Образ приемной семьи — представление о приемной семье: о ее составе, иерархии и границах, о семейных ролях, нормах и правилах. Реалистичный согласованный образ приемной семьи у детей-сирот и кандидатов в принимающие родители на этапе приема, является условием психологической готовности к ее созданию и преодоления проблем в приемной семье. Представление детей-сирот и кандидатов в принимающие родители о совместной жизни является дефицитарной областью исследований. В статье представлена методика оценки образа приемной семьи у субъектов на этапе создания приемной семьи.
Ключевые слова: образ приемной семьи, дети-сироты, кандидаты в принимающие родители, приемная семья.
Дети-сироты и кандидаты в принимающие родители (КПР) на этапе создания приемной семьи (на этапе приема ребенка), идеализируют ее образ, имеют рассогласованные представления о совместной жизни. В связи с чем, уже в приемной семье наблюдаются проблемы, которые способствуют риску возврата приемного ребенка в детский дом. К их числу относят следующие: конфликты в детской и супружеских подсистемах, эмоциональное отвержение членов семьи друг другом, конфликты с родственниками приемного ребенка, систематическое нарушение им норм и правил семьи, падение родительского авторитета (нарушение в семейных ролях).
Важным тактом работы с будущей приемной семьей на этапе ее создания является исследование представлений субъектов о будущей совместной жизни. Современные методики исследования приемной семьи предназначены для диагностики отдельных аспектов образа приемной семьи: эмоциональное состояние субъектов (тест Люшера, «Hand-тест», тест цветовых отношений), особенности социально-психологической адаптации (методика К. Роджерса и Р. Даймонда), потенциал семьи (генограмма М. Боуэна) и др. Применение стандартизированных диагностических методик дополняет основной метод — наблюдение за совместной деятельностью ребенка-сироты и КПР. По итогам анализа диагностических результатов и наблюдения специалист по семейному устройству может оценить готовность субъектов к созданию приемной семьи.
Наблюдение специалиста за субъектами на этапе создания приемной семьи позволяет увидеть особенности их контакта, а в беседах субъектов обнаружить актуальное содержание представления о будущей совместной жизни. Последнее позволяет уточнить ожидания субъектов и предложить рекомендации по обустройству совместной жизни и способам разрешения возможных трудностей.
Собственно представление детей-сирот и КПР о совместной жизни в приемной семье (образ приемной семьи) не приниматься за предмет наблюдения, поскольку специалисту-исследователю невозможно буквально увидеть эту ментальную картину (вторичный образ). Поэтому в качестве предмета наблюдения выступают особенности контакта и содержание бесед детей-сирот и КПР.
К особенностям контакта относятся: дистанция между субъектами, физическое воздействие (телесные касания, объятия, поглаживания), экспрессия лица, инициирование взаимодействия (вербальное, невербальное). В содержании бесед отмечается проявление заинтересованности (вербальное, невербальное) в субъекте (его жизнедеятельности, жизненной истории) и предмете его высказываний, проявление отношения (вербальное, невербальное) к актуальным для него темам разговора.
Опыт сопровождения детей-сирот и КПР на этапе создания приемной семьи показывает, что указанные выше проявления, несмотря на желание обоих сторон стать членами приемной семьи, могут значительно различаться, когда речь идет об ожиданиях субъектов. Эта ситуация естественна для любого рода отношений (дружеских, профессиональных), однако «цена», которую каждый из субъектов «платит» за нежелание прояснить ожидания друг друга от ее создания, договориться о ключевых вопросах совместности, довольно высока: приемные дети неоднократно возвращенные в детские дома, неустроенные взрослые, распавшиеся семьи.
Другими словами, на этапе создания приемной семьи следует уделять внимание не только психологической совместимости (возможность взаимодействовать, не сталкиваясь характерами [13]) субъектов, но и их психологической готовности к созданию приемной семьи (знания о семье, эмоциональное отношение к ней и действия относительно семьи).
Так, примером рассогласованности в представлениях субъектов о приемной семье могут быть ситуации, когда дети-сироты и КПР на этапе знакомства, стремятся понравиться друг другу, проявляют лучшие качества характера. Те же субъекты уже на этапе адаптации актуализируют проблемы, связанные с составом приемной семьи, пониманием своей социальной роли «сын» / «дочь» / «приемный родитель», представлении о нормах и правилах.
Безусловно, эти вопросы обсуждаются с субъектами на этапе создания семьи, однако уровень реалистичности и согласованности их представлений не оценивается. Необходимость такого рода оценки обусловлена тем, что: «реалистичные ожидания и требования членов базисной семьи и приемного ребенка (детей) друг к другу необходимо рассматривать, как одно из условий готовности» [12, с. 26]. Так, исследования И. В. Тихоновой (2015) показали, что у родителей с эффективной замещающей заботой «ожидания от приема более реалистичные, осознанные и интенсивные» [14, с.226].
Следовательно, реалистичный согласованный образ приемной семьи у детей-сирот и кандидатов в принимающие родители на этапе приема, является условием психологической готовности к ее созданию и преодоления проблем в приемной семье.
Для достижения цели, связанной с оценкой образа приемной семьи у детей-сирот и кандидатов в принимающие родители на предмет его реалистичности и согласованности нами разработана методика. Практическая значимость ее использования состоит в том, что у специалиста появляется дополнительная возможность предусмотреть содержание возможных трудностей на этапе адаптации приемной семьи и дать обоснованные рекомендации по их преодолению.
Методологическая основа:
В разработке понятия «образ приемной семьи» / «представление о приемной семье», мы опираемся на учение отечественных авторов об образе как единице психического отражения. Б. Ф. Ломов (1986) говоря об уровнях в психическом отражении, выделяет уровень представлений (вторичные образы), функции которого состоят в том, чтобы обеспечить формирование эталонов, планирование действий, их контроль и коррекцию [6, с. 11–14]. А. А. Гостев (2001) отмечает, что вторичные образы переживаются в отсутствии непосредственно воздействующего стимула; возникают путем операционализации и трансформации чувственных образов, сохранившихся в памяти [2, с.7]. Так, формирование образа приемной семьи у детей-сирот и КПР происходит на основе знаний о семье как социальном институте, в отсутствии непосредственного опыта жизни в приемной семье.
Исследование образа приемной семьи как условия психологической готовности к ее созданию, основывалось на работах следующих отечественных ученых: В. Н. Ослон (2006), Ю. Б. Евдокимова (2004), О. А. Карабанова. (2008), А. С. Шубина (2009), Е. И. Николаева, О. Г. Япарова (2010), М. Ю. Лобанова, (2011), Ю. В. Евстратова, (2014), И. В. Тихонова, (2015) [12, 3, 8, 15, 11, 10, 4, 14].
Разработка характеристик образа приемной семьи «реалистичность» и «согласованность» осуществлялась на основе теоретико-методологического анализа работ А. Б. Холмогоровой (2002), О. А. Карабановой (2008), В. Н. Ослон (2006), А. Н. Елизарова (2010), Е. А. Лесиной (2014), Т. Ю. Загвоздкиной (2016) [1, 8, 12, 5, 9, 7].
Описание измерительных шкал:
Методика оценки образа приемной семьи у детей-сирот и КПР предназначена для оценки качественных характеристик образа: «реалистичность» и «согласованность». Отметим, что представление о приемной семье не может быть одинаковым у детей-сирот и КПР, поэтому цель специалиста состоит в том, чтобы установить, насколько данные представления реалистичны, и согласованы.
Шкала «реалистичный — идеализированный» предназначена для оценки ожиданий субъектов при сопоставлении их с наличной жизненной ситуацией. Реалистичным считается такой образ приемной семьи, который характеризуется наличием в нем ресурса и дефицита с точки зрения субъектов, конкретизацией отдельных аспектов жизни приемной семьи, в состав ее социального атома включены кровные родственники приемного ребенка (обязательное условие, если ребенок поддерживает с ними связь).
Идеализированным считается такой образ приемной семьи, в котором отсутствуют дефициты, субъекты приписывают друг другу только положительные качества личности и общепринятые функции и обязанности в соответствие с социальной ролью (например, ребенок должен хорошо учиться; мама должна убирать, готовить, развлекать). Субъекты описывают отдельные сферы жизни приемной семьи, используя общие фразы и выражения, уклоняются от детализации образа.
Дополнительными признаки свидетельствующими об идеализации КПР образа приемной семьи являются: отказ от сотрудничества со специалистами по семейному устройству по причине предварительного обучения в школе приемных родителей, формальное отношение к ситуации знакомства с ребенком (например, «ребенок-дошкольник итак в нас нуждается, зачем его спрашивать нравимся мы ему или нет»), отсутствие намерений пересмотреть представление о приемном ребенке и о себе как приемном родителе, отсутствие запроса к специалистам.
Шкала «согласованный — рассогласованный» предназначена для оценки предмета согласования. Согласованным считается такой образ приемной семьи, который характеризуется наличием предмета согласования у субъектов. А при их контакте отмечается взаимная вовлеченность (большая вовлеченность родителя) в процесс согласования, инициирование обсуждений, совместных действий.
Рассогласованным считается образ приемной семьи, который характеризуется отсутствием предмета согласования. Например, ребенок хочет, чтобы у него была своя комната (запрос об организации личного пространства), а приемный родитель хочет, чтобы у ребенка были свои обязанности по дому (запрос о выполнении функций связанных с семейной ролью). В данном примере нет общего предмета для согласования. Признаком рассогласованности является отсутствие инициирования обсуждений и взаимной вовлеченности в согласование совместных действий, отказ от совместной деятельности.
Оценка образа приемной семьи осуществляется по двум полярным шкалам: «реалистичный — идеализированный» и «согласованный — рассогласованный». Сочетание полярных шкал позволяет выделить четыре комбинации образа приемной семьи (рисунок 1): 1) реалистичный согласованный; 2) идеализированный согласованный; 3) идеализированный рассогласованный; 4) реалистичный рассогласованный.
Наибольшую ценность с точки зрения успешной замещающей заботы представляют: 1) реалистичный согласованный и 4) реалистичный рассогласованный образы приемной семьи. В последнем случае субъекты могут обосновать свои ожидания относительно приемной семьи и согласовать их. Во 2м и 3м случае вероятно появление описанных выше проблем во взаимоотношениях приемных семей. Связано это с тем, что идеализацию образа, преодолеть значительно сложнее, нежели договориться о тех или иных аспектах совместной жизни.
К элементам образа приемной семьи относятся представления субъектов:
- о составе, иерархии и границах приемной семьи;
- о семейных ролях в приемной семье;
- о нормах и правилах в приемной семье.
К компонентам образа приемной семьи относятся:
- когнитивный компонент: знания о приемной семье;
- эмоциональный компонент: эмоциональное отношение к приемной семье;
- деятельностный компонент: действия субъектов относительно приемной семьи.
Оценка образа приемной семьи у субъектов осуществляется в соответствие с матрицей (таблица 1), в основе которой лежат компоненты образа, одновременно свидетельствующие о степени психологической готовности к созданию приемной семьи. В матрице, стрелками показано движение от 1го к 9му квадрату, по ходу которого усиливается реалистичность и согласованность ожиданий субъектов, осуществляется переход от индивидуального предмета оценки к групповому. Содержание ячеек матрицы представлено элементами образа приемной семьи.
Описание процедуры оценки образа приемной семьи:
Процедура оценки образа приемной семьи у субъектов предполагает проведение критериально-ориентированного наблюдения за особенностями контакта и содержанием бесед субъектов, за их совместными действиями. Целесообразно проводить оценку образа приемной семьи на заключительном этапе встреч.
Оценку образа приемной семьи у субъектов проводит группа экспертов, в число которых входят: педагог-психолог, социальный педагог и воспитатели. Каждый эксперт по предварительной договоренности о единообразном понимании критериев — компонентов образа, оценивает особенности контакта субъектов, присваивая определенное количество баллов.
При оценке образа приемной семьи эксперт переходит от одного уровня сформированности компонента к другому тогда, когда предыдущий уровень оценивается им максимальным количеством баллов — 3 балла (проявляется часто). Получается, что в образе приемной семьи каждый из компонентов может быть представлен на разном уровне сформированности: 1м, 2м, 3м.
Аналогичный предыдущему переход от одного компонента образа приемной семьи к другому необязателен, так как у каждого человека разные каналы восприятия и модели поведения. Так, эксперт может оценить сначала деятельностный компонент, а затем когнитивный.
После оценки каждого компонента, эксперт сопоставляет полученные данные с графиком (рис. 1), на котором показана качественная характеристика компонента: «реалистичность» и «согласованность». Говорить о реалистичности и согласованности образа приемной семьи, а не только его компонентов можно тогда, когда хотя бы 2 компонента имеют аналогичные характеристики (пример 2). В чем именно наблюдается идеализация, и рассогласованность компонентов образа специалист по семейному устройству определяет непосредственно из содержания совместных действий и бесед детей-сирот и КПР.
Градация оценок: 3 балла — характеристика образа приемной семьи проявляется часто; 2 балла — иногда; 1 балл — редко. Низкий уровень согласованности и реалистичности образа приемной семьи характеризуется количеством баллов в интервале от 1 до 3; средний уровень в интервале от 4 до 6 баллов; высокий уровень в интервале от 7 до 9 баллов.
Пример 1:
Когнитивный компонент образа ((1), (2), (3) в матрице) оценивается так: (1) 3 балла, (2) 2 балла, (3) 0 баллов. Когнитивный компонент в структуре образа приемной семьи характеризуется так: субъекты имеют интересующие их знания о приемной семье, знают, что могут выразить свои ожидания, но не знают, что могут их согласовать. На практике это выглядит таким образом: «я знаю, что у ребенка есть бабушка, с которой он общается, но мне хотелось бы, чтобы он виделся с ней реже, ведь он станет моим сыном и внуком моей матери, но могу ли просить его об этом?»
Здесь отметим, что далее речь идет не об отказе ребенка-сироты от родной бабушки, а о том, как теперь будут выстроены их отношения. В данном случае КПР лишь заявляет о том, что составляет содержание его представления о составе семьи. Работа с представлением — это отдельный этап консультации КПР и в данной статье он не представлен.
Пример 2:
Когнитивный компонент образа ((1), (2), (3) в матрице) получил оценку эксперта 9 баллов — высокий уровень. Эмоциональный компонент ((4), (5), (6) в матрице) получил оценку 5 баллов — средний уровень. Деятельностный компонент ((7), (8), (9) в матрице) получил оценку 7 баллов — высокий уровень. Следовательно, образ приемной семьи можно охарактеризовать как реалистичный согласованный. Рекомендации специалиста по семейному устройству могут касаться эмоционального компонента.
Данные наблюдения заносятся в экспертный лист, в котором указан индивидуальный и групповой предмет оценки образа приемной семьи. Выбор экспертом предмета оценки осуществляется в зависимости от задач наблюдения. Например, определить образовательный / психологический запрос для конкретного субъекта, сформировать рекомендации для каждого из них или будущей семьи в целом.
Экспертный лист
Эксперт: _______________________________ Дата: _____________
ФИО ребенка ______________________________________________
ФИО КПР _________________________________________________
Компоненты образа приемной семьи |
Уровень сформированности компонента образа |
Субъекты |
||
Индивидуальный предмет оценки образа |
Групповой предмет оценки образа |
|||
Дети-сироты |
КПР |
Детско-родительская группа |
||
Когнитивный |
1 |
|||
2 |
||||
3 |
||||
Сумма баллов |
||||
Уровень |
||||
Эмоциональный |
4 |
|||
5 |
||||
6 |
||||
Сумма баллов |
||||
Уровень |
||||
Деятельностный |
7 |
|||
8 |
||||
9 |
||||
Сумма баллов |
||||
Уровень |
||||
Оценки экспертной группы (средние значения) заносятся в аналогичный сводный экспертный лист.
Оценивая реалистичность и согласованность образа приемной семьи у субъектов, эксперты могут выявить предмет для согласования, работая над которым может быть сформирован образовательный / запрос каждого из них, психолого-педагогические рекомендации приемной семье на этапе адаптации.
Таблица 1
Матрица для оценки сформированности усубъектов образа приемной семьи
Компоненты образа приемной семьи |
|
Уровень сформированности компонента образа |
|
||
1 уровень (низкий) |
2 уровень (средний) |
3 уровень (высокий) |
|||
Индивидуальный предмет оценки образа приемной семьи |
|||||
Когнитивный компонент |
Реалистичность образа приемной семьи
|
(1) Наличие у субъектов знаний: об составе, иерархии и границах приемной семьи; о семейных ролях в приемной семье; о нормах и правилах в приемной семье. |
(2) Субъекты знают, что могут выразить свои ожидания относительно: состава, иерархии и границ приемной семьи; семейных ролей в приемной семье; норм и правил в приемной семье. |
(3) Субъекты знают, что могут согласовать свои ожидания относительно: состава, иерархия и границы приемной семьи; семейные роли в приемной семье; нормы и правила в приемной семье. |
Групповой предмет оценки образа приемной семьи |
Эмоциональный компонент |
(4) Наличие у субъектов эмоционального отношения: к составу, иерархии и границам приемной семьи; к семейным ролям в приемной семье; к нормам и правилам в приемной семье. |
(5) Субъекты спонтанно выражают эмоциональное отношение относительно: состава, иерархии и границ приемной семьи; семейных ролей в приемной семье; норм и правил в приемной семье. |
(6) Субъекты примеривают разные способы проявления эмоционального отношения: к составу, иерархии и граница приемной семьи; к семейным ролям в приемной семье; к нормам и правилам в приемной семье. |
||
Деятельностный компонент |
(7) Проявление субъектами действий, позволяющих им обнаружить свои ожидания относительно: состава, иерархия и границы приемной семьи; проигрывания семейных ролей в приемной семье; следования норм и правил в приемной семье. |
(8) Субъекты демонстрируют культурные средства выражения эмоционального отношения: к составу, иерархии и граница приемной семьи; к семейным ролям в приемной семье; к нормам и правилам в приемной семье. |
(9) Субъекты согласуют свои ожидания относительно: состав, иерархия и границы приемной семьи; семейных роли в приемной семье; норм и правил в приемной семье. |
||
Согласованность образа приемной семьи |
|||||
Рис. 1. График для качественной оценки образа приемной семьи у детей-сирот и кандидатов в принимающие родители
Итак, предлагаемая методика может дополнить традиционные методы оценки образа приемной семьи у детей-сирот и кандидатов в принимающие родители. Методика позволяет дать качественную характеристику образа приемной семьи на заключительном этапе встреч, выявить предмет для согласования в индивидуальной и групповой работе в процессе адаптации приемной семьи.
Литература:
- Гаранян, Н.Г., Холмогорова, А. Б. Очарование нарциссизма. / Н. Г. Гаранян, А. Б. Холмогорова // Консультативная психология и психотерапия. — 2002. — № 2. — С. 102–112.
- Гостев, А. А. Психология вторичного образа (Субъект, феноменология, функции): дис. … д-ра психол. наук: 19.00.01 / Гостев Андрей Андреевич. — СПб., 2001. — 512 с.
- Евдокимова, Ю. Б. Идеализированный образ родителей как фактор девиантного поведения подростков, воспитывающихся вне семьи: дис. … канд.псих.наук: 19.00.13 / Евдокимова Юлия Борисовна. — Москва, 2004. — 142 с.
- Евстратова, Ю. В. Современные исследования психологической готовности семьи к приему ребенка / Ю. В. Евстратова // Армия и общество. — 2014. –№ 2 (39). — С. 1–7
- Елизаров, А. Н. Принцип взаимного дополнения элементов как основа детско-родительских отношений / А. Н. Елизаров // Педагогика и психология образования. -2010. — № 2. — С. 31–41
- Завалова, Н. Д. Образ в системе психической регуляции деятельности / Н. Д. Завалова, Б. Ф. Ломов, В. А. Пономаренко. — М.: Наука, 1986. — 172 с.
- Загвоздкина, Т. Ю. Образ семьи у детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в семьях различного социального статуса: дис... канд.психол.наук 19.00.13 / Загвоздкина Татьяна Юрьевна. — Москва, 2016. — 277 с.
- Карабанова, О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования [Текст]: учеб. пособие для студентов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / О. А. Карабанова. — Москва: Гардарики, 2008. — 319 с.
- Лесина, Е. А. Особенности формирования адекватного образа родителей у детей-сирот / Е. А. Лесина // Социальная педагогика. — 2014. — № 4. — С. 84–88.
- Лобанова, М. Ю. Изменение отношения приемных родителей к приемному ребенку и к его биологическим родителям: психологический аспект / М. Ю. Лобанова // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. — 2011. — № 9. — С. 278–279.
- Николаева, Е.И., Япарова, О. Г. Навстречу ребенку. Пособие для принимающих родителей. — М.: ООО «Издательство «Проспект», 2010. — 88 с.
- Ослон В. Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья». /Монография. Библиотека «Профилактика социального сиротства». Генезис, 2006. 368 с.
- Психологическая совместимость / Энциклопедия практической психологии «Психологос» URL: https://www.psychologos.ru/articles/view/psihologicheskaya-sovmestimost (дата обращения: 30.06.2018г.)
- Тихонова И. В. Ретроспективное исследование мотивов принятия ребенка в семьях с разным уровнем эффективности замещающей заботы // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия Гуманитарные науки: Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеология. Ювенология. Социокинетика. 2015. № 4, том 21. С. 221–226
- Шубина, А. С. Образ семьи в картине мира, детей, оставшихся без попечения родителей / А. С. Шубина // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. — 2009. — № 4. С. 179–183.