Об Уде — самом древнем музыкальном инструменте | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №26 (212) июнь 2018 г.

Дата публикации: 03.07.2018

Статья просмотрена: 20563 раза

Библиографическое описание:

Хасанов, М. Р. Об Уде — самом древнем музыкальном инструменте / М. Р. Хасанов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 26 (212). — С. 192-194. — URL: https://moluch.ru/archive/212/51887/ (дата обращения: 19.12.2024).



Ключевые слова: уд, барбат, диапазон

Уд считается древнейшим музыкальным инструментом. Её первоначальная форма, которую мы знаем, отражена в прекрасно сохранившемся памятнике 1 века н. э., который был обнаружен в Айритаме. В исполнительской практике уд существовала у различных народов. У персидских народов она называлась уд, у китайцев — пипа, в Европе — лютня, у арабов — аль уд. уд арабское слово, которое имеет различные лексические значения. Во-первых, уд — это название дерева с черной древесиной. Бытует мнение, что уд первоначально изготавливался именно из этого дерева. Во-вторых, форма уд восходит к выражению «ийд», обозначающий праздник, веселье, гулянье. При этом уд может использоваться в качестве слова, обозначающего жизнерадостность, веселье.

В некоторых источниках есть сведения, что первоначальное название уда было «Барбат». Оно состояло из двух слов, обозначающие Бар — стан, бат — гусь. Барбат — это музыкальный инструмент с большим шаром и коротким грифом. Из-за того, что его форма имела сходство с гусем, его называли барбат. Во многих источниках говорится, что барбат является основой для всех струнных инструментов. Отмечается, что его следующая усовершенствованная форма и является “удом”.

Уд с древних времен был популярен среди исполнителей. Он служил для таких средневековых ученых, как Фараби, Урмави основа для научных исследований по музыке. К XVI-XVII вв. из-за того, что вместо уда начали использовать другие инструменты, его стали использовать мало.

В Узбекистане в 70–80 х. гг. ХХ века музыкальный инструмент уд был восстановлен и нашел свое достойное место среди остальных музыкальных инструментов, а также широко распространен среди сольных исполнителей [1, С.14–32].

У инструмента уд имеется большой шар с большим резонатором и гриф с коротким несвязанным ладом. Шар, обычно, изготавливается из 10–12 круглых дощечек, пропорционально прикрепленных друг к другу, на поверхность которых приклеивается крышка. Крышка имеет 3 отверстия, которые обеспечивают движение звука и покрываются узорами. Кобылка инструмента тоже прочно прикрепляется к крышке. Гриф инструмента прочно прикрепляется к шару. На месте, где он начинается, имеется часть с ушками. В нем расположены ушки для натягивания 11 струн (5 — в левой, 6 — в правой частях).

Картинки по запросу уд

Рис. 1. Инструмент уд

Диапазон уда составляет 2 октавы:

уд имеет 5 парных и 1 единственную струну. Его ряды между 1,2,3 и 4 струнами настраиваются под кварту-интервал. А ряды между 4 и 5, 5 и 6 струнами настраиваются под секунду-интервал, т. е. между 1 тоном. А в современном узбекском удовом инструментарии, учитывая удобства в исполнении макомов, ряды между 4 и 5 струнами из секунды изменены в кварту.

В настоящее время уд настраивается таким образом:

В уде струны первоначально изготавливались из скрученных ниток. А сейчас верхние 1,2,3 струны уда изготовлены из искусственного каучука или капрона, а 4,5 и 6 — из скрученной шелковой нити, которая покрыта медью. Инструмент исполняется с специально подготовленным штативом [2].

В общем, над этим инструментом иногда идут споры. Случаи, когда его связывают с одним регионом, по нашему мнению, не имеют основы. Потому что в появлении и распространении древних музыкальных инструментов никогда не участвует одна территория.

Литература:

  1. Ражабов И. Об инструменте “Уд”. “О макомах”, — Т., 1963.
  2. Бегматов С., Матякубов М. Узбекские традиционные инструменты. Учебное пособие для колледжей искусств и академических лицеев. Изд. ООО “Янги нашр”. Ташкент, 2008.
Основные термины (генерируются автоматически): XVI-XVII, инструмент, инструмент уд, уды.


Ключевые слова

диапазон, уд, барбат

Похожие статьи

И снова о Шукур Бахши

О звучании и роли клавишных гуслей в составе оркестра русских народных инструментов

В статье рассказывается о звучании и роли клавишных гуслей в составе оркестра русских народных инструментов. Гусли — один из наиболее старинных и самых красивых по звучанию русских народных инструментов, известный ещё с VI века. Название «гусли» прои...

Три струны уникального инструмента

В статье автор рассматривает историю возникновения народного музыкального инструмента — балалайки. Формирует у читателя первоначальное понимание природы музыкального инструмента, а также ее уникальные особенности звучания.

Термины вокального искусства и профессиональные певческие жанры Узбекистана

В статье говорится о методах звукоизвлечения в Узбекском традиционном музыкальном искусстве. Также о терминах, названиях профессиональных жанров и о манерах звукоизвлечения.

Муса Джалиль и Рустем Яхин — два гения одного народа

В статье автор анализирует жизненный и творческий путь двух выдающихся деятелей татарской культуры — композитора Рустема Яхина и поэта Мусы Джалиля, а также обращается к камерно-вокальным сочинениям, созданным Р. Яхиным на стихи М. Джалиля.

Музыкально-этнографический визит Успенского в Туркменистан

В статье рассказывается о музыкально-этнографических приездах известного фольклориста В.Успенского, проделавшего огромную работу по всемирному распространению туркменской народной музыки, и его нотах о фольклорной народной музыке, собирал во время пр...

Разница и сходство Бухарского Шашмакома и Хорезмских макомов

В статье говорится об узбекских макомах известных музыкантов, исполнителей, которые работали над долголетием макомов. А также в Узбекистане имеется три школы макомов. Хорезмские и Бухарские макомы являются самыми основными, и они не только похожи на ...

Номинация якутских шумовых инструментов

В статье рассматривается история формирования якутских музыкальных инструментов. Далее описаны авторские уникальные инструменты семьи Ксенофонтовых из г. Якутска и приведены объяснения их номинаций, даваемых авторами на основе якутского словаря Эдуар...

Курай — башкирский национальный инструмент

Бухара — неповторимый мир зодчества

В статье дается описание о самом древнем памятнике Бухары — цитадели Арк и комплексе Боло-хауз. О замечательном творении древних зодчих, сохранившихся памятниках этого восточного и романтического города, привлекающего туристов со всего света.

Похожие статьи

И снова о Шукур Бахши

О звучании и роли клавишных гуслей в составе оркестра русских народных инструментов

В статье рассказывается о звучании и роли клавишных гуслей в составе оркестра русских народных инструментов. Гусли — один из наиболее старинных и самых красивых по звучанию русских народных инструментов, известный ещё с VI века. Название «гусли» прои...

Три струны уникального инструмента

В статье автор рассматривает историю возникновения народного музыкального инструмента — балалайки. Формирует у читателя первоначальное понимание природы музыкального инструмента, а также ее уникальные особенности звучания.

Термины вокального искусства и профессиональные певческие жанры Узбекистана

В статье говорится о методах звукоизвлечения в Узбекском традиционном музыкальном искусстве. Также о терминах, названиях профессиональных жанров и о манерах звукоизвлечения.

Муса Джалиль и Рустем Яхин — два гения одного народа

В статье автор анализирует жизненный и творческий путь двух выдающихся деятелей татарской культуры — композитора Рустема Яхина и поэта Мусы Джалиля, а также обращается к камерно-вокальным сочинениям, созданным Р. Яхиным на стихи М. Джалиля.

Музыкально-этнографический визит Успенского в Туркменистан

В статье рассказывается о музыкально-этнографических приездах известного фольклориста В.Успенского, проделавшего огромную работу по всемирному распространению туркменской народной музыки, и его нотах о фольклорной народной музыке, собирал во время пр...

Разница и сходство Бухарского Шашмакома и Хорезмских макомов

В статье говорится об узбекских макомах известных музыкантов, исполнителей, которые работали над долголетием макомов. А также в Узбекистане имеется три школы макомов. Хорезмские и Бухарские макомы являются самыми основными, и они не только похожи на ...

Номинация якутских шумовых инструментов

В статье рассматривается история формирования якутских музыкальных инструментов. Далее описаны авторские уникальные инструменты семьи Ксенофонтовых из г. Якутска и приведены объяснения их номинаций, даваемых авторами на основе якутского словаря Эдуар...

Курай — башкирский национальный инструмент

Бухара — неповторимый мир зодчества

В статье дается описание о самом древнем памятнике Бухары — цитадели Арк и комплексе Боло-хауз. О замечательном творении древних зодчих, сохранившихся памятниках этого восточного и романтического города, привлекающего туристов со всего света.

Задать вопрос