Адаптивная физическая культура в формировании здоровья у молодежи с ограниченными возможностями | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №26 (212) июнь 2018 г.

Дата публикации: 01.07.2018

Статья просмотрена: 1609 раз

Библиографическое описание:

Абашкина, Р. А. Адаптивная физическая культура в формировании здоровья у молодежи с ограниченными возможностями / Р. А. Абашкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 26 (212). — С. 99-100. — URL: https://moluch.ru/archive/212/51878/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье ставится задача рассмотреть понятие адаптивной физической культуры, а также раскрыть ее влияние на людей с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: адаптивная физическая культура, ограниченная возможность здоровья, физическая культура.

Укрепление здоровья молодежи играет важную роль в жизни общества и государства в целом. Для здоровой молодежи создается множество условий для занятий любыми видами спорта. Но не стоит забывать и о том, что существует молодежь с ограниченными возможностями здоровья, которая также нуждается в помощи и поддержке со стороны общественности. И наше государство не обходит их стороной, оно создало адаптивную физическую культуру, как особую помощь в укреплении здоровья лиц с различными нарушениями в развитии.

Что же такое адаптивная физическая культура и как она помогает особенным людям?

Ответ на данный вопрос не может быть однозначным. Существует множество определений адаптивной физической культуры, но все они сводятся к тому, что это комплекс спортивно-оздоровительных мер, которые направлены на реабилитацию и адаптацию к социальной среде людей с ограниченными возможностями здоровья, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полной жизни. Иными словами, это способ реализации себя как личности с помощью спорта для лиц, имеющих отклонения в развитии.

В целом, адаптивная физическая культура предполагает стимулирование позитивных многофункциональных сдвигов в организме, формируя двигательные координации, физические качества и способности, направленные, в первую очередь, на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма. [2, с. 56]

Основной задачей данного вида физической культуры является воспитание у человека с нарушениями в развитии уверенности в своих силах. Параллельно с этим формируются: умение преодолевать физические, а главное, психологические нагрузки, умение достигать поставленных целей, уверенность и самостоятельность.

Адаптивная физическая культура проводится посредством соревнований, приятного досуга или оздоровления путем различных способов и средств. Главным является то, что все процедуры должны приносить наслаждение, психологический комфорт и заинтересованность участников процесса.

Для лиц, имеющих нарушения в развитии, двигательная активность не только условие жизнеобеспечения, но и способ развития всех зон головного мозга, а главное коры больших полушарий, анализаторных систем организма, стимулирование познавательных процессов, коррекция и компенсация физического и психологического развития. Для особенных людей плавание, ходьба босиком по траве или песку, прогулки на лыжах, катание на коньках, велосипеде, подвижные игры на свежем воздухе и другие виды активной деятельности не только вызывают бурные эмоции, но и оказывают тренирующее и закаливающее воздействие, а также повышают иммунитет и снижают пагубное влияние окружающей среды на организм.

Помимо благоприятного влияния на здоровье человека, адаптивная физическая культура несет в себе важную функцию, а именно коммуникацию.

Опираясь на работы И. М. Быховской, можно сказать, что физическая культура состоит не только в развитии внешней оболочки человека, т. е. тела, но и в развитии духовных качеств, это в свою очередь создает предпосылки для максимального самораскрытия и самореализации человека с ограниченными возможностями здоровья как личности.

Такой подход к адаптивной физической культуре снимает проблему физического совершенства как некоторого абсолютного идеала и позволяет говорить о способности личности с ограниченными возможностями здоровья быть посредником в общении, диалоге субъектов. Ведь, человек, имеющий какие-либо нарушения в развитии остро нуждается в общении с окружающими его людьми. Только посредством общения он может почувствовать себя значимым и войти в тесный контакт с обществом.

Таким образом, адаптивная физическая культура должна помочь человеку с ограниченными возможностями найти равновесие между недостатками своего физического развития и развития личности. Особенный человек с помощью АФК должен научиться понимать, что он не только простая биосоциальная единица, но и высшая духовная единица. Он должен научиться балансировать, чтобы действовать относительно автономно и сознательно опираться на нормы и требования, ставшие органической частью его внутреннего мира.

Реализуется ли данный вид физической культуры в нашем родном Волгограде? Можно с четкой уверенностью сказать, что да. Не так давно губернатор провел личный прием граждан, где они могли бы задать интересующие их вопросы. И среди обратившихся оказалась Кадрия Афлитонова — заместитель председателя Совета Волгоградской региональной общественной организации молодых инвалидов «Открытый мир». Девушка поинтересовалась, когда в регионе появится центр адаптивной физической культуры. Выяснилось, что данный центр откроется в августе и все средства уже выделены на реализацию данного проекта.

Подводя итоги, хочется сказать, что практически не существует видов заболеваний, при которых АФК не оказалась бы полезной. Эффект от ее средств и методов не заставит себя долго ждать, если будет грамотный подбор упражнений, определение нужной интенсивности и дозировки их выполнения.

Литература:

  1. Бегидова Т. П. Основы адаптационной физической культуры: Учебное пособие. — М.: Физическая культура и спорт, 2003. — 208 с.
  2. Основы адаптивной физической культуры: Учебн. Пособие. — М.: Физкультура и спорт, 2011. — 68 с.
  3. Теория и организация адаптивной физической культуры: Учебник./ Под общей ред. проф. С. П. Евсеева. — М.: Советский спорт, 2011. — 306 с.
Основные термины (генерируются автоматически): адаптивная физическая культура, ограниченная возможность здоровья, физическая культура, развитие.


Похожие статьи

Роль адаптивной физической культуры и спорта в комплексной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья

Автором рассматривается роль адаптивной физической культуры и спорта в комплексной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Современные подходы к адаптивному физическому воспитанию и реабилитации лиц с отклонениями в состоянии здоровья

В статье автор выделяет существующие и реализующиеся в системе физического образования подходы к адаптивному физическому воспитанию и реабилитации людей с проблемами здоровья.

Развитие человека с ограниченными возможностями здоровья посредством доступного для него вида спорта

В статье рассматриваются особенности физического, социального и психологического развития людей с ограниченными возможностями здоровья посредством занятий физической культурой и спортом.

Адаптивное физическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья

Термин «адаптивная физическая культура» появился в России около 20 лет назад и считается частью общей культуры, подсистемой физической культуры, одним из направлений социальной активности, направленных на удовлетворение потребностей в физической акти...

Физическое воспитание как эффективная система улучшения здоровья студентов

В статье рассматривается эффективное воздействие спортивно-ориентированного подхода в физическом воспитании. Обязанность вузовских педагогов учитывать эти интересы, создавать условия для их реализации.

Физическое воспитание в семье

В данной статье было рассмотрено понятие физического воспитания, выявлена роль физического воспитания в семье. В процессе написания статьи был приведен широкий спектр форм активного отдыха для всей семьи, и рассмотрено влияние совместного семейного а...

Специфика социальной работы с трудными подростками

В данной статье рассматривается актуальность проблемы воспитания трудных подростков в обществе, характеризуются подходы к профилактической социальной работе с трудными подростками, аргументируется необходимость обеспечения совершенствования и развити...

Подростки с ограниченными возможностями здоровья как социально уязвимая категория

В статье автор характеризует проблемы социальной интеграции подростков с ограниченными возможностями здоровья и проводит анализ причин и факторов социальной эксклюзии подростков с ограниченными возможностями здоровья.

Физическая культура и спорт как основа формирования здорового образа жизни

В статье рассматривается важность физической культуры для формирования здорового образа жизни, а также необходимость приобщения молодежи к занятию спортом.

Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья как одно из условий успешного развития потенциала личности

В данной статье рассматривается проблема формирования толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья. Приводится методика работы по формированию толерантного отношения сверстников к детям с ОВЗ.

Похожие статьи

Роль адаптивной физической культуры и спорта в комплексной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья

Автором рассматривается роль адаптивной физической культуры и спорта в комплексной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Современные подходы к адаптивному физическому воспитанию и реабилитации лиц с отклонениями в состоянии здоровья

В статье автор выделяет существующие и реализующиеся в системе физического образования подходы к адаптивному физическому воспитанию и реабилитации людей с проблемами здоровья.

Развитие человека с ограниченными возможностями здоровья посредством доступного для него вида спорта

В статье рассматриваются особенности физического, социального и психологического развития людей с ограниченными возможностями здоровья посредством занятий физической культурой и спортом.

Адаптивное физическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья

Термин «адаптивная физическая культура» появился в России около 20 лет назад и считается частью общей культуры, подсистемой физической культуры, одним из направлений социальной активности, направленных на удовлетворение потребностей в физической акти...

Физическое воспитание как эффективная система улучшения здоровья студентов

В статье рассматривается эффективное воздействие спортивно-ориентированного подхода в физическом воспитании. Обязанность вузовских педагогов учитывать эти интересы, создавать условия для их реализации.

Физическое воспитание в семье

В данной статье было рассмотрено понятие физического воспитания, выявлена роль физического воспитания в семье. В процессе написания статьи был приведен широкий спектр форм активного отдыха для всей семьи, и рассмотрено влияние совместного семейного а...

Специфика социальной работы с трудными подростками

В данной статье рассматривается актуальность проблемы воспитания трудных подростков в обществе, характеризуются подходы к профилактической социальной работе с трудными подростками, аргументируется необходимость обеспечения совершенствования и развити...

Подростки с ограниченными возможностями здоровья как социально уязвимая категория

В статье автор характеризует проблемы социальной интеграции подростков с ограниченными возможностями здоровья и проводит анализ причин и факторов социальной эксклюзии подростков с ограниченными возможностями здоровья.

Физическая культура и спорт как основа формирования здорового образа жизни

В статье рассматривается важность физической культуры для формирования здорового образа жизни, а также необходимость приобщения молодежи к занятию спортом.

Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья как одно из условий успешного развития потенциала личности

В данной статье рассматривается проблема формирования толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья. Приводится методика работы по формированию толерантного отношения сверстников к детям с ОВЗ.

Задать вопрос