В статье рассматриваются особенности и необходимость защиты прав и интересов несовершеннолетних, возможные последствия их беспризорности, а также роль комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Рассмотрены основные аспекты правового регулирования деятельности данных комиссии и проблемы в сфере законодательного регулирования.
Актуальной проблемой на данный момент для общества является преступность несовершеннолетних реализованная в том числе и на государственном уровне. В сложившихся условиях реализация действенной политики предупреждения преступности подростков, детей, несовершеннолетних и защиты их прав играет важную роль. Предупреждение преступности несовершеннолетних, как и предупреждение всей преступности, осуществляется конкретными субъектами [3, с. 118].
Исследуя данный вопрос, можно обратиться к данным статистики. В 2017 году произошло снижение преступлений и правонарушений несовершеннолетних совершенных несовершеннолетними. Также снизился рост преступлений и правонарушений несовершеннолетних, совершивших в группе.
По данным отчетности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав на их учете в 2016 году стояло 71 несовершеннолетних, а в 2017 году 58 несовершеннолетних. Также по результатам исследования государственными органами было выявлено, что за 2016 год было вынесено 507 постановлений, а за 2017–450 постановлений, из них 280 было предупреждений, а 170 было штрафов. В 2017 году 7 несовершеннолетних привлечены к уголовной ответственности. 1 несовершеннолетний по решению суда был направлен в центр временного содержания, 48 несовершеннолетних совершили правонарушения. Не уменьшается количество несовершеннолетних совершающих преступления и правонарушения, будучи стоящими на учете в учреждениях системы профилактики [3, с 53].
Данные свидетельствуют, что есть необходимость в защите и заботе о несовершеннолетних находящихся на грани совершения преступления или тех, кто остался например без попечения. В рассматриваемом вопросе, безусловно, основополагающую роль среди субъектов занимают комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, которые выполняют эту функцию.
На сегодняшний день на учете комиссии состоят семьи и несовершеннолетние, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа.
Также по данным исследования в 2017 году было проведено 11 дней профилактики с участием субъектов системы профилактики при координирующей роли комиссии по делам несовершеннолетних и защите их нрав. Проводились совместные рейды в семьях, состоящие на учете в полиции и в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, и семье находящихся в категории «трудная жизненная ситуация». Посещались несовершеннолетние, состоявшие на профилактических учетах. При посещение несовершеннолетних и их семей проводятся беседы направленные на повышение правой культуры: разъясняются обязанности родителей по воспитанию, содержанию и обучению своих детей, информируют об ответственности за ненадлежащие исполнение родительских обязанностей. Проводятся беседы о недопустимости жестокого обращения с несовершеннолетними, насильственных методов воспитания. Разъясняют правовые последствия совершения несовершеннолетними преступлений или правонарушений. Вручают памятки, буклеты, информационные листы на антинаркотическую, антиалкогольную тематику.
Так, во исполнение одной из своих первоочередных задач (предупреждения преступности) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав на муниципальном уровне рассматривают вопросы, затрагивающие профилактику безнадзорности и административных правонарушений, наркоманию, алкоголизм несовершеннолетних; кроме того, на заседаниях комиссий решаются вопросы, касающиеся организации досуга, отдыха, оздоровления и трудовой занятости детей, предупреждения их повторной преступности и совершения ими общественно-опасных деяний. По результатам подобных заседаний коллегиально принимаются конкретные решения, которые направлены на совершенствование системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Претворяя в жизнь вышеназванные мероприятия, комиссии к тому же осуществляют индивидуальную профилактическую работу с подростками и членами их семей, подвергшимся социально опасным условиям. Реализация мер по защите прав и законных интересов несовершеннолетних проявляется в принятии комиссиями по делам несовершеннолетних специальных постановлений, затрагивающих вопросы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, поручении их осуществления органам и учреждениям системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних [1, с. 54].
Положительный показатель проводимой работы ярко прослеживается в следующих моментах: при рассмотрении обращений граждан в виде жалоб и заявлений; оформлении документов и социальных пособий, организации летнего досуга и трудоустройства несовершеннолетних; разрешении возникающих конфликтов; оказании юридической, социальной, психолого-педагогической помощи. Особо следует отметить содействие комиссий при разрешении такого важного вопроса, как лишение родительских прав тех граждан, которые злостно уклоняются от своих обязанностей по воспитанию несовершеннолетних детей, в частности, путем направления в судебные органы исковых заявлений в интересах несовершеннолетних.
Таким образом, деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в настоящее время является ключевой составляющей социальной политики государства и должна сопровождаться повышением качества всех ювенальных органов, чтобы роль закона и защиты прав ребенка были усилены, а соответствующие объединения были еще больше вовлечены в решение социальных проблем в целях формирования устойчивого социального развития российского общества [4, с. 359].
Говоря о нормативно правовом регулировании деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав важно отметить, что в соответствии со ст. 38 Конституции РФ, в Российской Федерации детство находится под защитой государства, забота о детях и их воспитании представляет конституционную обязанность членов семьи, государственных органов власти и управления. В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» создаются комиссии по делам несовершеннолетних и их защите, также согласно данному документу определяется направление действий данных комиссий. В соответствии с указанным законом комиссии по делам несовершеннолетних на ряду с другими органами и учреждениями реализуют систему профилактики и предупреждения правонарушений несовершеннолетних и безнадзорности среди них, тем самым обязуются обеспечивать соблюдение законных прав и интересов несовершеннолетних, защищать их права и интересы, обеспечивать выявления ситуаций насилия, дискриминации, опасного социального положения, эксплуатацию и прочие действия, которые нарушают права несовершеннолетних. При выявлении таких действий комиссиям следует информироваться соответствующие учреждения и государственные органы.
Более подробная характеристика деятельности комиссий по делам несовершеннолетних содержится в Постановлении Правительства РФ «Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав», являющееся временным актом, призванным ликвидировать законодательные пробелы. Подобная ситуация обусловлена тем, что Положение от 3 июня 1967 года «О комиссиях по делам несовершеннолетних», утвержденное Указом Президиума Верховного Совета РСФСР утратило свою силу.
Согласно п. 2 вышеназванного Примерного положения система комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав представляется двухуровневой и состоит из комиссий субъектов Российской Федерации и территориальных и муниципальных комиссий [2].
Законодательное регулирование комиссий на уровне субъектов осуществляется соответствующими законами субъектов Федерации. Кроме того, нормативные акты муниципального уровня также закрепляют вопросы создания и деятельности территориальных комиссий [1, с. 108].
Однако не стоит забывать, что помимо территориальных комиссий в РФ предусмотрено создание Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Ее деятельность регулирует специальный акт, а именно Постановление Правительства РФ от б мая 2006 года № 272 «О Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав», из п. 1 которого следует, что она является координационным органом, который образован для обеспечения единого государственного подхода к разрешению проблем защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. Таким образом, фактически в нашей стране существует трехуровневая система комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. В этой связи видится необходимость закрепления данного положения на законодательном уровне
Литература:
- Беженцев А. А. Роль комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в профилактике правонарушений несовершеннолетних, перспективы модернизации административной деятельности II Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2017. № 1 (73). С. 52–58.
- Данные портала правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации. URL: http://crimestat.ru/regions_chart_total (дата обращения: 28.04.2018).
- Демидова-Петрова Е. В. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав как субъект специального предупреждения преступности несовершеннолетних II Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 6. С. 116–121.
- Низиев В. С. Административно-правовое регулирование деятельности комиссий по делам несовершеннолетних II Научный альманах. 2017. № 2–1 (28). С. 357–359.