В данном материале рассматривается применение метода интеграции на занятиях по математике.
Ключевые слова: детское дошкольное учреждение, математика, игры, метод интеграции, усвоение.
Детские дошкольные учреждения являются первой образовательной ступенью в развитии ребёнка как личности и выполняют важную функцию в процессе подготовки детей к учебе в школе. От качества данной подготовки зависит его успешная интеграция в человеческий социум. В детских дошкольных учреждениях учебные программы предусматривают обучение элементарным навыкам по различным предметам, формируя у ребенка простейшие представления об этом предмете.
Среди изучаемых в детском дошкольном учреждении предметов наиболее сложным является математика. Данный предмет обладает мощным развивающим эффектом. Давно установлено, что изучение данного предмета способствует развитию памяти, речи, воображения и эмоций. Кроме этого, он помогает формировать в ребенке такие качества, как настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
Возраст воспитанников детских дошкольних учреждений не допускает использования методов, применяемых в начальних классах средних общеобразовательных школ при обучении навыкам вычисления. Они могут показаться слишком сложными для дошкольников. По этой причине на занятиях по данному предмету видится целесообразным применение дидактических игр.
Данный предмет преследует достижение нижеследующих задач:
‒ формирование в воспитанниках первичных представлений о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени;
‒ формирование в них начального умения ориентироваться в понятиях о количестве, времени в применении к окружающей среде;
‒ формирование навыков счета, вычислений, измерения, моделирования, общеучебных умений;
‒ умение грамотно разбираться в элементарных математических терминах.
Кроме всего этого, предусматривается развитие познавательных интересов и способностей, логического мышления, общего развития ребёнка.
Формирование простейших графических навыков и умений (умение писать цифры) и развитие общих приемов умственной деятельности (классификация, сравнение, обобщение и т.д.).
Важно помнить, что дети в данном возрасте малоусидчивы и от воспитателя требуется наличие умения заинтересовать детей предметом обучения, в данном случае математикой.
Опытный преподаватель — педагог должен уметь выстраивать занятия по следующим принципам:
1) доступность — соотношение содержания, характера и объёма учебного материала с уровнем подготовки детей и их развития;
2) непрерывность — обеспечение устойчивого интереса подрастающего поколения к получению знаний;
3) целостность — формирование в сознании воспитанников целостного представления о математике;
4) научность — проведение занятий в соответствии с требованиями к научности преподаваемого материала;
5) системность — этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребёнка о математике в различных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру;
6) преемственность — подразумевается, что дальнейшее обучение продолжится в начальных классах общеобразовательной школы.
Сейчас существует великое множество методов обучения, призванных в наиболее доступной форме донести до учеников преподаваемые знания. Преподаватель вправе самостоятельно, в соответствии с изучаемой темой и уровнем подготовки дошкольной группы, выбрать метод, который помог бы в наиболее полной мере усвоить урок. Методика обучения может быть разной:
— организованное образование;
— демонстрационные опыты;
— театрализация с математическим уклоном;
— обучение в повседневных бытовых ситуациях;
— беседы;
— самостоятельная деятельность в развивающей теме.
Как показывает практика, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра. Именно она, с элементами обучения, интересна ребёнку, помогает ему в развитии познавательных способностей. Дидактические игры по математике можно разделить на следующие группы:
1) игры с цифрами и числами; 2) игры — путешествия во времени; 3) игры, направленные на формирование навыков ориентировки в пространстве; 4) игры с геометрическими фигурами; 5) игры на логическое мышление.
Эти виды подразумевают применение в процессе обучения метода интеграции. Интеграция — это метод обучения, который подразумевает изучение заданного материала посредством внедрения изучения другого предмета. Так как в данном случае идёт речь о воспитанниках детских дошкольных учреждений, посредством игр можно применить вышеназванный метод. Это обусловлено тем, что в дидактических играх применяются элементные составляющие других, изучаемых на данном этапе предметов, таких как физическое воспитание, уроки рисования, труда и языка. Например, к первой группе игр относится обучение детей счёту в прямом и обратном порядке. При этом зачастую воспитатели используют сюжеты различных сказок. При применении метода интеграции детям даётся возможность вникнуть в смысл данной сказки, им объясняется мораль, заложенная в неё. Дети получают определенные нравственные установки и вместе с тем разбирают математические элементы, присутствующие в тексте сказки. В процессе таких игр дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия. Эти игры развивают у детей внимание, память, мышление. 2. Игры — путешествия во времени служат для знакомства детей с днями недели, названиями месяцев и их последовательностью. Метод интеграции в данном случае предполагает изучение этих слов через внедрение на занятиях по математике предмета «природоведение». Вместе с подачей математической информации, воспитатель рассказывает о временах года и их особенностях, об их очерёдности и природных явлениях. Это помогает формированию устойчивых ассоциаций в сознании воспитанников, которые остаются у них зачастую на всю жизнь. Впоследствии ученик имеет возможность избежать ошибок в данном направлении. 3. В эту группу входят игры на ориентирование в пространстве. Их задача — обучение детей ориентированию в специально созданных пространственных ситуациях и умению определять свое место по заданным условиям. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словами положение того или иного предмета по отношению к другому. В данном случае интегрируется предмет «физкультура». Можно применить физкультурные команды к действию. 4. Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагается узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Тут на помощь воспитателю могут прийти уроки рисования. Детям дается задача нарисовать тот или иной предмет, или несколько предметов и после этого назвать их геометрическую форму. Это позволяет не только запомнить названия геометрических фигур, но и помогает ребёнку не заскучать на занятиях по математике, так как известно, что рисование является одним из любимых детьми занятий. 5. Математическая задача, направленная на смекалку, несёт в себе определённую умственную нагрузку.
В ходе решения очередной задачи ребёнок включается в активную мозговую деятельность, стремясь достичь конечной цели, тем самым развивая логическое мышление.
В дидактических играх роль воспитателя сводится к правильному заданию нужных ориентиров. Остальную часть задания выполняет сам ребёнок, у которого формируются правильные преставления на предмет занятий по математике. При этом важно помнить, что дидактические игры нужно выбирать с учётом не только уровня подготовки дошкольников, но и с учётом их возрастных особенностей. Если воспитатель сможет найти правильный подход к детям, он получает возможность превратить скучный процесс занятия в увлекательное и познавательное времяпрепровождение.