Роль сенсорного воспитания в развитии младших дошкольников переоценить трудно, поскольку оно оказывает влияние на дальнейшее интеллектуальное совершенствование ребенка.
Цель сенсорного воспитания является направленное развитие ощущений и восприятий.
Задачи, поставленные сенсорным воспитанием:
– создание условий для формирования у детей системы перцептивных (обследовательских) действий;
– мотивированное развитие у детей системы сенсорных эталонов;
– побуждение детей к развитию умений самостоятельно применять систему перцептивных действий и систему сенсорных: эталонов в практической к познавательной деятельности.
Первым, кто заговорил о необходимости сенсорного развития ребенка, был Фридрих Фребель (1782–1852) — создатель первой системы дошкольного воспитания и основатель детских садов.
Второе педагогом, заговорившим о важности сенсорного воспитания, был Рудольф Штайнер (1861–1925). Создатель Вальдорфской школы, который первый ввел разновозрастные группы в обиход детского сада.
Третьей стала Мария Монтессори (1870–1952) (далее М.Монтессори), будучи врачом, начала, разработку методов воспитания детей с особыми образовательными потребностями с помощью сенсорного воспитания, а после работы с ними создала образовательную систему для развития обычных детей.
В отечественной педагогике Венгер Леонид Абрамович (1925–1992) посвятивший жизнь изучению сенсорного развития детей и разработке дидактических игр для воспитателей. Анна Михайловна Леушина (1898–1982) занимавшаяся проблематикой сенсорного развития в детском саду, уделяя большое внимание ориентированию в пространстве и опознанию геометрических фигур у дошкольников. Здесь следует отметить тот факт, что все пособия и дидактические игры изготавливались руками воспитателя, а позиция педагога и ребенка «объект-субъект», что является неприемлемым в условиях внедрения ФГОС ДО.
В современном обществе проблема сенсорного воспитания стоит особенно остро, поскольку люди, улучшая себе условия жизни, усложняют ребенку возможность исследования и познания мира. Для поиска и обработки необходимой информации современное медиа пространство идеально, однако, для получения сенсорного образования подходит мало, поскольку для ребенка дошкольного возраста первично тактильное восприятие окружающего мира, а после него зрительное и слуховое. Дети с недостатком сенсорного воспитания испытывают трудности в области правописания, графопостроения, изготовления поделок, повторении движений за инструктором по физической культуре, танцам и т. д. Такое положение дел приводит к снижению самооценки ребенка, его мотивация к движению вперед падает.
Также стоит отметить отсутствие в отечественной педагогике систематического подхода к созданию образовательной среды, как правило, встречаются общие фразы, например: «…Образовательная среда должна включать в себя предметы, способствующие сенсорному развитию…» [2, c.3] или «…Главной задачей педагога при работе с младшими дошкольниками является развитие сенсорных и моторных навыков, в разработанной для этого среде…», а также «…Развитие ребенка должно двигаться от простого к сложному», здесь же нелишним будет упомянуть Федеральный государственный образовательный стандарт, говорящий о вариативности образовательной среды и об интеграции областей детского развития. Невольно возникают вопросы: каким образом построить образовательную среды, чтобы выполнить, как требования ФГОС ДО? Как построить область сенсорики для младших дошкольников, выполнив методические рекомендации, ориентируясь на три группы детей: с развитием по возрасту, опережающих развитие, отстающих в развитии?
Практика показывает, что достичь систематичного подхода к созданию сенсорной зоны в образовательной среде можно, используя метод М. Монтессори.
Метод М. Монтессори в отличие от вышеперечисленных имеет строгую систематику, с четким регламентом движений при демонстрации материала педагогом ребенку.
Монтессори материал (далее М. материал) разработан, существует в открытой продаже в России, в Санкт-Петербурге и одобрен AMI (Association Montessori Internationale). Иными словами, существует без коренных изменение уже второе столетие, что доказывает его состоятельность.
О материале и методе и самой М. Монтессори было много отзывов в большинстве своем положительных. Цель статьи не написать еще один, а рассмотреть влияние М. среды, на сенсорное воспитание современных дошкольников.
Главный принцип аналогичен фребелевскому — воспитание гармонично развитой личности. Разница в подходах и дидактическом материале. При использовании системы Монтессори (далее М. система) ребенку позволительно вести активную познавательную деятельность, в рамках правил — «Помоги мне сделать это самому» [3, с. 12], что помимо прочего помогает сгладить кризис трех лет. Личный пример педагога еще одна установка. Среда делится на 4 зоны: Упражнения в практической жизни, Сенсорика, Математика, Развитие речи. Рассмотрим зону сенсорики
Развитие тактильной чувствительность. Комплексы предметов, из материалов, для определения: размера, формы, цвета, звука, тактильных ощущений, запаха, веса. Все выполнено из материалов, знакомых ребенку.
Главная задача этого комплекса развить чувства: тактильные, зрительное, слуховое, обонятельное. Второстепенная задача — плавно подготовить ребенка к переходу к математической и языковой зонам, также продолжается развитие мелкой моторики. План работы с сенсорным материалом не привязан к определенным дата, поскольку ребенок может поступить в Монтессори — класс (далее М. класс) в любое время и его обучение начинается с самых азов, согласно концепции индивидуального подхода к каждому воспитаннику.
Принцип работы педагога с ребенком: «Помоги мне это сделать самому», а также «Свобода и дисциплина» — мотивирует ребенка на познание нового материала. Упражнение показывается столько раз, сколько необходимо для полностью самостоятельного выполнения ребенком. При этом демонстрация ненавязчива. Исправление ошибок только после окончания детской деятельности.
В М.-системе существует пять ступеней развития ребенка в использовании материала.
На первой ступени дети учатся сосредоточивать свое внимание, делают первые сравнения, поэтому последовательно работают с блоками-цилиндрами, используя, как один блок, так и несколько за один раз.
Вторая ступень дети упражняются в распознавании величин, цветов, тактильных ощущений. Красные штанги, коричневая лестница, розовая башня по-разному дают ребенку представление о величинах и их различиях. Первый комплект цветных табличек дает представление о трех основных цветах спектра. Шершавы доски помимо развития тактильной чувствительности, развивают мелкую моторику, косвенным образом готовят руку к письму.
На третье ступени у детей формируется хроматическое чувство, развивается тактильная чувствительность.
Четвертая ступень раскрывает перед ребенком многообразный мир оттенков с помощью большого набора цветных табличек и тактильных ощущений с ящиком с тканями.
Таблица 1
Ступени развития ребенка виспользовании материала
|
Первая ступень |
Вторая ступень |
Третья ступень |
Четвертая ступень |
Величина |
Блоки-цилиндры |
Красные штанги Коричневая лестница Розовая башня |
||
Цвет |
Цветные таблички |
Цветные таблички |
Цветные таблички |
|
Тактильное восприятие |
Шершавые доски |
Шершавые таблички |
Ящик с тканью |
В приведенной таблице я осознанно не привожу пятую ступень развития ребенка, поскольку на ней заканчивается сенсорное воспитание и начинается активное освоение родного языка (письмо, чтение), также продолжение формирования математических представлений.
На основе вышеизложенного можно констатировать, что метод М. Монтессори в развитии сенсорной культуры детей младшего дошкольного возраста показал свою эффективность.
Работать педагогу-дошкольнику, используя эту методику легче, поскольку есть возможность уделять полноценное внимание нескольким детям во время образовательной деятельности. Сенсорное развитие происходит естественным образом в образовательной среде, где у ребенка есть возможность самостоятельно выбрать себе занятие.
Также дети самостоятельно переходят от одного простого материала к более сложному, внимательно следили за действиями педагога, активно подражали им в самостоятельной деятельности.
Влияние М — материала на сенсорное развитие детей можно охарактеризовать как положительное по нескольким причинам:
– сенсорное развитие происходит естественным образом в образовательной среде, где у ребенка есть возможность самостоятельно выбрать себе занятие, переходя от простого материала к более сложному;
– контроль ошибок производится самим ребенком, а возможность исправления без помощи педагога поднимает самооценку;
– дети, занимавшиеся М-материалом демонстрируют лучшие результаты в области сенсорики, чем дети, занимавшиеся с традиционным материалом.
Литература:
- Буторина М., Хилтунен Е. Монтессори — материал: Школа для малышей — М.: Мастер, 1992. — 80 с.
- Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя дет. сада/ Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер, под ред.Л. А. Венгера — М.: Просвещение, 1988. — 144 С
- Дмитриева В. Г. Академия раннего развития. Методика Марии Монтессори. Помоги мне это сделать самому — М.: АСТ; СПБ.: Сова, 2006. — 96 с.: ил
- Смирнова Е. О. Педагогические системы и программы дошкольного воспитания: учеб. пособие для студентов пед. училищ и колледжей, обучающихся по специальности 0313 «Дошк. образование» / Е. О. Смирнова. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 119 с.