Изучение самооценки младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №26 (212) июнь 2018 г.

Дата публикации: 01.07.2018

Статья просмотрена: 2801 раз

Библиографическое описание:

Баркова, Н. П. Изучение самооценки младших школьников / Н. П. Баркова, Н. И. Аркаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 26 (212). — С. 148-153. — URL: https://moluch.ru/archive/212/51873/ (дата обращения: 15.11.2024).



Статья посвящена изучению самооценки младших школьников. Представлены результаты констатирующего эксперимента и составлены рекомендации педагогам и родителям по оптимизации самооценки младших школьников.

Ключевые слова: самооценка, младшие школьники, я-концепция, аутосимпатия, констатирующий эксперимент

The article is devoted to the study of self-esteem of younger students. Presents the results of an experiment and recommendations for teachers and parents to optimize the self-esteem of younger students.

Key words: self-esteem, primary school students, self-concept, automate, ascertaining experiment

В настоящее время изучение самооценки человека в процессе его жизнедеятельности имеют большое значение в психологической теории и практике.

Уровень самооценки отражает степень удовлетворенности или неудовлетворенности собой, уровень самоуважения. Самооценка создает основу для восприятия собственного успеха.

. Проблема развития самооценки, как наиболее значимого структурного компонента самосознания и Я-концепции человека, с давних пор находится в центре внимания отечественной и зарубежной науки: определены психологические особенности самооценки на разных возрастных этапах (Р. Берне, Л. И. Божович, К. Роджерс, С. Л. Рубинштейн, Д. И. Фельдштейн), рассмотрены вопросы коррекции самооценки (Б. Н. Мясищев, Ю. М. Орлов, А. В. Петровский, Т. А. Репина,, Д. Б. Эльконин), определено место самооценки структуре личности (Л. С. Выготский, И. С. Кон, Я. Л. Коломинский, А. Н. Леонтьев, А. И. Липкина, М. И. Лисина,) и многие другие.

Психологическим словарем самооценка определяется как ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения [2].

Самооценка в младшем школьном возрасте формируется в основном под влиянием учителя [3]. Особое значение дети придают интеллектуальным возможностям и тому, как их оценивают другие (взрослые и сверстники). При этом им важно, чтобы положительная оценка была общепризнана [4].

Активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт — вот те качества, которые свойственны детям с адекватной самооценкой. Они охотно участвуют в играх, не обижаются, если оказываются проигравшими [5].

Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость часто свойственны детям с заниженной самооценкой. Они не хотят участвовать в играх, потому что боятся оказаться хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются [6]. Иногда дети, которым дается негативная оценка в семье, стремятся компенсировать это в общении со сверстниками. Они хотят всегда и везде быть первыми и принимают близко к сердцу, если это им не удается [7].

При завышенной самооценке дети во всем стремятся быть лучше других. Часто от такого ребенка можно услышать: «Я — самый лучший (сильный, красивый). Вы все должны меня слушать». Он часто бывает агрессивен с теми детьми, которые тоже хотят быть лидерами [8,9].

Исследование по изучению самооценки младших школьников, которое проходило в три этапа:

  1. Поисково-подготовительный (2016–2017г.г.).
  2. Опытно-экспериментальный (2017–2018г.г.).
  3. Контрольно-обобщающий (2018г.г.).

На констатирующем этапе была проведена исследовательская работа по изучению психологических особенностей самооценки младших школьников. Школьники были опрошены по методикам: «Изучение самоотношения» В. В. Столина, «Изучение самооценки» А. М. Прихожан, «Изучение самооценки личности школьника» С. В. Ковалев.

Исследование проводилось на базе МАОУ Гимназия № 93 им. А. Ф. Гелича, г. Челябинска, в исследовании принимали участие младшие школьники 3«А» класса в количестве 15 человек, из них 7 мальчиков и 8 девочек и ученики 3«В» класса в количестве 15 человек, из них 6 мальчиков и 9 девочек. Всего в исследовании приняли участие 30 человек.

Перейдем к результатам констатирующего эксперимента. Результаты констатирующего этапа. Для изучения самооценки в структуре самоотношения младших школьников использовалась методика В. В. Столина «Изучение самоотношения». Результаты исследования представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Распределение результатов исследования по методике В. В. Столина «Изучение самоотношения»

Проведенный анализ исследования по методике «Изучение самоотношения» В. В. Столина показывает, что по шкале «самоуважение» высокий уровень у 36 % (5) школьников из 3 «А» и 32 % (4) школьников из 3 «В». Средний уровень у 20 % (3) школьников из 3 «А» класса и 24 % (4) школьников из 3 «В» класса, низкий уровень у 44 % (7) школьников в обоих классах. Шкала самоуважения показывает тот аспект самоотношения, который эмоционально и содержательно объединяет веру в свои силы, способности, энергию, самостоятельность, оценку своих возможностей контролировать собственную жизнь и быть самопоследовательным, понимание самого себя.

Высокий уровень аутосимпатии у 16 % (2) школьников из 3 «А» класса и 20 % (3) из 3 «В» класса, средний уровень у 52 % (8) школьников из 3 «А» класса и 48 % (7) школьников из 3 «В» класса. Низкий уровень аутосимпатии у 32 % (5) школьников в 3 «А» классе и 40 %(6) школьников из 3 «В» класса, у них наблюдается враждебность к собственному «Я». Аутосимпатия, шкала, в которой отражается дружественность-враждебность к собственному «Я». В шкалу вошли пункты, касающиеся «самопринятия» и «самообвинения.

Шкала ожидания положительного отношения от других людей отражает ожидание позитивного или негативного отношения к себе окружающих. У 8 % (1) школьник из 3 «А» класса и 12 % (2) школьника из 3 «В» класса высокий уровень, у 36 % (5) школьников из 3 «А» класса и 32 % (4) школьников из 3 «В» класса средний уровень.

Эти школьники ждут положительного отношения к себе, желают себе по-настоящему добра. У 56 %(8) младших школьников обоих классов, т. е. чуть больше половины низкий уровень, что свидетельствует об антипатичном отношении к себе как от чужих, так и от близких людей. Такие школьники считают себя уникальными, непохожими на других, и они не ставят перед собой задачу на увеличение самоуважения.

Шкала самоинтереса отражает меру близости к самому себе, в частности — интерес к собственным мыслям и чувствам, готовность общаться с собой «на равных», уверенность в своей интересности для других, высокий уровень данного признака у 44 %(7) школьников из 3 «А» класса и 40 % (6) школьников из 3 «В» класса, средний уровень у 24 %(4) школьника из 3 «А» класса и 20 %(3) школьника из 3 «В» класса и низкий уровень у 32 % (5) школьников из 3 «А» класса и 40 % (6) школьников из 3 «В» класса.

Шкала глобального самоотношения, т. е. внутренне недифференцированного чувства «за» и «против» самого себя показывает: высокий уровень у 32 %(5) школьников из 3 «А» класса и 32 % (5) школьников из 3 «В» класса, средний уровень у 32 % %(5) школьников из 3 «А» класса и 36 %(6) школьников из 3 «В» класса. Глобальное отрицательное отношение к себе наблюдается у 36 % (6) школьников из 3 «А» класса и 32 % (5) школьников из 3 «В» класса в обеих группах.

Таким образом, перечисленные шкалы образуют обобщенный уровень самоотношения. Из пяти основных шкал наибольшее количество младших школьников показали высокий уровень признаки самоинтереса 44 % (8) школьников из 3 «А» класса и 40 % (7) школьников из 3 «В» класса, затем по убывающей — самоуважение 36 % (6) школьников из 3 «А» класса и 32 % (5) школьников из 3 «В» класса, аутосимпатии 16 % (2) школьника из 3 «А» класса и 20 % (3) школьника из 3 «В» класса и на последнем месте ожидание положительного отношения от других 8 % (1) школьник из 3 «А» класса и 12 %(2) школьника из 3 «В» класса.

Следовательно, наиболее проблемные зоны самоотношения младших школьников — это аутосимпатия (большое количество школьников, самообвиняющих себя) и ожидание положительного отношения от других (большое количество школьников, ожидающих антипатичного отношения к себе).

Результаты диагностики по методике А. М. Прихожан «Изучение самооценки» представлены на рисунке 2.

Рис. 2. Распределение результатов исследования по методике А. М. Прихожан «Изучение самооценки»

Рассматривая результаты нормы, можно предположить, что высокий уровень по шкалам: уважение сверстников 44 % (7) школьников из 3 «А» класса и 40 % (6) школьников из 3 «В» класса, характер — по 40 % (6) школьников из обоих классов и ум и способности 36 % (5) школьников из 3 «А» класса и 40 % (5) школьников из 3 «В» класса, т. е. в этих областях такое количество детей оценивает себя наиболее адекватно в общении со сверстниками, способности в учебе и вне ее.

Показатели выше среднего можно также считать приближенными к норме (т. е. адекватными для данного возраста). Наибольшие показатели самооценки выше среднего составили по шкалам здоровье 60 % (9) школьников из 3 «А» класса и 60 % (9) школьников из 3 «В» класса, т. е. эти ребята считают себя вполне здоровыми, и не мнительными в отношении своего здоровья ум и способности. Уверенность в себе на уровне выше среднего наблюдается у 48 % (8) школьников из 3 «А» класса и 44 % (7) школьников из 3 «В» класса. Так же считают себя вполне красивыми и привлекательными по 44 % (5) школьников из обоих классов.

В остальных случаях самооценка младших школьников является неадекватной: как завышенная, так и низкая. Наибольший процент завышенной самооценки наблюдается по шкалам «умелые ручки» 20 % (3) школьника из 3 «А» класса и 24 % (4) школьника из 3 «В» класса — это ребята, которые считают, что ничего не умеют делать своими руками, а также неприспособленными к домашней работе.

Некрасивыми и несчастными считают себя 16 % (2) школьника из 3 «А» класса и 12 % (2) школьника из 3 «В» класса. Наибольший процент низкой самооценки наблюдается по шкалам: уверенность в себе 36 % (5) школьников из 3 «А» класса и 30 % (4) школьников из 3 «В» класса, т. е. такие ребята весьма неуверенные в себе, им тяжелее общаться со сверстниками и учителями, чем другим ребятам.

Считают себя совершенно несчастными 36 % (5) школьников из 3«А» класса и 40 % (6) школьников из 3 «В» класса. Они же считают, что их сверстники не уважают — 36 % (5) школьников из 3 «А» класса и 40 % (6) школьников из 3 «В» класса.

Итак, результаты методики А. М. Прихожан показали, что в изучаемых группах наблюдаются варианты как завышения, так и занижения нормы, которые составляют порядка трети участников эксперимента. Такие шкалы как уважение сверстников и уверенность в себе получили как самые низкие, так и самые высокие процентные показатели.

У младших школьников, неадекватно оценивающих себя, сниженная самооценка наблюдается по критериям: уверенность в себе, счастье, уважение сверстников. Завышенная самооценка касается в основном таких зон как умелые ручки, красота и счастье. Разница в группах по изучаемым факторам не значима и составляет не более 8 %.

Результаты диагностики по методике С. В. Ковалева «Изучение самооценки личности школьника» представлены на рисунке 3.

Рис. 3. Распределение результатов исследования по методике С. В. Ковалева «Изучение самооценки личности школьника»

Рассматривая результаты исследования самооценки младших школьников по методике С. В. Ковалева, можно отметить, что в изучаемых классах сниженный уровень имеют около трети школьников 36 % (5) школьников из 3 «А» класса и 28 % (4) школьников из 3 «В» класса, адекватная самооценка наблюдается у 56 % (8) школьников из 3 «А» класса и в 60 %(9) из школьников 3 «В» класса, завышенный уровень имеют небольшое количество ребят — 8 % (1) школьник из 3 «А» класса и 12 % (2) школьника из 3 «В» класса.

Используя методы математической статистики, подтвердим достоверность полученных результатов. Сопоставим полученные результаты по классу 3 «А» и по классу 3 «В» по U-критерию Манна-Уитни.

Сформулируем рабочие гипотезы:

H0: Уровень самооценки в классе 3 «А» не ниже уровня самооценки в классе 3 «В»,

H1: Уровень самооценки в классе 3 «А» ниже уровня самооценки в классе 3 «В».

В соответствии со следующим шагом алгоритма определим эмпирическую величину U.

Uэмп = (15*15) + — 120 = 225

Построим ось значимости.

Рис. 4. Ось значимости

Uэмп ≥ Uкр, следовательно, принимается H0: уровень самооценки в классе 3 «А» не ниже уровня самооценки в классе 3 «В».

Эмпирическое значение критерия находится в зоне значимости, поэтому принимается альтернативная гипотеза: уровень самооценки в классе 3 «А» не ниже уровня самооценки в классе 3 «В».

Резюмируя вышесказанное, можно констатировать, что у большинства испытуемых по всем заявленным показателям преобладает адекватный уровень самооценки. Группа младших школьников, имеющих завышенный и низкий уровень, нуждается в дальнейшей, планомерной работе по формированию адекватной самооценки младших школьников. Уровень самооценки имеет огромное влияние на всю жизнь человека, именно поэтому задача родителей и педагогов состоит в том, чтобы помочь ребёнку как можно раньше развить адекватную самооценку. Существует множество способов привить ребёнку понимание его способности творить, любить, совершать благородные поступки, начиная с самого раннего возраста. Повышение самооценки автоматически ведет к улучшениям во всех аспектах жизни. А низкая самооценка (следствие неуверенности и робости) — залог торможения процесса принятия решений, без которых не происходит ни одно действие.

Литература:

  1. Божович, Л. И. Избранные психологические труды / Л. И. Божович. — М., Просвещение 2015. — 273 с.
  2. Ефимкина, Р. П. Детская психология. — Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 2010. — 470 с.
  3. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология (Развитие ребёнка от рождения до 17 лет) / И. Ю. Кулагина. — М.; УРАО, 1997. — 176 с.
  4. Немова, Р. С. Психология. — М.: Просвещение, 2007. — 192 с.
  5. Петровский, А. В. Общая психология. — М.: Наука, 2012. — 220 с.
  6. Долгова, В.И., Ордина, И. П. Формирование позитивной я-концепции старших школьников // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. — 2012. — № 4 (24). — С. 63–65.
  7. Долгова, В. И. Субъекты и объекты образования в проекции ценностных и смысложизненных ориентаций // В сборнике: Subject and object of cognition in a projection of educational techniques and psychological concepts LXXXII International Research and Practice Conference and II stage of the Championship in Psychology and Educational sciences (London, June 05 — June 10, 2014). Chief editor — Pavlov V. V.. — London, 2014. — С. 62–65.
  8. Долгова, В. И. Природа как фактор нравственного развития личности // В сборнике: Учащаяся молодежь России: прошлое, настоящее, будущее Рушанин В. Я. Р. — Челябинск, 2000. — С. 169–171.
Основные термины (генерируются автоматически): школьник, класс, уровень самооценки, высокий уровень, адекватная самооценка, положительное отношение, Столин, уровень, шкала, изучение самооценки.


Похожие статьи

Самооценка и ее роль в формировании личности

В статье рассматриваются причины заниженной самооценки, а также ее влияние на формирование личности подростка, приведены результаты исследования уровня самооценки, проведенного автором, а также представлен комплекс упражнений для повышения уровня сам...

Рисунок как средство психодиагностики возрастных переживаний

В статье автор исследует возможности выявления возрастных переживаний в ходе изобразительной деятельности дошкольников 6–7 лет. Представлено итоговое резюме кейса одного из испытуемых.

Формирование критического мышления младших школьников на уроках окружающего мира: опытно-экспериментальная часть

В статье рассматривается проблема формирования критического мышления у младших школьников. Изложены результаты опытно-экспериментальной работы по формированию критического мышления учащихся на уроках по предмету «Окружающий мир».

Проблема формирования внутренней позиции ученика первого класса сельской школы

В статье описана проблема формирования внутренней позиции первоклассников сельской школы. Представлены результаты изучения развития самооценки младших школьников по отношению к своему «образу Я», как основного компонента внутренней позиции ученика и ...

Связь учебной мотивации в младшем школьном возрасте и самооценки личности

В статье представлены результаты исследования связи учебной мотивации младшего школьника и самооценки.

Тревожность младших школьников в учебном процессе

Статья посвящена особенностям тревожности младших школьников. Осуществлен теоретический анализ проблемы тревожности учащихся начальной школы. Проанализированы различные подходы к определению сущности таких понятий, как тревожность, страх младших школ...

Анализ результатов проведения программы психологического сопровождения снижения тревожности родителей старших школьников в период подготовки к итоговым экзаменам

Статья посвящена результатам эмпирического исследования проблемы психологического сопровождения снижения тревожности родителей старшеклассников в период подготовки к итоговым экзаменам. Автором приводится анализ математико-статистической обработки эк...

Продуктивная деятельность как фактор самооценки у младшего школьника

В статье рассматривается влияние продуктивной деятельности на уроках русского языка на успешность формирования самооценки у младшего школьника, что подтверждается выявлением динамики в ее проявлении на основе количественных показателей, определенных ...

Экспериментальная деятельность как условие формирования любознательности у детей 5–6 лет

В статье рассматриваются некоторые теоретические аспекты вопроса формирования любознательности у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования. Также представлена педагогическая работа по развитию любознательности у детей старшег...

Диагностика социальной компетентности младших школьников

В статье представлены результаты диагностики социальной компетентности младших школьников.

Похожие статьи

Самооценка и ее роль в формировании личности

В статье рассматриваются причины заниженной самооценки, а также ее влияние на формирование личности подростка, приведены результаты исследования уровня самооценки, проведенного автором, а также представлен комплекс упражнений для повышения уровня сам...

Рисунок как средство психодиагностики возрастных переживаний

В статье автор исследует возможности выявления возрастных переживаний в ходе изобразительной деятельности дошкольников 6–7 лет. Представлено итоговое резюме кейса одного из испытуемых.

Формирование критического мышления младших школьников на уроках окружающего мира: опытно-экспериментальная часть

В статье рассматривается проблема формирования критического мышления у младших школьников. Изложены результаты опытно-экспериментальной работы по формированию критического мышления учащихся на уроках по предмету «Окружающий мир».

Проблема формирования внутренней позиции ученика первого класса сельской школы

В статье описана проблема формирования внутренней позиции первоклассников сельской школы. Представлены результаты изучения развития самооценки младших школьников по отношению к своему «образу Я», как основного компонента внутренней позиции ученика и ...

Связь учебной мотивации в младшем школьном возрасте и самооценки личности

В статье представлены результаты исследования связи учебной мотивации младшего школьника и самооценки.

Тревожность младших школьников в учебном процессе

Статья посвящена особенностям тревожности младших школьников. Осуществлен теоретический анализ проблемы тревожности учащихся начальной школы. Проанализированы различные подходы к определению сущности таких понятий, как тревожность, страх младших школ...

Анализ результатов проведения программы психологического сопровождения снижения тревожности родителей старших школьников в период подготовки к итоговым экзаменам

Статья посвящена результатам эмпирического исследования проблемы психологического сопровождения снижения тревожности родителей старшеклассников в период подготовки к итоговым экзаменам. Автором приводится анализ математико-статистической обработки эк...

Продуктивная деятельность как фактор самооценки у младшего школьника

В статье рассматривается влияние продуктивной деятельности на уроках русского языка на успешность формирования самооценки у младшего школьника, что подтверждается выявлением динамики в ее проявлении на основе количественных показателей, определенных ...

Экспериментальная деятельность как условие формирования любознательности у детей 5–6 лет

В статье рассматриваются некоторые теоретические аспекты вопроса формирования любознательности у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования. Также представлена педагогическая работа по развитию любознательности у детей старшег...

Диагностика социальной компетентности младших школьников

В статье представлены результаты диагностики социальной компетентности младших школьников.

Задать вопрос