В статье ставится задача рассмотреть понятие адаптивной физической культуры, а также раскрыть ее влияние на людей с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова: адаптивная физическая культура, ограниченная возможность здоровья, физическая культура.
Укрепление здоровья молодежи играет важную роль в жизни общества и государства в целом. Для здоровой молодежи создается множество условий для занятий любыми видами спорта. Но не стоит забывать и о том, что существует молодежь с ограниченными возможностями здоровья, которая также нуждается в помощи и поддержке со стороны общественности. И наше государство не обходит их стороной, оно создало адаптивную физическую культуру, как особую помощь в укреплении здоровья лиц с различными нарушениями в развитии.
Что же такое адаптивная физическая культура и как она помогает особенным людям?
Ответ на данный вопрос не может быть однозначным. Существует множество определений адаптивной физической культуры, но все они сводятся к тому, что это комплекс спортивно-оздоровительных мер, которые направлены на реабилитацию и адаптацию к социальной среде людей с ограниченными возможностями здоровья, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полной жизни. Иными словами, это способ реализации себя как личности с помощью спорта для лиц, имеющих отклонения в развитии.
В целом, адаптивная физическая культура предполагает стимулирование позитивных многофункциональных сдвигов в организме, формируя двигательные координации, физические качества и способности, направленные, в первую очередь, на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма. [2, с. 56]
Основной задачей данного вида физической культуры является воспитание у человека с нарушениями в развитии уверенности в своих силах. Параллельно с этим формируются: умение преодолевать физические, а главное, психологические нагрузки, умение достигать поставленных целей, уверенность и самостоятельность.
Адаптивная физическая культура проводится посредством соревнований, приятного досуга или оздоровления путем различных способов и средств. Главным является то, что все процедуры должны приносить наслаждение, психологический комфорт и заинтересованность участников процесса.
Для лиц, имеющих нарушения в развитии, двигательная активность не только условие жизнеобеспечения, но и способ развития всех зон головного мозга, а главное коры больших полушарий, анализаторных систем организма, стимулирование познавательных процессов, коррекция и компенсация физического и психологического развития. Для особенных людей плавание, ходьба босиком по траве или песку, прогулки на лыжах, катание на коньках, велосипеде, подвижные игры на свежем воздухе и другие виды активной деятельности не только вызывают бурные эмоции, но и оказывают тренирующее и закаливающее воздействие, а также повышают иммунитет и снижают пагубное влияние окружающей среды на организм.
Помимо благоприятного влияния на здоровье человека, адаптивная физическая культура несет в себе важную функцию, а именно коммуникацию.
Опираясь на работы И. М. Быховской, можно сказать, что физическая культура состоит не только в развитии внешней оболочки человека, т. е. тела, но и в развитии духовных качеств, это в свою очередь создает предпосылки для максимального самораскрытия и самореализации человека с ограниченными возможностями здоровья как личности.
Такой подход к адаптивной физической культуре снимает проблему физического совершенства как некоторого абсолютного идеала и позволяет говорить о способности личности с ограниченными возможностями здоровья быть посредником в общении, диалоге субъектов. Ведь, человек, имеющий какие-либо нарушения в развитии остро нуждается в общении с окружающими его людьми. Только посредством общения он может почувствовать себя значимым и войти в тесный контакт с обществом.
Таким образом, адаптивная физическая культура должна помочь человеку с ограниченными возможностями найти равновесие между недостатками своего физического развития и развития личности. Особенный человек с помощью АФК должен научиться понимать, что он не только простая биосоциальная единица, но и высшая духовная единица. Он должен научиться балансировать, чтобы действовать относительно автономно и сознательно опираться на нормы и требования, ставшие органической частью его внутреннего мира.
Реализуется ли данный вид физической культуры в нашем родном Волгограде? Можно с четкой уверенностью сказать, что да. Не так давно губернатор провел личный прием граждан, где они могли бы задать интересующие их вопросы. И среди обратившихся оказалась Кадрия Афлитонова — заместитель председателя Совета Волгоградской региональной общественной организации молодых инвалидов «Открытый мир». Девушка поинтересовалась, когда в регионе появится центр адаптивной физической культуры. Выяснилось, что данный центр откроется в августе и все средства уже выделены на реализацию данного проекта.
Подводя итоги, хочется сказать, что практически не существует видов заболеваний, при которых АФК не оказалась бы полезной. Эффект от ее средств и методов не заставит себя долго ждать, если будет грамотный подбор упражнений, определение нужной интенсивности и дозировки их выполнения.
Литература:
- Бегидова Т. П. Основы адаптационной физической культуры: Учебное пособие. — М.: Физическая культура и спорт, 2003. — 208 с.
- Основы адаптивной физической культуры: Учебн. Пособие. — М.: Физкультура и спорт, 2011. — 68 с.
- Теория и организация адаптивной физической культуры: Учебник./ Под общей ред. проф. С. П. Евсеева. — М.: Советский спорт, 2011. — 306 с.