Ключевые слова: гибкий график работы, график работы, распределение ответов респондентов, трудовая деятельность, мотивация, стимулирование работников.
Под гибким графиком работы обычно понимают такой способ организации труда работников, при котором временные рамки рабочего дня устанавливаются между сторонами по обоюдному согласию. Согласно Трудовому кодексу РФ, гибкий график работы — форма организации рабочего времени, при которой работник может самостоятельно определять часы работы. Условия такого варианта распределения рабочих часов должны быть прописаны в трудовом договоре работника [1].
В настоящее время современные студенты все раньше начинают свой трудовой путь, еще обучаясь на последних курсах университета. Гибкий график работы — отличная возможность для молодых специалистов, не пропуская занятия в университете получать первых трудовой опыт.
Система работы, при которой работник сам может решать, как распределить время во время дня, используется в различных направлениях деятельности. Так, например, гибких график работы применяют в сфере:
‒ обслуживания и продаж;
‒ сфера недвижимости;
Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что гибкий график работы, достаточно востребованный способ организации труда, который пользуется популярностью в определенных сферах работы. Так же хотелось бы отметить, что в связи с тем, что среди молодых людей все большую популярность набирает трудоустройство на последних курсах обучения, гибкий график работы подходящий способ совмещения работы и учебы, который, ко всему общему еще и мотивирует студентов к достижению высоких результатов [2].
Для проведения анализа и выявления потребности у студентов в гибком графике работы, мною был использован такой метод, как проведение анкетирования. В ходе исследования была использована «Анкета для анализа совмещения работы и обучения» (Приложение А) и проанализированы ответы 42 студентов. Данная анкета включала ряд общих вопросов (пол, возраст, ступень образования и др.), так же некоторые вопросы относились непосредственно к вопросу мотивации студентов гибким графиком работы.
Так, например, на рисунке 1 представлено как распределились ответы респондентов на вопрос «Укажите условия, при которых можно совмещать работу с учебой?».
Рис. 1. Распределение ответов респондентов на вопрос «Укажите условия, при которых можно совмещать работу с учебой?»
Из рисунка, представленного выше, можно увидеть, что 50 % опрошенных, а именно 22 человека, считают важнейшим условием совмещения работы и образования, гибкий график работы. Это можно объяснить желанием студентов сбалансировать трудовую и учебную деятельность, при этом преуспевая и в том, и в другом.
Так же примером значимости гибкого графика работы в процессе стимулирования трудовой деятельности студентов, может стать диаграмма ответов на вопрос «Является ли для Вас важным условием гибкий график работы?», представленная на рисунке 2.
Рис. 2. Распределение ответов респондентов на вопрос «Является ли для Вас важным условием гибкий график работы?»
Данный рисунок показывает, что определяющее большинство, а именно 57 % опрошенных ответили, что гибкий график является самым важным условием при выборе места работы. Так же 32 % опрошенных обозначали, что гибкий график работы достаточно значим, но не является определяющем, при трудоустройстве. Эти факторы так же приводят к выводу о том, что для студентов гибких график работы является одним из основных стимулирующих факторов.
Заключительным вопросом анкеты, предложенной респондентам, стал вопрос «Замотивирует ли Вас работать больше возможность самостоятельно выбирать время, для работы?», распределение ответов можно увидеть на рисунке 3.
Рис. 3. Распределение ответов респондентов на вопрос «Замотивирует ли Вас работать больше возможность самостоятельно выбирать время для работы?»
Из рисунка, представленного выше, видно, что для большинства опрошенных студентов (67 %) возможность самостоятельно выбирать время для работы оказалась значимой в качестве мотивации к увеличению рабочего времени.
Таким образом, подводя итоги анализа, хочется отметить, что гибкий график работы, занимает большую нишу в стимулировании студентов на трудовую деятельность. Можно выделить несколько аспектов, благодаря которым, стимулирование гибким графиком труда подходит учащимся [3]:
‒ совмещение трудовой и учебной деятельности без пропусков занятий в университете;
‒ гибкий график работы позволяет эффективно управлять своим временем;
‒ при выборе работы, гибкий график позволяет сбалансировать время на работу, учебу и личную жизнь;
‒ гибкий график работы учит планированию дел и правильному использованию своих ресурсов;
Также на основе проведенного исследования и полученных результатов можно сделать вывод, что современным студентам необходим гибки й график работы, так как это наилучший способ совмещать все сферы жизни, при этом начав свой трудовой путь еще будучи учащимся. Так же гибкий график работы поможет научится распределять свое время и правильно его организовывать на весь день.
Литература:
- Алёхина О. Е. Стимулирование развития работников организации/ О. Е. Алёхина // — Управление персоналом. — 2013 год. — № 1. — С. 50–52.
- Гущина И. М. Трудовая мотивация как фактор повышения эффективности труда/ И. М. Гущина// Общество и экономика. — 2012 год.- № 1. — С. 169–174.
- Комаров Е. И. Стимулирование и мотивация в современном управлении ᴨерсоналом/ Е. И. Комаров// Управление персоналом. — 2012 год.- № 1. — С. 38–41.