В статье рассматриваются ценности в олимпийских видах спорта и раскрывается общее понятие этики спорта.
Ключевые слова: спортивная этика, спортивная деятельность, взаимоотношение, уважение.
У каждого человека есть непреодолимое желание быть лучшим. В любом виде человеческой деятельности, мы стремимся самореализоваться, получить признание и показать все, на что мы способны. И это нормально, ведь в каждом из нас присутствует соревновательный дух, он, как и завораживающий дым славы, — духовный наркотик. Соревновательный дух ярко проявляется, например, в спорте.
Тут человек может достигнуть определенных высот и показать всю свою силу воли, упорство, трудолюбие. Но никому не нужна победа, достигнутая нечестным путем. Таким может довольствоваться только человек безнравственный. Тут то и встает вопрос нравственности и ценностных ориентиров каждого спортсмена. Именно спортивная этика регулирует принципы спортивной морали, отслеживает правила общественного поведения и их реализацию в сфере спортивной деятельности. В нее включены такие понятия, как долг, ответственность, патриотизм, коллективизм, честь и достоинство, честность, справедливость и культура поведения. [2, с. 3]
Спортивная этика в своих принципах и нормах регламентирует следующее:
– взаимоотношения между тренером и воспитанником;
– границы, где заканчивается тактика спортивной борьбы и начинается непорядочность поведения;
– нормы взаимоотношения спортсменов друг с другом в условиях конкуренции;
– способы решения моральных и нравственных проблем во время перехода спортсмена к другому тренеру или в другую команду;
– взаимоотношение с судейским аппаратом, взаимоотношение с обществом, которое иногда оказывает неуправляемое воздействие на спортсмена, и наоборот.
Если соблюдать все нормы спортивной этики, то усилится нравственное влияние спорта, повыситься ответственность всевозможных участников спортивных событий за свое поведение и сохранит огромную силу притягательности к спортивной деятельности для молодежи. Все вышеуказанное способствует улучшению морального климата и физического здоровья в молодежной среде.
Вообще, спортивная этика как наука зародилась совсем недавно. А правила и нормы поведения при состязаниях существовали всегда. Соревнования как вид человеческой деятельности появились еще в эпоху Каменного века и носили лишь священный характер, что вызывало достаточно жесткое выполнение принятых правил. По истечении времени сакральный характер уступил свое место явной зрелищности процесса, но традиции строгого выполнения правил сохранялись.
Например, в европейской культуре смело можно выделить несколько направлений, определяющих характер этики представителей из «высшего общества», участвовавших в спортивных поединках в качестве спортсменов и болельщиков. Олимпийские игры в Древней Греции зародились как часть религиозного культа, посвященного богу Зевсу. Они прославляли и обожествляли чемпионов. В проходивших в те времена олимпиадах можно было увидеть мировоззрение, как отдельного человека, так и всех людей в целом. Вторым направлением можно считать проходившие в Константинополе конные скачки, которые считались своего рода фанатским движением. Правителю Византии постоянно приходилось следить за состязаниями, поскольку между болельщиками существовали очень жесткие взаимоотношения.
Говоря об Олимпиаде, спортивная этика также изучает олимпийские ценности. Такие как совершенство, дружба и самое главное — уважение. В понимании этики совершенство означает не быть выше других, а полностью отдавать себя как на спортивной арене, так и в повседневной жизни. В данном случае речь идет не только о победе, но и об упорной борьбе с самим собой для достижения поставленных целей. Каждый спортсмен, так или иначе, стремится достичь совершенства. Ко второй немало значимой ценности относится дружба. Спорт выступает инструментом, помогающим найти взаимопонимание между совершенно разными народами. По мнению Международного Олимпийского комитета, олимпийские игры могут помочь в разрешении многих международных конфликтов. Процитируем президента МОК Жака Рогге: спорт «не может сам по себе останавливать войны или поддерживать мир, но его жизненно важная роль заключается в том, чтобы помогать построению лучшего и более мирного мира». И, наконец, самая главная ценность — уважение. Под уважением обычно понимается уважение к себе, своему телу, уважение к другим и окружающей среде. В спорте уважение — это в первую очередь, соблюдение правил и средство по борьбе с допинг препаратами и других злоупотреблений. Если спортсмен уважает своего соперника настолько, насколько он уважает самого себя, то это исключает использование неспортивных методов достижения цели.
Таким образом, спортивная этика как наука изучает множество принципов и норм поведения каждого человека, их взаимоотношения и, в первую очередь, помогает поднять моральный дух каждой страны. Если бы не было этики спорта, то все соревнования заканчивались бы неуправляемыми потасовками с ужасающими последствиями.
Литература:
- Визитей Н. Н., Манолаки В. Г. Идеи олимпизма и реалии современного мира // Теория и практика физической культуры. — № 1, 2011. — 8–12 с.
- Лубышева Л. И. Культурные трансформации современного спорта в аспекте социологического анализа // Теория и практика физической культуры. — № 6, 2013. — 3–5 с.
- Ягодин В. В. Спортивная этика: история и современные проблемы, М.: Просвещение, 2006. — 186 с.