История развития проблемы проектного метода обучения в школьном образовании | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №26 (212) июнь 2018 г.

Дата публикации: 02.07.2018

Статья просмотрена: 3102 раза

Библиографическое описание:

Кочеткова, У. Ю. История развития проблемы проектного метода обучения в школьном образовании / У. Ю. Кочеткова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 26 (212). — С. 160-162. — URL: https://moluch.ru/archive/212/51875/ (дата обращения: 20.12.2024).



В современный учебный процесс внедряются новые методы обучения, которые возрождают достижения экспериментальной педагогики прошедшего столетия, которые построены на принципе саморазвития, активности личности. В первую очередь к такому методу относят проектное обучение. Проектное обучение помогает сформировать так называемый проектировочный стиль мышления, который соединяет в единую систему теоретические и практические составляющие деятельности человека, позволяет раскрыть, развить, реализовать творческий потенциал личности. [5]

История развития проблемы проектного обучения имеет давнюю историю. Как педагогическая технология и форма учебной работы метод проектов получил распространение в первой трети XX в. Возникнув в педагогике в качестве одной из форм воплощения в образовании исследовательского метода (принципа), он вобрал в себя эвристическое, исследовательское, экспериментальное, научное начала. В основу метода проектов были положены взгляды американского философа и педагога Дж. Дьюи (1859–1952). Теоретической основой метода стали его педагогические концепции, в которых большое значение придавалось обучению через деятельность. [6] Он считал, что обучение должно быть основано на личном опыте учащихся и ориентирована на их интересы и потребности. Накопление ребенком индивидуального опыта ведет к формированию его личности. Исходя из этого, Дж. Дьюи выдвинул идею создания «инструментальной педагогики», строящейся на спонтанных интересах и личном опыте ребенка. Согласно этой концепции обучение должно сводиться к игровой и трудовой деятельности, где каждое действие ребенка становится инструментом его познания, собственного его открытия, способом постижения истины. Конечным результатом обучения, по Дж. Дьюи, должна была стать сформированность навыков мышления, под которым понималась способность в первую очередь к самообучению и самовоспитанию. При такой системе обучения целями образовательного процесса выступали умение решать жизненные задачи, овладение творческими навыками, обогащение опыта, под которым понимались знания как таковые и знания о способах действия, а также воспитание вкуса к самообучению и самосовершенствованию. Дж. Дьюи считал, что естественной любознательности обучаемого, его практико-ориентированной познавательной активности вполне достаточно для полноценного интеллектуального развития и образования. [6]

Последователем взглядов Д. Дьюи был В. Х. Килпатрик, который, ввел проектную деятельность в педагогическую систему. Он считал, что учебная программа не может быть общей для всех, результат получится только от индивидуальной деятельности учащихся. [4]

Процесс обучения он предлагал строить на основе расширения и обогащения индивидуального опыта учащегося, темы при этом следовало брать из окружающей действительности. Главная идея метода проектов у Килпатрика состоит в следующем: с большим увлечением выполняется ребенком та деятельность, которая выбрана им самим свободно и строится не в русле учебного предмета. Лозунг этой деятельности «Все из жизни — все для жизни» [6]. Проектом (по У. Х. Килпатрику) является любая деятельность, выполненная «от всего сердца», с высокой степенью самостоятельности группой детей, объединенных в данный момент общим интересом. Ярким примером обучения методу проектов является продолжительный эксперимент в одной из сельских школ штата Миссури в 1910-е годы, проводимый профессором Коллингсом [2]. Эксперимент длился с 1917 г. по 1922 г. Цель эксперимента — выяснить, может ли быть курс сельской школы составлен непосредственно из целей, поставленных самими учениками. В работе этой экспериментальной школы все интересы учащихся находили отражение в разнообразных проектах. Однако, выполнение таких проектов не всегда было связано с приобретением учащимися новых знаний и умений, т. е. с обучением. [5]

Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов.

Уже в конце XIX в. в школе Л. Н. Толстого сельские ребята на природе выполняли различные проектные задания. Начиная с 1905 года, опытные школы П. П. Блонского и С. Т. Шацкого активно работали по проблеме внедрения проектных методов в практику обучения.

Личный интерес обучающегося являлся необходимым условием успешной работы. Проблему следовало взять из реальной жизни, и она должна быть знакомой и значимой для ребенка. Для ее решения требовались как ранее полученные знания, так и те, которые предстояло еще приобрести. Учитель-консультант руководил проектной работой, направляя поиск учеников, подсказывая источники информации. [3]В 1920 г. «Метод проектов» и его вариант «Дальтон-план» стали использоваться в школах России. Российские педагоги считали, что это помогает развивать творческую инициативу детей.

Развитие метода проектов в школах России связано с именами других отечественных педагогов (Е. Г. Кагаров, М. В. Крупенина, В. В. Игнатьев, В. Н. Шульгин и др.)- Так, Е. Г. Кагаров указал отличительные черты проектного метода: опора на детские интересы сегодняшнего дня, связь с различными сторонами хозяйственной жизни страны, самостоятельность и творчество учащихся, слияние теории и практики. Автор выделяет три этапа выполнения проектов: составление плана; выполнение проекта; подведение итогов работы, коллективное обсуждение, её оценка и составление отчёта. [1]

В разработках В. В. Игнатьева, М. В. Крупениной метод проектов практикуется как комплексно реализующий ряд педагогических принципов — самодеятельность, сотрудничество детей и взрослых, учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей, деятельностный подход, актуализация субъектной позиции ребенка в педагогическом процессе, взаимосвязь педагогического процесса с окружающей средой и др. [2]

Педагогическому проектированию как научной проблеме посвящены исследования Н. А. Алексеева, В. В. Гузеева, Е. С. Заир-Бек, Г. Л. Ильина, Е. С. По-лат, Г. К. Селевко, И. Д. Чечель. Вопросам внедрения метода проектов в практику общеобразовательной школы уделено внимание в работах А. Л. Блохина, В. Н. Давыдова, Ю. В. Железняковой, Ю. В. Киримовой, В. Е. Мельникова, В. А. Мигу нова, Н. В. Матяш, НЛО. Пахомовой, П. А. Петрякова, М. В. Ретивых, В. Д. Симоненко, Н. А. Степановой, Н. Г. Чаниловой.

Современные исследователи истории педагогики отмечают, что «доминирование» метода проектов в школе в 1920-е годы действительно привело к недопустимому падению качества обучения. Среди причин этого явления выделяют:

‒ отсутствие подготовленных педагогических кадров, способных работать с проектами;

‒ слабую разработанность методики проектной работы;

‒ гипертрофию «метода проектов» в ущерб другим методам обучения.

В 1931 году постановлением ВКП (б) метод проектов был осужден, поскольку не способствовал формированию глубоких теоретических знаний учащихся. До середины 1980-х годов он не практиковался в отечественной педагогике. В зарубежной педагогике метод проектов активно и успешно развивался. В нашу школу он возвратился во второй половине 1980-х годов. [6]

Сегодня метод проектов является одним из популярнейших в мире, поскольку позволяет рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников. Родившись из идеи свободного Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней — стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие критического мышления. [4]

Проектная технология нацелена на развитие личности, их самостоятельности, творчества. Она позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. [6]

Но, несмотря на многие плюсы данного метода, в современной школе он не очень распространен. Его только начинают вводить в учебный процесс и, как правило, используют его на факультативных занятиях и во внеурочной деятельности. Таким образом, проблема внедрения метода проектов в учебный процесс является актуальной.

Литература:

  1. Гузеев В. В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М.: Народное образование 2010.
  2. Колесникова И. А., Горчакова-Сибирская М. П. Педагогическое проектирование: Учеб. пос. для высш. учеб. заведений. М., 2007.
  3. Маркачев А. Е. Учебно-исследовательские проекты /А. Е. Маркачев, Т. А. Боровских, Г. М. Чернобельская // Первое сентября, — 2009. -№ 27. — С. 5–8.
  4. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: АРКТИ,2003. — 110 с.
  5. Ступницкая М. А. Новые педагогические технологии. Учимся работать над проектами. — Ярославль: Академия развития, 2008.
  6. Тарасова И. П. Метод проектов в образовательном учреждении // Приложение к журналу «Профессиональное образование». 2004. № 12. 110 с.
Основные термины (генерируются автоматически): метод проектов, проектное обучение, интерес учащихся, метод обучения, окружающая действительность, педагогический процесс, проектная деятельность, проектная работа, учебный процесс, школа России.


Похожие статьи

История развития проблемы исследовательского метода в школьном биологическом образовании

Проблемы педагогики раннего возраста на современном этапе развития образования

Теоретическая модель интенсивного графического образования в системе высшего образования

Проблема экологического воспитания дошкольников в современной педагогической теории

Особенности применения технологий нейролингвистического программирования в современной педагогике

Синергетическая концепция подготовки высококвалифицированных кадров в инженерном образовании

История становления и развития коучинга в образовании

Технология сторителлинга в воспитательной работе в системе среднего профессионального образования

Педагогические основания развития современных интерактивных технологий обучения

Теоретико-методологические подходы в развитии непрерывного образования в современных условиях

Похожие статьи

История развития проблемы исследовательского метода в школьном биологическом образовании

Проблемы педагогики раннего возраста на современном этапе развития образования

Теоретическая модель интенсивного графического образования в системе высшего образования

Проблема экологического воспитания дошкольников в современной педагогической теории

Особенности применения технологий нейролингвистического программирования в современной педагогике

Синергетическая концепция подготовки высококвалифицированных кадров в инженерном образовании

История становления и развития коучинга в образовании

Технология сторителлинга в воспитательной работе в системе среднего профессионального образования

Педагогические основания развития современных интерактивных технологий обучения

Теоретико-методологические подходы в развитии непрерывного образования в современных условиях

Задать вопрос