Особенности развития молодежной политики в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №26 (212) июнь 2018 г.

Дата публикации: 02.07.2018

Статья просмотрена: 2891 раз

Библиографическое описание:

Ростецкий, Р. В. Особенности развития молодежной политики в России / Р. В. Ростецкий. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 26 (212). — С. 142-147. — URL: https://moluch.ru/archive/212/51891/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье уделяется внимание актуальным проблемам молодежной политики. Проведен анализ развития молодежной политики на основе законодательных актов в четырех регионах Уральского федерального округа: Челябинской, Курганской, Свердловской и Тюменской областях.

Ключевые слова: молодежь, молодежная политика, государственная молодежная политика, законы о молодежной политике.

Термин «государственная молодежная политика» в советской действительности в общественной практике не применялся, так как существовало мнение о том, что молодежную политику не нужно выделять из общей государственной политики, которая направлена на все категории и группы населения. Он закрепился в 1991 г. в связи с принятием Закона «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР» [1]. Отсутствие данного термина вовсе не означало, что государство не уделяло этому направлению пристального внимания.

Термин молодёжь используется уже давно, но не было строгого определения этого понятия. Возрастные рамки, позволяющие относить людей к молодёжи, различаются в зависимости от конкретной страны. Нижняя возрастная граница молодёжи устанавливается между 14 и 16, верхняя — между 25 и 38 годами.

Впервые термин молодежь на законодательном уровне был закреплен в 1993г. постановлением Верховного Совета РФ «Об Основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации». В нем были указаны направления, на основе которых формируется и осуществляется государственная молодежная политика в Российской Федерации. Согласно данного постановления к категории молодёжи в России относятся граждане от 14 до 30 лет [2].

В советский период работа с молодежью со стороны государства являлась составной частью общего процесса воспитания и формирования подрастающего поколения в идеологии правящей партии.

После распада СССР началось время, когда оставались старые законы, но они уже не работали, а новые еще не были приняты. Экономические проблемы заставили государство и взрослое поколение заниматься не молодежью, а зарабатыванием денег. Массово росла безработица.

Процесс формирования государственной молодежной политики в Российской Федерации начался в сложных политических, экономических и социальных условиях. В силу своей организационной слабости и недостаточного финансирования молодежные и детские общественные объединения не имели реальных механизмов влияния на процесс разработки и реализации молодежной политики. А политические партии зачастую сводили свою работу к провозглашению позиций, которые должны получать отражение в государственных действиях по отношению к молодежи. В этих условиях государственное направление реализации молодежной политики на протяжении всех 1990-х годов оставалось, пожалуй, единственно возможным.

Впервые основные принципы государственной молодёжной политики в СССР были сформулированы в законодательном акте, в законе СССР «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР» принятом в 1991 году. Он постановил: «Государственная молодежная политика является важным направлением деятельности Союза ССР и республик, осуществляемой их органами и имеющей целью создание социально-экономических, организационных, правовых условий и гарантий для социального становления, и развития молодых граждан, их наиболее полной самореализации в интересах всего общества» [3].

На основе этого закона в субъектах РФ были приняты законы о молодежи или молодежной политике и изменилась концепция работы с молодежью.

В целях реализации молодежной политики и обеспечения надлежащей социальной защищенности молодых граждан на всей территории СССР было принято решение о создании государственной службы по делам молодежи, в функции которой входила разработка проектов комплексных и целевых программ, социальных норм и нормативов в области осуществления государственной молодежной политики.

Данный Закон в связи с изменением политики СССР, прекратил свое действие и 30 июля 1991 года Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР был создан Государственный комитет РСФСР по молодежной политике, но уже в ноябре Указом Президента данный комитет был ликвидирован с передачей функций Министерству образования РСФСР [4].

В современной России первым законом о молодежной политики был подписанный Президентом Российской Федерации Б. Н. Ельциным в сентябре 1992 года Указ «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики». Это указ постановил: признать осуществление целостной государственной молодежной политики в России одним из приоритетных направлений социально-экономической политики государства [5].

В соответствии с этим указом было издано постановление Правительства Российской Федерации об образовании в структуре федеральных органов исполнительной власти Комитета Российской Федерации по делам молодежи, который 30 сентября был реорганизован в Комитет РФ по делам молодежи, что значительно повысило его статус. Главным результатом создания Комитета РФ по делам молодежи стало появление подобных структур в субъектах Российской Федерации.

В июне 1993 года Верховным Советом РФ было принято постановление «Об основных направлениях молодежной политики в Российской Федерации» [2] аналогичное принятому еще в 1991 году Верховным Советом СССР закону «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР». Данный документ не обладал нормативной силой, но в нем были определены комплекс целей, задач и содержания деятельности государства в отношении молодежи.

Единственным федеральным законодательным актом, направленным на развитие молодежного движения, принятом еще в 1995 году и актуальным на сегодняшний день, является Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений». Он определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений Российской Федерации. Целый ряд положений Закона так никогда и не работал, оставаясь своего рода декларацией, но в 1995 г. это был серьезный шаг вперед в законодательном обеспечении молодежной сферы [6].

В связи с созданием Департамента по делам молодёжи в составе Министерства труда и социального развития 24 июня 1998 года Госкомитет был упразднен, но 22 сентября 1998 года был вновь создан Государственный комитет РФ по делам молодёжи, который 25 мая 1999 года был переименован в Государственный комитет РФ по молодёжной политике.

Федеральные и региональные нормативные акты, касающиеся молодежной политики, были разрозненны и возникла необходимость в принятии закона, который объединил бы в себе разрозненные нормативные акты, систематизировал и расставил в порядке приоритетов направление в новых условиях, законодательно разграничил полномочия в области молодежной политики между федеральными, региональными и местными органами власти, закрепил основные обязательства государства перед молодыми гражданами.

Таким законом должен был стать проект закона, «Об основах государственной молодежной политики в РФ», который начали разрабатывать в 1994г., но был внесен на рассмотрение в Думу только в 1998 г. группой депутатов комитета по делам женщин, семьи и молодежи. Он разграничивал полномочия между федеральным центром и субъектами Федерации в области государственной молодежной политики, определил механизмы реализации и формы управления ею.

Проект закона был принят Государственной Думой и одобрен Советом Федерации Федерального Собрания, но 25 ноября 1999 г. Президентом РФ данный закон был отклонен. Позиция Президента была предельно жесткой: «разрабатывать и продвигать закон неперспективно и неправомерно» [7]. Однако истинным причинам отклонения законопроекта можно считать, разъяснение Правительства во время первого чтения законопроекта в 1998 г., принятие законопроекта несвоевременно по причине излишней «затратности». Данное вето новый состав Государственной Думы Федерального Собрания РФ не смог преодолеть в июне 2000 г. и 14 апреля 2004 года Государственная Дума РФ постановила снять Федеральный закон «Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации» с дальнейшего рассмотрения Государственной Думой.

В 2000 году произошли очередные изменения в структуре федеральной власти. Государственный комитет РФ по молодёжной политике был упразднён 17 мая Указом Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти», а его функции были переданы департаменту по молодёжной политике Министерства образования Российской Федерации [8].

Несмотря на нежелание принимать единый закон об молодежной политики в РФ правительственной комиссией по делам молодёжи в декабре 2001 была одобрена «Концепция государственной молодёжной политики в РФ», а в декабре 2006 года распоряжением Правительства Российской Федерации была принята и утверждена «Стратегия государственной молодежной политики Российской Федерации до 2016 г. Они установили основные принципы реализации государственной молодежной политики и вовлечение молодежи в социальную практику [9].

Указом Президента Российской Федерации 14 сентября 2007 был вновь организован Государственный комитет Российской Федерации по делам молодёжи подведомственный Правительству Российской Федерации, который в 2008 году был преобразован в Федеральное агентство по делам молодёжи (Росмолодёжь), подведомственное Министерству спорта, туризма и молодёжной политики Российской Федерации.

Депутатами Государственной Думы в 2007 году вновь была попытка объединить федеральные и региональные законы в единое целое. Ими был внесен на рассмотрение Проект Федерального закона «О государственной молодежной политике в Российской Федерации», который должен был носить не рекомендательный, а законодательный характер [10].

В 2009 году проект закона был отвергнут Государственной Думой, поддержанной президентом Д.А Медведевым, который сказал: «Я, естественно, не против этого закона, наоборот, считаю, что, если мы сможем всё-таки подготовить насыщенный реальными, конкретными нормами документ, его нужно будет принять и считать базовой конструкцией для развития законодательства о молодёжи, но только в этом случае набор принципов, которыми будет руководствоваться государство в этой сфере, нам не нужен на законодательном уровне — у нас есть стратегия. Это другой документ. Если там есть нормативная составляющая, такой законопроект я внесу». [11].

Федеральное агентство по делам молодежи проанализировав опыт реализации молодежной политики в России в 1992–2012 гг., и опыт реализации молодежной политики в ряде зарубежных стран — Бразилии, Индии, Китае, США и Японии. 16 декабря 2013 г. опубликовало текст проекта Стратегии государственной молодежной политики до 2025 года. Необходимость создания новой стратегии обоснована экспертными оценками, прогнозирующими, что через 10 лет количество молодых людей сократится на 10 млн. человек. Цель стратегии — создание возможностей для роста и наращивания человеческого капитала молодежи, компенсирующего сокращение численности молодых граждан и обеспечивающего экономический рост и повышение конкурентоспособности Российской Федерации в глобальном мире.

Правительство РФ на основании текста стратегии 29 ноября 2014 утвердило «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» [12].

Проект Федерального закона «О государственной молодежной политике в Российской Федерации» заново был направлен 20 июня 2016 года на рассмотрение в Государственную Думу в качестве законодательной инициативы. Экспертным советом по государственной молодежной политике при Комитете Совета Федерации по социальной политике 16 мая 2017 года, после его рассмотрения было принято решение взять за основу Концепцию закона при подготовке соответствующего законопроекта и организовать взаимодействие с Палатой молодых законодателей при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Национальным Советом молодежных и детских объединений России.

Оценивая молодежную политику в РФ как целостный механизм, стоит отметить, что процесс его работы крайне неотлажен.

Необходимо учесть, что ряд приоритетных направлений государственной молодежной политики направлен на обеспечение необходимых и достаточных условий для вхождения молодежи в трудовую и общественную жизнь, а также принимая во внимание тот факт, что молодежь является своего рода «стратегическим ресурсом» нации и носителем прогрессивных перемен, молодежная политика представляется приоритетным вектором развития государства, имеющим перед собой цели создания подходящих условий эффективной самореализации групп молодых людей и развития их потенциала.

Несмотря на серьезные трудности, в девяностых годах, государственными органами были сделаны попытки создать условия для правового признания молодежной политики в России, были утверждены приоритеты и основные направления, начался процесс формирования и совершенствования правовых основ, была сформирована сеть органов государственного управления, реализующих молодежную политику. В связи с недостаточным финансированием мероприятий, большинство решений, постановлений имели декларативный или рекомендательный характер — все это не лучшим образом сказалось в молодежной среде. Решение тех или иных проблем молодежи напрямую зависело от позиций центральных и местных властей и наличия соответствующих сумм в бюджете. Большинство документов не решало острых проблем подрастающего поколения в условиях активного реформирования общественной системы. Кроме того, сама нормативно-правовая база в отдельных направлениях требовала дальнейшего совершенствования.

В дальнейшем принимались законы и стратегии, которые не произвели серьезные изменения в развитии государственной молодежной политики.

В качестве недостатков развития молодежной политики в РФ можно отметить следующие:

‒ неразработанность нормативной правовой базы, которая в связи с недостаточным финансированием привела к тому, что степень проработки нормативной базы в целом ряде регионов оказалась выше, чем на федеральном уровне, а действующие здесь региональные программы приносят куда более ощутимые результаты;

‒ нереалистичность в условиях современного российского общества многих целей и задач;

‒ недостаточная научная обоснованность государственной молодежной политики, что приводит к отсутствию скоординированности в деятельности с другими сферами государственной политики.

На сегодняшний день, в России существует большое количество министерств и ведомств, которые в той или иной степени принимают решения о судьбе молодого поколения. Проблемы молодежи стоят достаточно остро. Их нерешенность — источник постоянной напряженности в молодежной среде.

В связи с отсутствием закона о молодежной политике в РФ нет единой стратегии в их деятельности. Каждый регион принимает свои меры в ее реализации.

Для определения состояния молодежной политики в регионах был проведен анализ развития молодежной политики на основе законодательных актов в четырех регионах уральского федерального округа: Челябинской, Курганской, Свердловской и Тюменской областях. В основу анализа положены законы о молодежи и молодежной политике, концепции развития молодежной политики, а также государственные программы реализации молодежной политики в данных регионах.

На основе данного анализа можно сделать вывод, что основными тенденциями и направлениями развития молодежной политики на региональном уровне являются:

‒ гражданское и патриотическое воспитание молодежи;

‒ социальная поддержка молодежи и молодой семьи;

‒ формирование здорового образа жизни;

‒ обеспечение прав и свобод молодых граждан;

‒ профилактика и противодействие распространению преступности и наркомании в молодежной среде;

‒ поддержка деятельности молодежных и детских общественных объединений

‒ поддержка и развитие талантливой молодежи;

‒ приобщение молодежи к труду;

‒ организация занятости молодежи;

‒ поддержка молодежного предпринимательства.

Для успешного осуществления молодежной политики необходимо периодически проводить сбор достоверной информации о жизни, потребностях и интересах молодежи.

Каждый регион на основе своих областных городов периодически проводит анализ (мониторинг) состояния дел и уровня жизни молодежи. Исходя из анализа вырабатываются государственные программы, в которых указываются основные приоритеты и цели, направленные на решение основных проблемных задач молодежной политики в регионе.

Например, в Челябинской области принята государственная программа «Повышение эффективности реализации молодежной политики в Челябинской области на 2015–2019 годы», целью которой является содействие социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодежи Челябинской области. [13].

В Курганской области принята Государственная программа Курганской области «Развитие образования и реализация государственной молодежной политики на 2016–2020 годы» [14].

Целями данной программы являются:

‒ обеспечение доступности и качества образования, соответствующего меняющимся запросам населения и перспективным задачам социально-экономического развития Курганской области;

‒ повышение эффективности реализации молодежной политики в Курганской области.

В Свердловской области разработана государственная программа «Реализация молодежной политики и патриотического воспитания граждан» [15]. Она включает в себя восемь подпрограмм, главными целями которых является создание условий для успешной интеграции молодежи в общество, эффективной самореализации молодежи, направленной на раскрытие ее потенциала для дальнейшего развития Свердловской области и Российской Федерации.

В Тюменской области разработана государственная программа «Основные направления развития физической культуры и спорта, молодежной политики» [16].

Главной целью данной программы является создание условий, обеспечивающих возможность гражданам систематически заниматься физической культурой и спортом путем развития инфраструктуры спорта, популяризации массового спорта, подготовки спортивного резерва и спорта высших достижений и приобщения различных слоев общества к регулярным занятиям физической культурой и спортом.

Следует отметить позитивные сдвиги в решении проблем молодежи по ряду направлений. Активизировались действия по решению проблем занятости молодежи, расширены задачи и определены более четкие ориентиры на уровне федеральных и региональных программ.

Основной задачей реализации молодежной политики является необходимость принятия единого законопроекта, регламентирующего молодежную политику на региональном и федеральном уровнях, отражающий в себе все сферы ее деятельности и имеющий законодательный статус. Также необходимо сформировать и подготовить кадры для работы с молодёжью в современных условиях.

Литература:

  1. Закон СССР от 16 апреля 1991 г. N 2114-I «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР».
  2. Постановление ВС РФ от 03.06.1993 N 5090–1 «Об Основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации».
  3. Закон СССР от 16 апреля 1991 г. N 2114-I «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР».
  4. Указ Президента РСФСР от 10.11.1991 N 186 «О Министерстве образования РСФСР».
  5. Указ Президента РФ от 16.09.1992 N 1075 «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики».
  6. Федеральный закон от 28.06.1995 N 98-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений».
  7. Красникова Н. М. Взаимодействие и взаимовлияние молодежной политики и молодежного движения в современной России: Дис. канд. полит. наук. — Пермь, 2008. — 282 с
  8. Указ Президента РФ от 17.05.2000 N 867 «О структуре федеральных органов исполнительной власти».
  9. Распоряжение Правительства РФ от 18.12.2006 N 1760-р (ред. от 16.07.2009) «О Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации».
  10. Проект Федерального закона N 428343–4 «О государственной молодежной политике в Российской Федерации» (ред., внесенная в ГД ФС РФ).
  11. Стенограмма заседания Государственного совета «О молодёжной политике в Российской Федерации» от 17 июля 2009 года.
  12. Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 N 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики РФ на период до 2025 года».
  13. Постановление правительство Челябинской области от 28 ноября 2014 года № 641-П. Об утверждении государственной программы Челябинской области «Повышение эффективности реализации молодежной политики в Челябинской области» на 2015–2019 годы.
  14. Постановление правительство Курганской области от 21 января 2016 года № 9. О государственной программе Курганской области «Развитие образования и реализация государственной молодежной политики» на 2016–2020 годы.
  15. Постановление правительство Свердловской области от 29 декабря 2017 года № 1047 ПП. Об утверждении государственной программы Свердловской области «Реализация молодежной политики и патриотического воспитания граждан в Свердловской области до 2024 года».
  16. Постановление правительство Тюменской области от 22 декабря 2014 года N 667-п. Об утверждении государственной программы Тюменской области «Основные направления развития физической культуры и спорта, молодежной политики до 2020 года».
Основные термины (генерируются автоматически): молодежная политика, государственная молодежная политика, Российская Федерация, Государственная Дума, РФ, дело молодежи, Россия, государственная программа, Курганская область, СССР.


Ключевые слова

молодежная политика, молодежь, государственная молодежная политика, законы о молодежной политике

Похожие статьи

Государственная молодежная политика в России и перспективы ее современного развития

В статье проанализировано современное состояние государственной молодежной политики в Российской Федерации как одного из направлений социальной политики, определены причины неудовлетворенности молодежи результатами государственной молодежной политики...

Становление государственной молодежной политики в Российской Федерации

В данной статье рассматриваются особенности государственной молодежной политики, исследуются этапы ее развития в Российской Федерации на основе проанализированных нормативно-правовых актов.

Государственная молодежная политика в Российской Федерации: основы, цели и направления

Данная статья посвящена рассмотрению основ государственной молодежной политики в Российской Федерации. В данной статье определено понятие молодежной политики в России, ее основные меры и цели осуществления. Изучены стратегические приоритеты и критери...

Государственная молодежная политика в Российской Федерации на примере Тюменской области

В данной работе рассматривается структура молодежной политики Российской Федерации, на примере Тюменской области и ее инструменты, и механизмы воздействия.

Особенности государственного управления в сфере культуры

Статья посвящена обсуждению значимости культуры для социально-экономического развития государства и особенности государственного управления в данной сфере. В частности, рассматривается российское законодательство и стратегия государственной культурно...

Молодежные организации Ростовской области как ресурс развития гражданского общества

В статье исследуются основные закономерности и тенденции развития молодежного движения на примере Ростовской области, реальные и потенциальные возможности влияния на политику молодежных организаций как составной части гражданского общества.

Особенности реализации молодежной политики в Скандинавских странах

В статье рассматривается молодежная политика Скандинавских стран, раскрыта сущность социальной политики и установлены ее основные типы в молодежной среде, проанализирован опыт международного сотрудничества данных стран. Дана оценка реализации молодеж...

Проблемы государственного управления в сфере молодежной политики

В статье рассматривается сущность и основные направления реализации молодежной политики, проводится анализ и выявление проблем молодежи и поиск путей решения этих проблем.

Основные проблемы реализации семейной политики в Оренбургской области и возможные пути ее совершенствования

В статье рассматриваются пути совершенствования семейной политики в Оренбургской области.

Повышение правовой культуры молодежи в избирательном процессе

В статье рассматриваются основные формы и методы повышения правовой культуры для активизации участия молодежи в избирательном процессе. Определены основные проблемы и направления развития действующего законодательства.

Похожие статьи

Государственная молодежная политика в России и перспективы ее современного развития

В статье проанализировано современное состояние государственной молодежной политики в Российской Федерации как одного из направлений социальной политики, определены причины неудовлетворенности молодежи результатами государственной молодежной политики...

Становление государственной молодежной политики в Российской Федерации

В данной статье рассматриваются особенности государственной молодежной политики, исследуются этапы ее развития в Российской Федерации на основе проанализированных нормативно-правовых актов.

Государственная молодежная политика в Российской Федерации: основы, цели и направления

Данная статья посвящена рассмотрению основ государственной молодежной политики в Российской Федерации. В данной статье определено понятие молодежной политики в России, ее основные меры и цели осуществления. Изучены стратегические приоритеты и критери...

Государственная молодежная политика в Российской Федерации на примере Тюменской области

В данной работе рассматривается структура молодежной политики Российской Федерации, на примере Тюменской области и ее инструменты, и механизмы воздействия.

Особенности государственного управления в сфере культуры

Статья посвящена обсуждению значимости культуры для социально-экономического развития государства и особенности государственного управления в данной сфере. В частности, рассматривается российское законодательство и стратегия государственной культурно...

Молодежные организации Ростовской области как ресурс развития гражданского общества

В статье исследуются основные закономерности и тенденции развития молодежного движения на примере Ростовской области, реальные и потенциальные возможности влияния на политику молодежных организаций как составной части гражданского общества.

Особенности реализации молодежной политики в Скандинавских странах

В статье рассматривается молодежная политика Скандинавских стран, раскрыта сущность социальной политики и установлены ее основные типы в молодежной среде, проанализирован опыт международного сотрудничества данных стран. Дана оценка реализации молодеж...

Проблемы государственного управления в сфере молодежной политики

В статье рассматривается сущность и основные направления реализации молодежной политики, проводится анализ и выявление проблем молодежи и поиск путей решения этих проблем.

Основные проблемы реализации семейной политики в Оренбургской области и возможные пути ее совершенствования

В статье рассматриваются пути совершенствования семейной политики в Оренбургской области.

Повышение правовой культуры молодежи в избирательном процессе

В статье рассматриваются основные формы и методы повышения правовой культуры для активизации участия молодежи в избирательном процессе. Определены основные проблемы и направления развития действующего законодательства.

Задать вопрос