Сенсорное развитие младших дошкольников с использованием метода М. Монтессори | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №26 (212) июнь 2018 г.

Дата публикации: 02.07.2018

Статья просмотрена: 4026 раз

Библиографическое описание:

Никитина, А. Б. Сенсорное развитие младших дошкольников с использованием метода М. Монтессори / А. Б. Никитина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 26 (212). — С. 164-167. — URL: https://moluch.ru/archive/212/51883/ (дата обращения: 20.12.2024).



Роль сенсорного воспитания в развитии младших дошкольников переоценить трудно, поскольку оно оказывает влияние на дальнейшее интеллектуальное совершенствование ребенка.

Цель сенсорного воспитания является направленное развитие ощущений и восприятий.

Задачи, поставленные сенсорным воспитанием:

– создание условий для формирования у детей системы перцептивных (обследовательских) действий;

– мотивированное развитие у детей системы сенсорных эталонов;

– побуждение детей к развитию умений самостоятельно применять систему перцептивных действий и систему сенсорных: эталонов в практической к познавательной деятельности.

Первым, кто заговорил о необходимости сенсорного развития ребенка, был Фридрих Фребель (1782–1852) — создатель первой системы дошкольного воспитания и основатель детских садов.

Второе педагогом, заговорившим о важности сенсорного воспитания, был Рудольф Штайнер (1861–1925). Создатель Вальдорфской школы, который первый ввел разновозрастные группы в обиход детского сада.

Третьей стала Мария Монтессори (1870–1952) (далее М.Монтессори), будучи врачом, начала, разработку методов воспитания детей с особыми образовательными потребностями с помощью сенсорного воспитания, а после работы с ними создала образовательную систему для развития обычных детей.

В отечественной педагогике Венгер Леонид Абрамович (1925–1992) посвятивший жизнь изучению сенсорного развития детей и разработке дидактических игр для воспитателей. Анна Михайловна Леушина (1898–1982) занимавшаяся проблематикой сенсорного развития в детском саду, уделяя большое внимание ориентированию в пространстве и опознанию геометрических фигур у дошкольников. Здесь следует отметить тот факт, что все пособия и дидактические игры изготавливались руками воспитателя, а позиция педагога и ребенка «объект-субъект», что является неприемлемым в условиях внедрения ФГОС ДО.

В современном обществе проблема сенсорного воспитания стоит особенно остро, поскольку люди, улучшая себе условия жизни, усложняют ребенку возможность исследования и познания мира. Для поиска и обработки необходимой информации современное медиа пространство идеально, однако, для получения сенсорного образования подходит мало, поскольку для ребенка дошкольного возраста первично тактильное восприятие окружающего мира, а после него зрительное и слуховое. Дети с недостатком сенсорного воспитания испытывают трудности в области правописания, графопостроения, изготовления поделок, повторении движений за инструктором по физической культуре, танцам и т. д. Такое положение дел приводит к снижению самооценки ребенка, его мотивация к движению вперед падает.

Также стоит отметить отсутствие в отечественной педагогике систематического подхода к созданию образовательной среды, как правило, встречаются общие фразы, например: «…Образовательная среда должна включать в себя предметы, способствующие сенсорному развитию…» [2, c.3] или «…Главной задачей педагога при работе с младшими дошкольниками является развитие сенсорных и моторных навыков, в разработанной для этого среде…», а также «…Развитие ребенка должно двигаться от простого к сложному», здесь же нелишним будет упомянуть Федеральный государственный образовательный стандарт, говорящий о вариативности образовательной среды и об интеграции областей детского развития. Невольно возникают вопросы: каким образом построить образовательную среды, чтобы выполнить, как требования ФГОС ДО? Как построить область сенсорики для младших дошкольников, выполнив методические рекомендации, ориентируясь на три группы детей: с развитием по возрасту, опережающих развитие, отстающих в развитии?

Практика показывает, что достичь систематичного подхода к созданию сенсорной зоны в образовательной среде можно, используя метод М. Монтессори.

Метод М. Монтессори в отличие от вышеперечисленных имеет строгую систематику, с четким регламентом движений при демонстрации материала педагогом ребенку.

Монтессори материал (далее М. материал) разработан, существует в открытой продаже в России, в Санкт-Петербурге и одобрен AMI (Association Montessori Internationale). Иными словами, существует без коренных изменение уже второе столетие, что доказывает его состоятельность.

О материале и методе и самой М. Монтессори было много отзывов в большинстве своем положительных. Цель статьи не написать еще один, а рассмотреть влияние М. среды, на сенсорное воспитание современных дошкольников.

Главный принцип аналогичен фребелевскому — воспитание гармонично развитой личности. Разница в подходах и дидактическом материале. При использовании системы Монтессори (далее М. система) ребенку позволительно вести активную познавательную деятельность, в рамках правил — «Помоги мне сделать это самому» [3, с. 12], что помимо прочего помогает сгладить кризис трех лет. Личный пример педагога еще одна установка. Среда делится на 4 зоны: Упражнения в практической жизни, Сенсорика, Математика, Развитие речи. Рассмотрим зону сенсорики

Развитие тактильной чувствительность. Комплексы предметов, из материалов, для определения: размера, формы, цвета, звука, тактильных ощущений, запаха, веса. Все выполнено из материалов, знакомых ребенку.

Главная задача этого комплекса развить чувства: тактильные, зрительное, слуховое, обонятельное. Второстепенная задача — плавно подготовить ребенка к переходу к математической и языковой зонам, также продолжается развитие мелкой моторики. План работы с сенсорным материалом не привязан к определенным дата, поскольку ребенок может поступить в Монтессори — класс (далее М. класс) в любое время и его обучение начинается с самых азов, согласно концепции индивидуального подхода к каждому воспитаннику.

Принцип работы педагога с ребенком: «Помоги мне это сделать самому», а также «Свобода и дисциплина» — мотивирует ребенка на познание нового материала. Упражнение показывается столько раз, сколько необходимо для полностью самостоятельного выполнения ребенком. При этом демонстрация ненавязчива. Исправление ошибок только после окончания детской деятельности.

В М.-системе существует пять ступеней развития ребенка в использовании материала.

На первой ступени дети учатся сосредоточивать свое внимание, делают первые сравнения, поэтому последовательно работают с блоками-цилиндрами, используя, как один блок, так и несколько за один раз.

Вторая ступень дети упражняются в распознавании величин, цветов, тактильных ощущений. Красные штанги, коричневая лестница, розовая башня по-разному дают ребенку представление о величинах и их различиях. Первый комплект цветных табличек дает представление о трех основных цветах спектра. Шершавы доски помимо развития тактильной чувствительности, развивают мелкую моторику, косвенным образом готовят руку к письму.

На третье ступени у детей формируется хроматическое чувство, развивается тактильная чувствительность.

Четвертая ступень раскрывает перед ребенком многообразный мир оттенков с помощью большого набора цветных табличек и тактильных ощущений с ящиком с тканями.

Таблица 1

Ступени развития ребенка виспользовании материала

Первая ступень

Вторая ступень

Третья ступень

Четвертая ступень

Величина

Блоки-цилиндры

Красные штанги Коричневая лестница Розовая башня

Цвет

Цветные таблички

Цветные таблички

Цветные таблички

Тактильное восприятие

Шершавые доски

Шершавые таблички

Ящик с тканью

В приведенной таблице я осознанно не привожу пятую ступень развития ребенка, поскольку на ней заканчивается сенсорное воспитание и начинается активное освоение родного языка (письмо, чтение), также продолжение формирования математических представлений.

На основе вышеизложенного можно констатировать, что метод М. Монтессори в развитии сенсорной культуры детей младшего дошкольного возраста показал свою эффективность.

Работать педагогу-дошкольнику, используя эту методику легче, поскольку есть возможность уделять полноценное внимание нескольким детям во время образовательной деятельности. Сенсорное развитие происходит естественным образом в образовательной среде, где у ребенка есть возможность самостоятельно выбрать себе занятие.

Также дети самостоятельно переходят от одного простого материала к более сложному, внимательно следили за действиями педагога, активно подражали им в самостоятельной деятельности.

Влияние М — материала на сенсорное развитие детей можно охарактеризовать как положительное по нескольким причинам:

– сенсорное развитие происходит естественным образом в образовательной среде, где у ребенка есть возможность самостоятельно выбрать себе занятие, переходя от простого материала к более сложному;

– контроль ошибок производится самим ребенком, а возможность исправления без помощи педагога поднимает самооценку;

– дети, занимавшиеся М-материалом демонстрируют лучшие результаты в области сенсорики, чем дети, занимавшиеся с традиционным материалом.

Литература:

  1. Буторина М., Хилтунен Е. Монтессори — материал: Школа для малышей — М.: Мастер, 1992. — 80 с.
  2. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя дет. сада/ Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер, под ред.Л. А. Венгера — М.: Просвещение, 1988. — 144 С
  3. Дмитриева В. Г. Академия раннего развития. Методика Марии Монтессори. Помоги мне это сделать самому — М.: АСТ; СПБ.: Сова, 2006. — 96 с.: ил
  4. Смирнова Е. О. Педагогические системы и программы дошкольного воспитания: учеб. пособие для студентов пед. училищ и колледжей, обучающихся по специальности 0313 «Дошк. образование» / Е. О. Смирнова. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 119 с.
Основные термины (генерируются автоматически): сенсорное воспитание, ребенок, образовательная среда, сенсорное развитие, развитие, ступень, ступень развития ребенка, детский сад, Коричневая лестница, Розовая башня.


Похожие статьи

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Развитие интеллекта у младших школьников с использованием методов арт-педагогики

Сенсорное развитие детей раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации посредством нетрадиционных дидактических игр

Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры

Развитие основ логического мышления у старших дошкольников посредством дидактической игры

Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр

Сенсорное развитие детей раннего возраста во взаимодействии со взрослыми

Профилактика речевых нарушений младших дошкольников посредством нейропсихологического подхода

Воспитание эстетической культуры у младших школьников на основе соотношения модели и оригинала

Похожие статьи

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Развитие интеллекта у младших школьников с использованием методов арт-педагогики

Сенсорное развитие детей раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации посредством нетрадиционных дидактических игр

Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры

Развитие основ логического мышления у старших дошкольников посредством дидактической игры

Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр

Сенсорное развитие детей раннего возраста во взаимодействии со взрослыми

Профилактика речевых нарушений младших дошкольников посредством нейропсихологического подхода

Воспитание эстетической культуры у младших школьников на основе соотношения модели и оригинала

Задать вопрос