В настоящее время все больший интерес вызывают проблемы обучения и воспитания гиперактивных подростков. В МКБ (медицинская классификация болезней) гиперактивность классифицируется как гиперкинетическое расстройство или синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — состояние, лежащее на границе нормального и отклоняющегося развития, сопровождающееся импульсивностью в поведении и интеллектуальной деятельности, чрезмерной гиперподвижностью и невнимательностью. Сопутствующими являются расстройства поведения, выраженная агрессивность, сензитивность, высокий уровень тревожности, заниженная самооценка, проблемы взаимоотношений с окружающими, слабая академическая успеваемость. Данная проблематика вызывает живой интерес не только у психологов, психотерапевтов, родителей, но также и у педагогов общеобразовательных учреждений. Поскольку современная система образования не адаптирована для учащихся с СДВГ, — единственным выходом для педагогов в отношении гиперактивных подростков зачастую становится домашнее обучение по индивидуальной программе. Однако это вовсе не идет на пользу гиперактивному школьнику, ведь он выпадает из процесса социализации, не учится решать свои поведенческие проблемы в реальном жизненном контексте, и в результате признает свою отверженность обществом. Важно понимать особенности ценностно-смыслового развития гиперактивных подростков, так как последнее определяет выбор адекватных методов работы с ними.
На бурном и противоречивом фоне развития подростков происходят качественные трансформации в смысловой сфере гиперактивных учащихся, что обуславливается процессами становления социальной идентичности, формированием своего Я, ростом самосознания. Ценностно-смысловая сфера, являясь ядерным образованием личности, воздействует в целом на поведение подростка, определяет общую направленность его жизни, формируя мировоззрение и помогая осмысливать свое существование. Ценностные ориентации гиперактивных подростков связаны со стремлением более глубоко понять себя, разобраться в своих чувствах, мнениях, настроениях. Однако импульсивный тип отношений с миром, несформированность навыков саморегуляции, низкий уровень рефлексии осложняют эти процессы. Психологической базой ценностных ориентаций гиперактивного подростка является определенный круг интересов, который не всегда приобретает известную устойчивость. Для подростков с СДВГ ярко проявляется в данный период развития аффилиативная потребность в принадлежности к референтной группе, с которой он себя отождествляет, ценности и смысловые ориентации которой он разделяет. В процессе коммуникации членов группы происходит столкновение жизненных миров подростков, двух смысловых реальностей, запускаются механизмы порождения новых смыслов, перестройки старых или обогащения смысловой сферы учащихся. Желание слиться с группой, ничем не выделяться обусловлены стремлением в эмоциональной и психологической безопасности подростка. Такая группа является большим авторитетом в глазах подростка, нежели сами родители, и именно она сможет влиять на его поведение и отношения с другими. Так, требования, идущие со стороны даже самых близких взрослых, сохраняют теперь свою смыслообразующую функцию лишь при условии, что они включены в более широкую социальную мотивационную сферу, в противном случае они вызывают явление «психологического бунтарства». Принадлежность группе позволяет также удовлетворить многие потребности гиперактивного подростка. Например, поиск собеседника, который позволил бы ему найти понимание и сопереживание его чувствам, мыслям, идеям, а также обеспечил бы эмоциональную поддержку со стороны сверстников в преодолении различных проблем, связанных с возрастным и индивидуальным развитием. Стремление подростка занять удовлетворяющее его положение в группе сверстников сопровождается повышенной конформностью к нормам поведения и ценностям референтной группы, что особенно опасно в случае приобщения к криминальному сообществу. Гиперактивным учащимся достаточно трудно найти свое место среди группы сверстников, эмоциональной поддержки, психологической защиты, удовлетворение необходимых потребностей они в полной мере не получают. Учащиеся с СДВГ постоянно испытывают недостаток человеческого общения. Зачастую их друзьями становятся самые покладистые, подростки-изгои или младшие школьники. Ввиду непринятия и непризнания со стороны значимых сверстников и членов референтной группы, гиперактивные школьники готовы привязаться к любому, кто проявляет интерес по отношению к ним. Насущная потребность быть членом социальной группы, с одной стороны, и невозможность ей принадлежать, с другой, нередко приводит подростков с СДВГ к антисоциальным сообществам.
В подростковом возрасте формируются предпосылки для становления высшей системы регуляции, основанной на логике свободного выбора, — однако индивидуальная траектория развития гиперактивных подростков не всегда к этому приводит. Специфические особенности психики, расстройства внимания, оказывают негативное влияние на ход развития учащихся с СДВГ, способствуют закреплению незрелых паттернов личностной структуры подростков. Гипердинамичные школьники характеризуются, прежде всего, неудовлетворенностью своей жизнью в настоящем, неверием в свои силы, фатализмом и убежденностью в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода выбора иллюзорна и бессмысленно что-либо загадывать на будущее. В целом присутствуют такие показатели как: низкий уровень осознанности, отсутствие желания управлять своей жизнью, выбор на основе неосмысленных решений, хаотичное управление жизнью, слабо выраженная идентичность, агрессия как основной механизм защиты субъектной реальности. У подростков с СДВГ складывается искаженное понимание ценностей, что накладывает отпечаток не только на их поведение, но также на мировоззрение и мироощущение. Для них характерно отрицание альтруистических ценностей, а также присуща предвзятая атрибуция враждебности, — они ожидают опасность от любого вмешательства со стороны взрослых или сверстников, поскольку уверены во враждебном отношении к себе с их стороны.
Таким образом, на фоне общей неформированности ценностно-смысловой сферы подростков с СДВГ можно говорить о различных ее деформациях, обусловленных генеральными проявлениями синдрома: подростковый группоцентризм, низкий уровень смысловой регуляции и осмысленности жизни, нарушение процессов смыслообразования и становления социокультурной идентичности подростка.
Литература:
1. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т.3 / Л. С. Выготский. Проблемы развития психики. М.: Изд-во «Педагогика», 1983. 368 с.
2. Кузенко С. С. Деформации смысловой сферы подростков с коммуникативно-личностными нарушениями: Дисс. канд.... психол. наук. Ростов-на-Дону, 2008. 200с.
3. Чмутова Ю. С. Особенности преодоления коммуникативных барьеров в учебном процессе гиперактивными подростками: Дисс. … канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 2012. 183 с.