Актуальность данной темы заключается в том, что основная проблема здесь не только в нерациональном построении структуры распределения отдельных статей, но, прежде всего в простой нехватке денежных средств в результате неисполнения поступлений Бюджета. Таким образом, для успешного развития Республики необходимо успешное построение, организация и исполнение поступлений Бюджета РФ.
Ключевые слова: бюджет, государственный бюджет, доходная часть, абсолютный индекс, прогнозирования временных рядов.
Бюджет — сложная экономическая категория. В качестве экономической категории государственный бюджет представляет собой систему экономических отношений, формирующихся в обществе в процессе формирования, распределения и использования централизованной денежной массы страны, предназначенной для удовлетворения общественных потребностей [2].
Для того, чтобы руководящие органы республики эффективно разрабатывали экономическую политику и оценивали ранее принятые решения, необходим углубленный анализ бюджета Республики в динамике, поскольку ряд динамики позволяет охарактеризовать закономерность изменения явления со временем.
Далее приведем анализ доходов и расходов консолидированного Бюджета Республики Дагестан в табл. 1.
Таблица 1
Динамика доходов ирасходов консолидированного Бюджета Республики Дагестан (в сопоставимых ценах, млрд. руб.) [1].
|
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
Доходы |
52,6 |
64,44 |
62,4 |
71,4 |
79,9 |
85,9 |
89,9 |
90,6 |
98,1 |
99,6 |
Расходы |
49,6 |
67,63 |
60,5 |
75,0 |
81,1 |
89,4 |
92,4 |
94,6 |
96,3 |
95,03 |
Дефицит, профицит |
3 |
-2,86 |
1,9 |
-3,6 |
-0,5 |
-3,5 |
-2,5 |
-4 |
1,8 |
4,6 |
<0 Дефицит >0 Профицит
Из данных, приведенных в таблице 1, можно сделать некоторые выводы:
Доходы бюджета Республики Дагестан в период с 2008 по 2017 гг. многократно возросли (с 52,6 до 99,6 млрд. Руб.), тогда как объем расходов значительно увеличился.
Однако для более полных и точных выводов необходим углубленный статистический анализ.
Для количественной оценки динамики доходов регионального бюджета используются статистические показатели: абсолютный рост и темпы роста, темпы прироста и т. д.
Для статистического анализа динамики доходов бюджета Республики Дагестан необходимо рассчитать следующие показатели.
Таблица 2
Расчет показателей динамики доходов Бюджета Республики Дагестан
Год |
До ходы бюджета РД, млрд руб. |
Базисный абсолютный прирост, млрд руб. |
Цепной абсолютный прирост, млрд руб. |
Абсолютноеускорение,млрдруб. |
Относительноеускорение,млрдруб. |
Темпростацепной,% |
Темпприростацепной,% |
Абсолютное значение 1% прироста, млрд руб. |
Темп наращивания |
2008 |
52,6 |
||||||||
2009 |
64,44 |
11,84 |
11,84 |
122,51 |
22,51 |
5,44 |
|||
2010 |
62,4 |
9,8 |
-2,04 |
-13,88 |
96,83 |
-3,17 |
-30,55 |
||
2011 |
71,4 |
18,8 |
9 |
-11,4 |
4,412 |
114,42 |
14,42 |
7,93 |
|
2012 |
79,9 |
27,3 |
8,5 |
-0,5 |
0,944 |
111,90 |
11,90 |
9,4 |
|
2013 |
85,9 |
33,3 |
6 |
-2,5 |
0,706 |
107,51 |
7,51 |
14,3 |
|
2014 |
89,9 |
37,3 |
4 |
-2 |
0,666 |
104,66 |
4,66 |
22,46 |
|
2015 |
90,6 |
38 |
0,7 |
-3,3 |
0,175 |
100,78 |
0,78 |
129,21 |
|
2016 |
98,1 |
45,5 |
7,5 |
6,8 |
10,714 |
108,29 |
8,29 |
13,06 |
|
2017 |
99,6 |
47 |
1,5 |
-6 |
0,2 |
101,53 |
1,53 |
66,3 |
|
средний уровень, млн руб. |
79,48 |
||||||||
Средний абсолютный прирост, млн. руб. |
5,22 |
||||||||
средний темп роста, млн. руб. |
107,60 |
||||||||
Средний темп прироста, млн. руб. |
7,6 |
||||||||
Исходя из вышеизложенного, мы можем сделать некоторые выводы:
Основной абсолютный прирост показывает, что в период с 2008 по 2017 год доходы бюджета области увеличились на 47 млрд. рублей. Цепные абсолютные приросты показывают, что доходы бюджета были ниже по сравнению с предыдущими годами в 2010 году, тогда как в остальное время наблюдалось увеличение суммы доходов бюджета.
Абсолютный индекс ускорения используется только в цепном варианте, но не в базовом. Отрицательное ускорение указывает на замедление роста или ускорение снижения уровней серии. Таким образом, рост доходов замедлился с 2009 по 2017 год, за тот же период рост расходов замедлился.
Наибольший темп роста (122,51 %) наблюдался в 2009 году, что было связано с изменением налогового законодательства Российской Федерации в целом, а также субъектов Российской Федерации. Наименьший темп роста доходов бюджета (-3,17 %) наблюдался в 2010 году, что, очевидно, было связано с кризисной ситуацией в экономической системе страны и ее регионов. Самые низкие темпы роста бюджетных расходов (89,46 %) наблюдались в 2010 году.
Средний абсолютный годовой прирост составляет 5,22 млрд. рублей, то есть в абсолютном выражении доходы бюджета Республики Дагестан ежегодно увеличиваются в среднем на 5,22 млрд. рублей, тогда как средний темп роста составляет 107,6 %, а средний рост ставка — 7,6 %.
Таким образом, кризисным годом для республиканского бюджета можно назвать 2009 годом, когда большинство показатели были низкими. Однако в настоящее время ни один из вышеуказанных показателей не может быть отнесен к стабильной, хотя доходы бюджета за отчетный период характеризуются ростом.
Как показывают результаты анализа динамики доходов бюджета Республики Дагестан, доходная часть бюджета увеличивается из года в год быстрыми темпами. В среднем за 1 год доходы бюджета Республики Дагестан увеличиваются на 6 111 миллионов рублей.
Литература:
- http://dagstat.gks.ru/
- Афанасьев, М. П. Бюджет и бюджетная система: учебник для бакалавриата и магистратуры / М. П. Афанасьев, А. А. Беленчук, И. В. Кривогов; под ред. М. П. Афанасьева. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2014. — 780 с.
- Комягин, Д. Л. Публичные доходы и бюджетные доходы: сущность и понятие / Д. Л. Комягин // Финансовый вестник.- 2015.-№ 5.-с.18–26