В данной статье приводятся размышления на тему взаимодействия родителей и воспитателей в воспитании детей.
Ключевые слова: детское дошкольное учреждение, дети, группа, родители, этикет, правила поведения.
Деятельность дошкольных образовательных учреждений направлена на формирование в воспитанниках правильных навыков, установок и умений, которые можно было бы с успехом применить в их последующей жизнедеятельности. При подаче знаний по самым разным предметам не стоит забывать и о формировании этических норм поведения в сознании детей. Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребёнок был предельно вежливым и воспитанным. Для начала, давайте разберемся с самим понятием. Слово этикет (etiquette — этикетка) было заимствовано из французского языка. Его стали применять при правлении Людовика ХIII. Оно означало свод правил поведения в аристократическом обществе. С французского языка это слово вошло в словари других европейских стран. По прошествии долгого времени словом «этикет» начали обозначать все виды норм поведения человека в общественных местах и в процессе его общения с другими людьми. Человек, который не знаком с правилами поведения или сознательно игнорирует их, рискует стать отщепенцем, не имеющим возможности карьерного роста, что означает, что он станет заведомым аутсайдером в гонке за достойное место в человеческом социуме. Все это означает важность знания правил этикета людьми.
Детское дошкольное учреждение может существенно помочь родителям в деле формирования в их детях этических норм поведения.
Важно помнить, что при воспитании этих качеств роль родителей очень высока. Родители в первые годы жизни ребёнка являются примером для подражания.
Дети, в силу ещё узкого кругозора, не могут разделить поступки родителей на хорошие и плохие, как губка впитывают в себя все, что они видят дома, в семье. Родители требуют от своих детей неукоснительного выполнения правил и норм поведения, забывая при этом о воспитании детей на собственном примере. Почему-то они уверены, что их негативные привычки никак не влияют на поведение их детей. Одни из них считают, что ребёнок «нахватался» дурных привычек в детском саду, другие — во дворе, у соседских детей. Было замечено, что у вежливых и корректных родителей дети никогда не становятся грубиянами. Потому что метод личного примера является самым мощным в воспитании детей.
Если в семье ребёнка учат индивидуальности, в детских дошкольных учреждениях дети учатся взаимоотношению с другими детьми.
Этическое воспитание детей в детских садах подразумевает следующие аспекты:
‒ обучение детей правилам личной гигиены;
‒ обучение правилам общения с другими членами общества, в данном случае, с детьми;
‒ обучение детей словам вежливости;
‒ обучение навыкам взаимопомощи и командным действиям;
При этом воспитатели выстраивают структуру занятий по этике в соответствии с возрастными особенностями детей различных групп детского дошкольного учреждения.
Если в средних возрастных группах детей учат в первую очередь гигиеническим нормам этикета. Детей учат, что воспитанные дети должны быть чистоплотными, то есть приходить в детский сад умытыми, в чистой аккуратной одежде, мыть руки перед едой и так далее. Ребёнок учится сравнивать себя с другими воспитанниками и устранять некоторые очевидные недостатки. В это время, кроме гигиенического воспитания, детей учат вежливым словам, таким как «спасибо» и «пожалуйста». Ещё дети учатся просить разрешения на то или иное действие. На таких занятиях с успехом можно применить различные сказки и короткие рассказы, мораль которых сводится к необходимости знания правил вежливости и правильного поведения, что волшебные слова вежливости способны творить чудеса.
В старших возрастных группах детей учат быть вежливыми во взаимоотношениях с другими воспитанниками данного учреждения. Ещё дети должны будут научиться правильному общению со взрослыми и правильному поведению в общественных местах.
Как показывает практика, дети дошкольного возраста более восприимчивы к занятиям, построенным в виде различных игр.
Сейчас, когда развитие информационных технологий достигло невиданной стремительности, у детских садов появилась возможность при помощи этих технологий наглядно продемонстрировать детям в группе нужную модель поведения.
Для этого используют различные анимационные фильмы. Дети в таком возрасте, как правило, имеют своих любимых сказочных героев и любят отождествлять себя с ними. Воспитатель при этом имеет возможность на примере этих персонажей дать ребёнку необходимые этические установки. В таких случаях обучение правилам поведения и вежливости проходит намного эффективнее, нежели при сухом изложении.
Такое воспитание, опять же, невозможно без полноценного участия родителей в данном процессе. Важно, чтобы они выработали некоторые правила для себя, которых бы придерживались бы при общении со своим ребёнком:
‒ воздерживаться от вредных привычек в присутствии ребёнка;
‒ не сквернословить, когда есть опасность, что он может услышать;
‒ не совершать неблаговидных поступков, так как есть риск, что ребёнок может принять их как правильную модель поведения;
‒ хвалить ребёнка за хороший поступок, дать ему понять, что своим поведением он доставил радость родителям. Каждый ребёнок хочет услышать одобрение родителей, знать, что им гордятся;
‒ выразить свое неодобрение, если он совершил неблаговидный поступок, но оно не должно быть грубым. Не следует спешить с физическим наказанием ребёнка. Как показывает практика, сильнее такого наказания могут действовать слова осуждения, такие как: «я тобой недоволен сегодня», «твой поступок меня не обрадовал, ты не похож на себя сегодня», «надеюсь, ты понял свою ошибку» и т. д. При этом ребёнку нужно объяснить, в чём он ошибся, так как в большинстве случаев он действительно не понимает негативные стороны своего поступка. В детских садах дети учатся общению с другими детьми, усваивая различные модели поведения.
Здесь сталкиваются различные темпераменты и характеры — от самых пассивных до активных. Нужно следить за тем, чтобы дети учились сдерживать свою агрессию при общении с другими. Такие навыки могут очень пригодиться детям в последующей жизни.
Как видим, этическое воспитание детей, формирование в них правил вежливости в детских дошкольных учреждениях не представляется возможным без активного участия родителей в этом процессе. Воспитание детей начинается в самом раннем возрасте и малейшее промедление в данном направлении может привести к упущениям в их воспитании, что, в свою очередь, может создать трудности в его адаптации в обществе и в становлении его полноценным членом.