В статье ставится задача рассмотреть технологию развития слухового восприятия глухих учащихся на общеобразовательных уроках. Изучить средства и виды работы по развитию слухового восприятия в школах глухих и слабослышащих.
Ключевые слова: слуховое восприятие, общеобразовательный урок, звукоусиливающая аппаратура, восприятие речи, урок, нарушение слуха.
Развитие слухового восприятия у ребенка с нарушением слуха обеспечивает не только формирование понятия о мире звуков, но и ориентировку на звук как одну из характеристик предметов и явлений окружающей среды. В процессе познавательной активности ребенка огромное значение приобретает возможность овладения звуковыми характеристиками, так как это способствует целостности восприятия. Как известно, звук — один из регуляторов поведения и деятельности человека. Наличие в пространстве звуковых источников, перемещение звуковых объектов, изменение громкости и тембра звучания — все это обеспечивает условия наиболее адекватного поведения во внешней среде. Бинауральность слуха, т. е. возможность воспринимать звук двумя ушами, делает возможной достаточно точную локализацию предметов в пространстве. [2, с. 75]
Исключительную роль слух имеет в восприятии речи. восприятие речи на слух развивается в первую очередь как средство обеспечения общения и взаимодействия между людьми. Изначально формируется понимание речи окружающих по мере уточнения слуховых дифференцировок речи, затем и собственная речь ребенка.
Нарушение деятельности слухового анализатора отрицательно отражается практически на всех сторонах развития ребенка, прежде всего, обуславливает тяжелые и в значительной мере грубые нарушения речи. У ребенка с врожденной или рано приобретенной глухотой речь не развивается, что создает серьезные препятствия для общения с окружающими и опосредованно влияет на весь ход психического развития. Состояние слуха слабослышащего ребенка также создает препятствия для его речевого развития. [1, с. 15]
Эффективное развитие слухового восприятия глухих и слабослышащих детей происходит в процессе специального обучения, где создается полисенсорная основа для восприятия и продуцирования речи. Преподавание каждого предмета имеет свою специфику, которая отражается в предметных технологиях. Технология по развитию слухового восприятия детей с нарушением слуха — это аналог производственного процесса, так как является коллективным мастерством, которое планируется и реализуется в процессе обучения и сочетается с методикой преподавания предмета.
Для получения продуктивного результата обучения детей с нарушением слуха в учебном и воспитательном процессах необходимо сочетание педагогической и предметной технологии. Данное сочетание осуществляется на общеобразовательных уроках. Общеобразовательный урок — основная форма организации учебной деятельности в образовательных учреждениях для глухих и слабослышащих детей. Согласно Письму Министерства общего и профессионального образования РФ от 4.09.97 г. № 48, предусматривается проведение работы по развитию слухового восприятия и произношению в ходе всего образовательного процесса. Поэтому РСВ осуществляется на любом общеобразовательном уроке, будь то обучение грамоте, математика или природоведение. [3, с. 48]
Ведущей задачей развития слухового восприятия на общеобразовательном уроке является включение слухового восприятия в учебно-воспитательный процесс и углубление коммуникативной направленности урока в комплексном слухо-зрительном восприятии и продуцировании речи. На общеобразовательных уроках естественным образом постоянно складываются условия для общения.
Технология развития слухового восприятия помимо задач имеет специальный набор форм, методов, способов и приемов обучения и воспитания детей с нарушенной слуховой функцией. На сегодняшний день все классы школ глухих и слабослышащих имеют звукоусиливающую аппаратуру. Благодаря этому весь общеобразовательный урок становится более интересным для детей. Помимо работы со звукоусиливающей аппаратурой учитель использует такой прием работы, как работа с экраном. В данном случае учебный материал воспринимается с опорой на слух, исключая зрительный анализатор. Этот прием способствует активизации функции слухового анализатора в процессе многостороннего восприятия речи.
Но нельзя использовать экран слишком часто, так как это значительно затрудняет восприятие речи и затормаживает усвоение материала урока. Исходя из этого, весь урок ведется слухо-зрительно, но на каждом уроке необходимо часть материала предлагать для восприятия на слух с использованием звукоусиливающей аппаратуры или экрана.
Учителем заранее продумываются виды работы и приемы для восприятия речи на слух и слухо-зрительно. Во время работы с экраном рекомендуется использовать не более 25–30 фраз. При отборе материала целесообразно учитывать следующие рекомендации:
– Предлагать материал, повторяющийся из урока в урок, с целью его закрепления (Какой сейчас урок?);
– Предлагать фразы, связанные с организацией урока (Иди к доске);
– Проводить дыхательно-голосовые зарядки;
– Сообщать целевые установки (Мы будем читать/писать/считать и т. д.);
– Предлагать материал, характерный только для данного типа урока или темы урока;
– Предлагать материал, организующий начало и конец урока (Что мы будем делать? Что мы делали на уроке?).
Педагог должен постепенно усложнять формулировки вопросов и заданий за счет введения новых слов. Например, вместо фразы: «Кого нет в классе?» использовать «Кто сегодня отсутствует в классе?». Также можно усложнить конструкцию фразы, например, фразу «Где ты живешь?» заменить на фразу «Назови адрес, где ты живешь».
Прием работы с экраном разумно использовать на таких типах общеобразовательных уроков, как комбинированный (смешанный) урок, урок обобщения и систематизации полученных знаний, урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков, урок повторения и закрепления.
Такие уроки по сравнению с уроками введения новых знаний, формирования новых умений и навыков создают большие возможности для развития слухового восприятия глухих и слабослышащих учащихся.
На общеобразовательном уроке можно использовать прием развития слухового восприятия без звукоусиливающей аппаратуры, т. е. без усиленного слухового контроля. Это может выглядеть как повторение на ухо имени ученика, задания (пиши аккуратно!), указания на ошибку (Исправь окончание) и др. Такая работа носит индивидуальный характер. Учитель, проходя между партами, делает на ухо замечания, исправления, оказывает помощь.
Таким образом, педагогическая технология является специальным набором форм, методов, способов и приемов обучения и воспитательных средств, используемых в общеобразовательном процессе. Технология по развитию слухового восприятия детей с нарушенным слухом использует общепедагогические принципы, методы и формы организации учебной деятельности, а также раскрывает и реализует собственные технологические принципы, приемы и средства обучения.
Литература:
- Кузьмичева Е. П. Методика развития слухового восприятия глухих учащихся 1–12кл. Пособие для учителей-М. Просвещение,1991. — 184 с.
- Назарова. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. В. И. Селиверстова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. — 288 с.
- Феклистова С. Н. Основы методики слуховой работы (в схемах и таблицах): Учеб.- метод. пособие. — Мн.: БГПУ, 2007. — 167 с.