Стресс в профессиональной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Еникеева, А. М. Стресс в профессиональной деятельности / А. М. Еникеева, Т. Р. Баймуратов, Л. М. Насретдинова, А. А. Хусаенова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 27 (213). — С. 136-137. — URL: https://moluch.ru/archive/213/51786/ (дата обращения: 16.11.2024).



В последние несколько десятилетий изучение стресса стало одной из наиболее популярных тем в психологической науке и практике. Актуальность данной проблематики очевидна. Уже не подлежит сомнению, что всё возрастающая интенсивность и напряжённость современной жизни проявляются на психологическом уровне в увеличении частоты возникновения негативных эмоциональных переживаний и реакций, которые, накапливаясь, вызывают формирование выраженных и длительных патологических состояний. В свою очередь это ведёт к увеличению риска развития целого ряда заболеваний стрессовой этиологии — так называемых «болезней стресса».

Сформировавшаяся тенденция к усилению роли стрессовых воздействий как фактора, разрушающего здоровье, хорошо осознаётся специалистами: если раньше к традиционным «болезням стресса» относили некоторые сердечно-сосудистые заболевания, язвенную болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки и некоторые невротические состояния, то в настоящее время высказывается мнение, что до 90 % всех заболеваний современного человека могут быть в той или иной степени вызваны стрессом.

В нашей жизни, которая с каждым годом становится всё более нервной, требует от нас больше и быстрее двигаться, успевать сделать одновременно массу дел, мы чуть ли не ежедневно сталкиваемся с различными стрессовыми ситуациями. Пытаясь как-то с ними справиться, не дать себе зациклиться на чём-то одном, мы загоняем эмоции, испытанные в связи со стрессом, вглубь себя и надеемся, что со временем всё образуется. Но таким образом можно добиться только того, что сам стресс, не проявляясь внешне, преобразуется в проблемы чисто физического свойства.

Профессия медработника относится к «группе риска» в отношении подверженности стрессам. Она подразумевает стресс изначально.

У врачей важнейшим источником эмоционального срыва являются ошибки в лечении, трудности диагностики, смерть пациентов, особенно молодых, и зачастую негативное отношение к их работе в семье. Нередко врачи испытывают самый настоящий стресс из-за того, что в семье не хотят считаться с особенностями их профессии — большой занятостью, невозможностью предугадать заранее, будет ли он свободен в выходные дни. Последнее преимущественно относится к хирургам и врачам, работающим на «скорой помощи».

Не только врачи могут испытывать стресс. Подвержены ему и медсёстры. Им приходится ухаживать за больными, подчас находящимся в очень тяжёлом состоянии, общаться с их родственниками, иногда неблагодарными и не всегда тактичными, а также с врачами, которые сами находятся под воздействием стресса. Из-за такой нагрузки медсёстры часто могут чувствовать себя недооценёнными и перегруженными.

Порой причиной стрессовой ситуации у медсестёр может стать неадекватное отношение к ним некоторых врачей, предъявляющих повышенные требования к среднему персоналу. Излишние придирки, нежелание что-то объяснить, разрыв ожидаемого с реальным и порождают опустошение.

Одним из основных стрессовых факторов в работе медработников (и врачей и медсестёр) являются их взаимоотношения с пациентами.

В современной российской реальности слово «пациент» в понимании «терпеливый» можно использовать не только потому, что оно стало международным, но и потому, что требуется большое терпение, чтобы получить медицинскую помощь без лишних материальных и нервных затрат. Разумеется, что пациенты могут быть разного пола, возраста, национальности, специальности, социального статуса, состояния здоровья. Однако все они имеют право на то, чтобы медицинский работник видел в них личность, заслуживающую уважение и внимание. С точки зрения врачей, существуют «приятные» и «неприятные» пациенты. «Приятные» — это те, кто причиняет мало хлопот и при этом не стесняется в изъявлении благодарности в самых разных видах. «Неприятных» значительно больше.

Следующим важным стрессообразующим фактором является крайне малая заработная плата медработников, их низкий социальный уровень, а вследствие этого, высокая социальная фрустрированность. Многие самые обычные человеческие потребности, такие, как питание, одежда, обучение детей, содержание семьи у медиков ограничены. Парадоксом выглядит тот факт, что медик, представитель самой гуманной и нужной профессии, спасающий жизнь и здоровье людей, находится почти в самом низу социальной лестницы. Это особенно проявляется на контрасте между медработником и лечащимся у него вполне обеспеченным пациентом.

Немаловажную роль в возникновении стрессов играют отношения внутри коллектива.

В сфере трудовой деятельности стрессовые состояния часто угрожают здоровью, и даже жизни человека. Достаточно вспомнить хорошо известные данные о снижении возрастных границ возникновения ишемической болезни сердца и инфарктов миокарда. Но, кроме этого, стрессовые состояния существенным образом снижают успешность и качество выполнения работы, увеличивают уровень психофизиологической цены деятельности, а также могут иметь целый ряд неприемлемых социально-экономических и социально-психологических последствий: повышение текучести кадров (даже несмотря на вероятность лишения работы в условиях растущей безработицы), снижение удовлетворённости трудом, деформацию личностных и характерологических качеств человека. Поэтому поиск путей предотвращения производственных стрессов для сохранения физического и психического здоровья, оптимизации функционального состояния работающего человека становится сейчас одним из наиболее важных направлений прикладной психологии в данной области. А для этого необходимо изучить причины возникновения производственных стрессов и их последствия.

Основные термины (генерируются автоматически): стресс, врач.


Задать вопрос