С первых дней жизни к ребенку поступает колоссальная цветовая информация. И дети очень рано начинают обращать внимание на окраску предметов. Но мир цвета открывается ребенку не сразу, а в определенной последовательности. Сначала ребенок воспринимает только теплые цвета — красный, оранжевый, желтый; с развитием психических реакций к ним добавляется зеленый, голубой, синий, фиолетовый, и постепенно ребенку становится доступно все многообразие цветовых тонов спектра.
В три года дети знают название двух-трех основных цветов, а узнают и соотносят четыре-пять цветов. Часто малонасыщенные цвета дети называют «белыми»: недостаточное восприятие слабонасыщенных цветов влияет и на их называние. Это говорит о том, что с детьми необходимо проводить специальную работу по развитию цветовосприятия и цветоразличения.
Ребенок, по выражению К. Д. Ушинского, «мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще». При работе над цветовосприятием и цветоразличением необходимо исключить хаотические цветовые и световые эффекты, т. к. психика ребенка может не выдержать подобной информации, следствием чего станут неврозы. Дошкольники, как правило, связывают цвет с образом предмета: зеленый — трава, елочка; желтый — солнышко, цыпленок; синий — море, и т. п. Поэтому при работе по развитию цветовосприятия главное — использование естественных форм. Восприятие цвета отличаются от восприятия форм и размера прежде всего тем, что оно может осуществляться только при помощи зрительной ориентировки. Иными словами, цвет обязательно нужно УВИДЕТЬ. Когда два цвета вплотную прилегают друг к другу ребенок может увидеть их одинаковость или неодинаковость. На этом этапе можно рекомендовать задания типа: «Подбери к каждой чашке блюдца такого цвета»; Посади каждую бабочку на цветок такого же цвета» и т. п.
В ходе работы по развитию у детей цветовосприятия и цветоразличения можно проводить профилактику целого ряда заболеваний. Знания о цветолечении дошли до нашего времени из глубокой древности. Сейчас их углубляют, проводя научные исследования. Интересные рекомендации по цветолечению детей даны в книге Т. Г. Глушанок и Л. Н. Волковой «Тайны здоровья ребенка».
Возможности ребенка младшего дошкольного возраста по цветовосприятию и цветоразличению:
‒ Различение и называние основных цветов спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, голубой, фиолетовый), коричневый, черный;
‒ Соотнесение предметов по признаку цвета;
‒ Нахождение в окружающем пространстве заданный цвет или оттенок (светлый, темный);
Возможности ребенка старшего дошкольного возраста по цветовосприятию и цветоразличению:
‒ Называние основных цветов и их оттенков по насыщенности и светлоте;
‒ Различение контрастных и смежных цветов;
‒ Соотнесение цвета, как признака предметов и явлений окружающего мира;
‒ Нахождение предметов заданного цвета и оттенка в окружающем пространстве;
‒ Различение цвета одного или нескольких движущихся объектов.
Знакомство с цветом стимулирует работу зрительного анализатора, активизирует зрительные реакции на цветовой раздражитель, способствует зрительному анализу и синтезу предметов, обогатит ребенка зрительными впечатлениями, подарит яркие образы, помогут в воспитании художественного вкуса [1].
Игры, способствующие развитию цветовосприятия и цветоразличения:
‒ «Подбери по цвету»;
‒ «Назови все предметы в окружающем пространстве данного цвета»;
‒ «Цветик-семицветик»;
‒ «Радуга»»
‒ «Назови оттенки одного цвета»»
‒ «Выложи цветовые дорожки по образцу»;
‒ «Разноцветные бусы»;
‒ «Определи холодные и теплые цвета и оттенки»;
‒ «Найди контрастные и смежные цвета»
‒ «Сортировка предметов по цвету»
‒ «Подбери цвета всех времен года»
‒ «Какого цвета не стало?»
‒ «Какой цвет лишний?»
‒ «Одень куклу в одежды одного тона» и т. д.
Большинство отечественных ученых выделяют форму как наиболее информативный признак при восприятии объекта. Проведенное изучение особенностей развития представлений о форме у детей с косоглазием и амблиопией показало, что даже на пятом году жизни у них не сформированы действия сличения и различения, а также соотнесение формы геометрических фигур с формой реальных предметов и их изображений.
Тактильно-зрительный способ обследования предметов окружающего мира является наиболее активной формой зрительного восприятия, который дает возможность успешно анализировать форму предметов и сопоставлять ее с геометрическими эталонами. Наряду с этим способом включается в процесс зрительного восприятия тактильно-двигательный и зрительно-двигательный способы обследования.
Совокупность этих трех способов предметного обследования дает ребенку возможность наиболее полного восприятия формы.
Получив результаты обследования, можно приступить к решению следующих задач:
- Закреплять знания детей о формах, их элементах признаках и свойствах;
- Упражнять в умении видеть формы геометрических фигур в окружающих предметах;
- Упражнять в различении и группировки геометрических фигур;
- Учить соотносить объемные фигуры с их изображением на плоскости и наоборот;
- Учить конструировать из одних геометрических фигур другие.
Формирование представлений о форме у детей с нарушением зрения — длительный процесс. Поэтому знакомство и освоение различных форм проходит в несколько этапов:
На первом— дети знакомятся с кругом. квадратом, треугольником, овалом, прямоугольником, ромбом, многоугольником.
В процессе зрительно-осязательного обследования они учатся выделять признаки этих фигур и словесно их обозначать. С этой целью проводятся такие дидактические игры, как «Чудесный мешочек», «найди фигуру по описанию», «Дорисуй фигуру», Выложи фигуру из палочек» и т. д. Дети комментируют свои действия и доказывают правильность выбора. Затем задаются параметры фигуры (цвет, форма, величина), по которым дети находят и описывают ее (например, большой белый квадрат и т. п.) [2].
Знакомство с формой лучше начинать не с объемной, а с плоскостной фигуры. Они являются более обобщенными по сравнению с объемными. Они отображают наиболее существенную для восприятия сторону формы предмета — его контур и могут быть использованы в качестве образцов при восприятии формы и объемных и плоскостных предметов. Так, круг выражает особенности формы мяча и тарелки. Это дает основание использовать в процессе сенсорного воспитания в качестве эталонов формы именно плоскостные фигуры. Введение же наряду с ними объемных фигур (шара, куба и других) может вызвать лишь дополнительные трудности.
Когда дети усвоят признаки геометрических фигур надо начинать учить их соотносить с формой реальных предметов и их изображений. Предлагаются игры, направленные на развитие умения выделять геометрические фигуры на рисунке и в окружающей обстановке: «Заколдованные овощи и фрукты», «Что бывает круглое (квадратное, треугольное и т. п.) и т. д.
На завершающей стадии детям предлагаются следующие игры и упражнения: «Какая фигура лишняя», «Зрительный (слуховой) диктант», «Сравни фигуры», «Продолжи цепочку», «Нарисуй недостающую фигуру».
На втором этапе у дошкольников формируют умения зрительно находить в реальных предметах знакомые геометрические формы. Важно научить детей давать подробные словесные описания каждой части сложной формы, а также узнавать их по словесному описанию. Это осуществляется в следующих дидактических играх: «Геометрическая мозаика», «Разрезные картинки», «Сложи узор (Б. Н. Никитин).
На третьем этапе детей 6–7 лет надо знакомить с объемными геометрическими телами — шаром, кубом, конусом, цилиндром и т. д. В это время дошкольники учатся находить и называть элементы многогранника (вершина, основание, грань), соотносить объемные геометрические тела с их изображениями на плоскости, расчленять сложные предметы на составляющие их формы (например, у неваляшки части тела — шары разной величины). Рекомендуется проводить такие игры, как «Фотограф», «Подбери тень к фигуре», «Подбери и расставь предметы по схеме», «Их каких объемных тел состоит предмет» [3].
На четвертом этапе формируются навыки зрительного анализа, умение видоизменять и расчленять геометрические фигуры, конструировать из одних фигур другие. Особое место в это время занимают «Танграм», «Волшебный квадрат», «Колумбово яйцо» и др. Игры интересны детям, т. к. их увлекает результат.
Обучающая и коррекционно-развивающая направленность игр и заданий обеспечивает освоение программы в разделе «Форма», положительную динамику развития психических процессов ребенка, высокий уровень готовности к обучению в школе.
Все предметы окружающего мира неодинаковы. Одни отличаются друг от друга по высоте, другие — по длине, третьи — по ширине или по всем трем признакам сразу. И поскольку величина — относительное свойство, ее точное определение производится при помощи условных мер. Система мер сознательно устанавливаться людьми, причем за основу может быть принята любая произвольная единица. Но в области восприятия мы не всегда пользуемся метрической системой. Величина предмета обычно устанавливается в зависимости от места, занимаемого им в ряду однородных предметов. Так, большая собака — это собака, которая больше большинства других собак. Но при этом она намного меньше маленького слона.
Таким образом, в качестве эталонов величины выступают представления об отношениях по величине между предметами, обозначаемые словами, указывающими на место предмета в ряду других («большой», «маленький», «самый большой» и т. д.). Усложнение этих представлений заключается в постепенном переходе от сравнения двух-трех предметов к сравнению многих предметов, образующих ряд убывающих или возрастающих величин.
Сначала дошкольников знакомят с основными образцами, а позднее — с их разновидностями. Важно, чтобы взрослый, показывая и называя их, предлагал детям задания, направленные на сопоставление разных эталонов между собой, подбор одинаковых, закрепление каждого эталона в памяти, например, «Построй пирамидку», «Собери снеговика», «Построй лесенку», Выложи последовательно от большого к малому и наоборот», «Расставь по росту людей (животных), «Подбери лыжникам палки и лыжи по величине» и т. д.
Формированию представлений о величине способствует выстраивание предметов в ряды убывающей или нарастающей величины. При этом сначала ребенок ориентируется на общую форму образца, а потом начинает осознавать отношения между элементами (каждый следующий элемент больше или меньше предыдущего).
Аналитическое восприятие величины связано не с выделением и объединением частей сложного целого, а с выделением разных измерений величины предмета — длины, ширины, высоты. Но нельзя длину или ширину отделить от самого предмета. Поэтому правильным путем является сопоставление предметов по данным измерениям. При этом нельзя забывать, что сами измерения предмета носят относительный характер: их определение зависит от его положения в пространстве.
Литература:
- Григорьева Л. П., Блинникова И. В., Бернадская М. Э., Солнцева О. Г. Развитие восприятия ребенка. // Пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе. — М.: «Школа-Пресс», 2001.
- Плаксина Л. И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения. — М., 1985.
- Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида под ред. Л. И. Плаксиной. — М.: Издательство «Экзамен», 2005.