путём и являющиеся неотъемлемой составной частью правового статуса личности, обеспеченные соответствующими юридическими гарантиями и процедурами их реализации. Учёный юрист Явич Л. С. Даёт определение права как социальное явление: «права человека — это социальный феномен, отражающий важные черты, свойства, качества человеческой личности, обусловленные данной исторического развития общества» [9]
Человек — это разумное существо, обладающее даром мышления и речи. Этим он отличается от всех иных биологических индивидов. Человек — существо не только биологическое, но и социальное, он находится в сложной системе отношений с другими людьми, осознает и аккумулирует в себе окружающую его действительность, способен изменять её или, по крайней мере, влиять на неё.
Права человека не могут быть переданы какому-либо другому лицу, организации или государству. Так как они являются неотчуждаемыми естественными правами и их передача или утрата невозможна в цивилизованном обществе. Права человека. отмечает философ Лазарев В. -основополагающий элемент правового статуса личности, наряду с обязанностями и законными интересами, взятыми в единстве [8, c. 15]
Пытаясь установить границы распространения права, учёный теоретик Н. В. Нерсесянц считал, что права человека даже после их официального признания и закрепления (во внутригосударственном и международном праве) остаются естественными правами радикально отличными от официально-властного права [7, c. 90]
Права человека дают обществу возможность управлять государством или дистанцироваться от него, самоопределяться в сфере частной жизни, выборе убеждений, отношении к религии, собственности. Поглощение гражданского общества государством, огосударствление всех сфер жизни происходят там, где права человека либо отсутствуют, либо носят декоративный характер.
Основные фундаментальные права — человека — это те права, которые закреплены в международных нормах и в основном законе государства- Конституции, — их зачастую называют конституционными правами. Кроме этих прав в различных законах и подзаконных актах закреплено еще множество других наших прав. Как отмечает Л. С. Мамут, основные права в правовом государстве высоко чтутся и защищаются конституцией (законодательством). [6, c. 30]. Результатом правового регулирования является поддержание общественной структуры и сохранение её жизнеспособности для всех социальных групп государства в соразмерности со сложившимся в нем социально- политическим строем. Так, существование прав человека в нормативно-правовых актах не всегда гарантировало их существование на практике. Например, согласно ст. 4 конституции СССР 1977 года, которая звучит следующим образом — «Советское государство, все его органы действуют на основе социалистической законности, обеспечивают охрану правопорядка, интересов общества, прав и свобод граждан», существует нормативно-правовая норма, а ее применение фиктивно.
В центральном обществе право должно выражать спрос общечеловеческой справедливости, служить интересам общества в целом, а не какой-либо его части (классу, клану, социальной группе). Учитывать индивидуальные интересы каждого гражданина и потребности личности как первоосновы общества. Соответственно, политические права и свободы — есть возможность принимать участие в политической жизни страны человека и гражданина, которые должны быть обеспечены государственной властью и правовыми нормами.
Личные (гражданские) права призваны обеспечивать свободу и автономию индивида как члена гражданского общества, его юридическую защищенность от какого-либо незаконного внешнего вмешательства. Органическая основа и главное назначение гражданских прав состоят в том, чтобы обеспечить приоритет индивидуальных, внутренних ориентиров развития каждой личности.
Эта категория прав характеризуется тем, что государство признает свободу личности в определенной сфере отношений, которая отдана на усмотрение индивида и не может быть объектом притязаний государства. Она обеспечивает, напомним, так называемую негативную свободу. Эти права, являясь атрибутом каждого индивида, призваны юридически защитить пространство действия частных интересов, гарантировать возможности индивидуального самоопределения и самореализации личности.
Личные или гражданские права — совокупность естественных и неотчуждаемых основополагающих прав, и свобод, принадлежащих человеку от рождения и не зависящих от его принадлежности к конкретному государству. К таким правам следует отнести право на жизнь (ст. 20 Конституции РФ), на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22), неприкосновенность частной жизни, личную семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст. 23 Конституции) и др.
Однако основная особенность имеющихся подходов — рассмотрение правового статуса личности как гражданина в качестве общего (базового). Так, по мысли Н. В. Витрука, по отношению к государству личность выступает прежде всего в специфическом качестве гражданина или субъекта иного правового (гражданского) состояния [2]. В свою очередь, природа прав человека и их значение трактуются иным образом. Одни авторы утверждают, что права человека — это общесоциологическая, а не юридическая категория (в отличие от прав гражданина). Как пишет Л. Д. Воеводин, в государстве эти права и свободы являются вместе с тем и в первую очередь правами и свободами гражданина [3, c. 24].
В своей статье «Правовой статус личности: проблемы природы и элементного состава» Г. А. Якимов утверждает, что конституционный статус гражданина отличается от конституционного статуса человека не только расширенным набором прав (в основном за счет политических и социальных), но и более широким кругом обязанностей. Отношения гражданства предполагают и определенную ответственность (как правовую, так и неправовую) гражданина за действия (бездействие) государства. Гражданство есть политико-правовое состояние, отражающее связь между гражданином и государством. В российское гражданство можно вступить, гражданин Российской Федерации может изменить гражданство. Поэтому правомерно говорить о возможности осознанного выбора между нахождением в правовом статусе человека в Российской Федерации и нахождением в правовом статусе гражданина Российской Федерации. Гражданство, следовательно, является предпосылкой возникновения родового статуса — статуса гражданина. В качестве общего (базового) нужно рассматривать конституционный статус человека [10]
Литература:
- Азаров А., Ройтер В., Хюфнер К. Права человека. Международные и российские механизмы защиты. М.: Московская школа прав человека, 2003. — С. 32.
- Витрук Н. В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе. М., 1
- Воеводин Л. Д. Юридический статус личности в России. М., 1997. С. 30. 979. С. 24
- Конституция РФ.- М., 1993,-с.-2
- Лукашева Е. А. Общая теория прав человека. — М.: НОРМА, 1996, с. 16
- Мамут Л. С. Социальное государство с точки зрения права // Государство и право. — 2001.- № 7.- С. 13.
- Нерсесянц В. С. Философия права: учеб. — М.: ИНФРА-М НОРМА, 1997. С.90
- Общая теория права и государства: учеб. / под ред. проф. Лазарева В. В. — М.: ЮРИСТЪ, 1999. — С. 15
- Явич Л. С. Сущность права Издательство: Л.: Ленинградский Университет,1985 г.
- Якимов Г. А. «Правовой статус личности: проблемы природы и элементного состава http://www.ruzh.org/rlj/2008/2008_2/DJVU/1430.pdf