Актуальность проблемы, которая рассматривается в данной статье, связана с тем, что в настоящий момент большое количество лиц, которые отбывают наказание в местах лишения свободы, страдают различными заболеваниями — как психического, так и соматического характера, — что обуславливает необходимость увеличивать количество лечебно-исправительных учреждений, а также рассматривать вопрос о совершенствовании законодательства в направлении содержания заключенных в такого рода учреждениях.
Кроме того, важным представляется вопрос о том, чтобы создавать специальные комиссии, в функции которых будет входить контроль соблюдения правовых норм в отношении содержания заключенных, имеющих различные заболевания, соблюдения их конституционных прав.
Цель исследования — проанализировать принципы содержания заключенных в лечебных исправительных учреждениях.
Объект исследования — лечебные исправительные учреждения.
Предмет исследования — принципы содержания заключенных в лечебных исправительных учреждениях.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи исследования:
- Изучить нормативно-правовые акты, которые регулируют содержание заключенных в лечебно-исправительных учреждениях.
- Проанализировать современные проблемы содержания заключенных в лечебно-исправительных учреждениях.
- Разработать рекомендации по совершенствованию принципов содержания заключенных в лечебно-исправительных учреждениях.
Правовое регулирование содержания заключенных в лечебно-исправительных учреждениях осуществляется посредством норм главы XXI Приказа Министерства юстиции № 295 от 16 декабря 2016 года [3].
Так, согласно данному нормативному документу, существуют специальные закрепленные в законодательстве стандарты организации распорядка дня заключенных в лечебно-исправительных учреждениях. В первую очередь, нужно отметить, что каждый заключенный данной категории также может быть привлечен к трудовой деятельности, но с обязательной оговоркой на его состояние здоровья.
В процессе нахождения в лечебно-исправительных учреждениях с заключенными проводятся медицинские диагностические мероприятия, которые, во-первых, являются основой для выбора лечения для заключенного, а, во-вторых, дифференцируют их по типам трудовой деятельности.
В случае выявления медицинских противопоказаний, заключенный может быть временно или на постоянной основе освобожден от выполнения трудовых обязанностей.
Содержание заключенных в лечебно-исправительных учреждениях должно соответствовать как основным стандартам лечебно-профилактических учреждений, где все действия персонала должны быть направлены на сохранение и восстановление пациента, так и учреждений уголовно-исправительной системы, где важно организовать постоянный контроль за поведением заключенных, их стремлений осуществить побег и т. д.
Именно поэтому несмотря на то, что в таких учреждениях, согласно Приказу Министерства юстиции Российской Федерации № 295 «Об утверждении правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» от 16 декабря 2016 года, дважды в день осуществляется проверка наличия всех заключенных на местах для предотвращения и быстрого выявления факта побега [3].
Кроме того, важно в рамках данной темы рассмотреть еще один нормативно-правовой акт, который регулирует содержание заключенных в лечебно-исправительных учреждениях. Это ст. 26 Федерального закона РФ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [2].
В первую очередь, данная статья говорит о том, что каждый гражданин, который находится в исправительных учреждениях, имеет право на получение качественной медицинской помощи. В том числе, это касается беременных женщин, молодых матерей и их детей.
Кроме того, в законе рассматриваются случаи, когда лечебно-исправительное учреждение не имеет по ряду причин возможности оказать квалифицированную помощь заключенному, в этом случае он должен быть переведен в государственные многопрофильные медицинские учреждения.
Важным аспектом данной правовой нормы является то утверждение, что заключенные обладают всеми правами гражданина Российской Федерации, а потому на них категорические запрещено испытывать новые препараты и проводить эксперименты.
В рамках данной темы также целесообразно рассмотреть нормы Федерального закона РФ № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» [1].
Данный закон говорит о существовании специальных комиссий, которые должны отслеживать соблюдение прав осужденных и заключенных в различных исправительных учреждениях Российской Федерации. Но несмотря на существование таких комиссий «на бумаге», в реальности они являются не более, чем частью коррупционной схемы Федеральной системы исполнения наказаний.
Статистика показывает, что на 1 января 2018 году в учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации содержалось 602176 человек. Из них 18 % осужденных находятся в лечебно-исправительных учреждениях [5].
Кроме того, пугающей является статистика смертности заключенных в местах лишения свободы. В российских местах лишения свободы один из самых высоких процентов смертности в Европе: на 1000 заключенных приходится шесть смертей, следует из доклада Совета Европы. По абсолютному числу смертей Россия лидирует.
В 2013 году в российских тюрьмах эксперты Совета Европы насчитали 4200 смертей, в том числе 461 самоубийство. Это больше, чем где-либо в Европе. По количеству смертей на 1000 человек российские тюрьмы также находятся в лидерах. Оно составляет 6 человек на 1000 заключенных, тогда как в остальных странах такой показатель равен примерно 2,8. К 2018 году эта ситуация ухудшилась на 10 %, что говорит о низком качестве медицинского обеспечения заключенных в российских исправительных учреждениях [4].
Несмотря на наличие ряда правовых норм, которые защищают права заключенных, на практике ситуация складывается совершенно иначе. В системе ФСИН существует высокий уровень коррупции, а потому зачастую, прежде всего, нарушаются нормы Федерального закона № 323-ФЗ.
Финансирование лечебно-исправительных учреждений осуществляется на низком уровне, заключенные не могут получить необходимые препараты для лечения острых и хронических заболеваний. Зачастую, несмотря на законодательный запрет, на заключенных, которые попадают в лечебно-исправительные учреждения, проводятся испытания новых препаратов, от которых в некоторых случаях наступает смерть пациентов. Но данную статистику невозможно найти в источниках, т. к. этот факт тщательно скрывается, а больным заключенным посмертно ставятся естественные диагнозы.
Материально-техническое обеспечение лечебно-исправительных учреждениях находится на крайне низком уровне. Пациенты вынуждены находиться в неотремонтированных помещениях, дышать сыростью, плесенью, грибком, что приводит к развитию серьезных хронических заболеваний, особенно кожной и легочной системы.
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:
- Существует серьезная проблема несоответствия российского законодательства в сфере содержания заключенных в лечебно-исправительных учреждениях с реальным положением дел, что приводит к некачественному медицинскому обслуживанию и высокому уровню смертности заключенных.
- Данное несоответствие связано с высоким уровнем коррупции и мошенничества среди руководящего состава учреждений ФСИН, которые приводят к отсутствию необходимого обеспечения лечебно-исправительных учреждений и жестокому обращению с заключенными.
В связи с этим, в качестве рекомендаций по совершенствованию принципов содержания заключенных в лечебно-исправительных учреждениях, необходимо, прежде всего, предложить внесение изменений в законодательство, в частности, ужесточение наказания сотрудникам ФСИН за неправомерные действия в отношении заключенных.
Кроме того, необходимо сформировать возможность для исправительных учреждений по созданию собственного фонда за счет коммерческой деятельности, например, продажи изделий, выполненных заключенными в процессе трудовой деятельности. Данные средства должны направляться на повышение качества содержания заключенных в лечебно-исправительных учреждениях.
Литература:
- Федеральный закон Российской Федерации № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» от 10 июня 2008 года (в действ. ред. от 07 июня 2017 года) // Консультант Плюс. Информационно-правовой портал. — [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_77567/ (Дата обращения: 24.06.2018)
- Федеральный закон Российской Федерации № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 года (в действ. ред. от 07 марта 2018 года) // Консультант Плюс. Информационно-правовой портал. — [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/f579aa9d9ac72dd37896027259694b1b82964f54/ (Дата обращения: 23.06.2018)
- Приказ Министерства юстиции Российской Федерации № 295 «Об утверждении правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» от 16 декабря 2016 года (в действ. ред.) // Консультант Плюс. Информационно-правовой портал. — [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_210064/216e666de75fea91979692958b4654655cd23181/ (Дата обращения: 23.06.2018)
- Михайлова А. Россия стала лидером среди европейских стран по смертности заключенных // РБК. Официальный сайт. — [Электронный ресурс] https://www.rbc.ru/society/08/03/2016/56de88669a79475040d1d7e2 (Дата обращения: 23.06.2018)
- Статистика по осужденным // Институт проблем современного общества. — [Электронный ресурс] http://i-pso.ru/2016/04/05/299/ (Дата обращения: 24.06.2018)