Влияние Международного олимпийского комитета на спортивную политику России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №27 (213) июль 2018 г.

Дата публикации: 09.07.2018

Статья просмотрена: 813 раз

Библиографическое описание:

Тарасова, А. Г. Влияние Международного олимпийского комитета на спортивную политику России / А. Г. Тарасова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 27 (213). — С. 128-132. — URL: https://moluch.ru/archive/213/51953/ (дата обращения: 19.12.2024).



Целью данной статьи является выявление зависимости Олимпийского комитета от Международного олимпийского комитета посредством Олимпиад 1980 и 2014 годов. Данный временной промежуток позволит нам говорить об изменениях в длительной перспективе и как следствие выявить, какую роль в становлении спортивной политики национальных государств по вопросам Олимпийских игр играет Международный олимпийский комитет.

Ключевые слова: олимпийский комитет, международный олимпийский комитет, спортивная политика, Олимпийские игры

The purpose of this article is to identify the dependence from the Olympic Committee on the International Olympic Committee, through the 1980 and 2014 Olympics. This time frame will allow us to talk about long term changes and as a result, to reveal what role the International Olympic Committee plays in the development of sports policy of national states on the issues of the Olympic Games.

Keywords: Olympic Committee, International Olympic Committee, Sports Policy, Olympic Games

Начиная с XX века возрастает связь политики и спорта. В результате укрепления этой связи спорт становится одним из механизмов воздействия не только во внутренней политике государств (влияние на общество, путем восприятия им тех или иных событий), но и во внешней (как стратегический фактор) [2, с. 30]. Другими словами, политики используют спортивную сферу как для воздействия на электорат, так и для усиления своего влияния на внешнеполитической арене [1, с. 76]. В. А. Корнеева замечает, что «потребность в спорте как дополнительном ресурсе лоббирования интересов со стороны власти привела к его политизации» [2, с. 29]. Кроме оказываемого им влияния на политическую сферу, спорт является и важным «социальным феноменом, поскольку он сопровождает жизнь современного индивида практически постоянно» [9, с. 76].

На наш взгляд именно чрезмерная вовлеченность Олимпийского комитета (далее — ОК) в дела проведения Олимпиады — важная проблема, потому что Олимпийские игры — это событие международного масштаба, которое активно освещается во весь период его проведения и приковывает к себе взгляды многомиллионной мировой аудитории. Именно по причине того, что Олимпиада — событие общественной значимости, масштаб влияния Олимпийского комитета остается под вопросом для многих людей. ОК занимает значимое место не только в частном случае — проведение Олимпийских игр, но и в сфере спортивной политики государства в целом. В научном сообществе, по нашему мнению, этой теме уделено недостаточное внимание, так как как немногие исследователи берутся за выявление детальной взаимосвязи между Олимпийским комитетом и политикой. Необходимость выявить влияния Олимпийского комитета, как глобального фактора, на спортивную политику национальных государств обуславливает научную актуальность данного исследования.

Операционализируя основные понятия, стоит отметить, что под понятием «влияние» мы прежде всего подразумеваем механизмы согласования или прямого распорядительного указания на выделение средств из федерального бюджета, строительство новых площадок, расширение и (или) изменение законодательства (как развитие уже устоявшихся законов и подзаконных актов, так и создание новых), предоставление заинтересованных спонсоров, обеспечение и идеологическую направленность освещенности событий в СМИ. В рамках нашего исследования глобальным фактором, через которого мы будем прослеживать взаимосвязи, выступает Олимпийский комитет. Сужая широкое понятие «спортивная политика», в нашем исследовании мы делаем упор на политическую организацию и проведение мегасобытия «Олимпийские игры», в частности, используя в качестве эмпирических примеров, Олимпиады в СССР и России, проходившие в 1980 и 2014 годах. Национальным государством в нашей работе выступает СССР и его страна-преемница Россия.

Исследовательский вопрос работы звучит следующим образом: каким образом и с помощью каких механизмов Олимпийский комитет влияет на спортивную политику посредством проведения Олимпийских игр (на примере Олимпиады 1980 года и Олимпиады 2014 года). Для ответа на него отметим критерии: 1) выделение средств из федерального бюджета; 2) строительство новых площадок; 3) внесение изменения в законодательство в национальных государствах, где проводятся Олимпийские игры; 4) вовлеченность организаций-спонсоров в дела проведения Олимпиады. На основе этих критериев разберем Олимпиаду 1980 и 2014 годов, чтобы прийти к выводу о влиянии Олимпийского комитета на политику в области спорта в национальных государствах.

Многая информация, касающаяся Олимпиады 1980 года, долгое время хранилась в секретных архивах. Некоторые вопросы остались в тайне до сих пор. Так, например, невозможно назвать точную сумму, выделенную из бюджета на проведение Игр. Однако для закупки техники, которой не было аналогов в СССР, на покупку «Мерседесов» и реализацию сувенирной продукции, у Оргкомитета запрашивались суммы в иностранной валюте. Если изучить архивные документы, то можно встретить только отдельные цифры за каждый фронт работы. Так, по мнению некоторых экспертов, всего на Олимпиаду в Москве было выделено около 1400 миллионов долларов из федерального бюджета [3]. Но в тоже самое время, если посмотреть на то количество спонсорских договоров, которые подписал СССР для проведения Игр, можно сделать вывод, что расходы были сведены к минимуму [5, с. 59].

В июне 1971 года Постановлением ЦК КПССС и Советом Министров СССР «О генеральном плане развития города Москвы» были прописаны проекты, которые не только усовершенствовали архитектурные ансамбли Москвы, но и являлись неотъемлемой частью в подготовке к Олимпийским играм. Так, к Олимпиаде 1980 года были построены 99 олимпийских объектов, 76 из которых находились в Москве. Это были и спортивные сооружения, и гостиницы, и учреждения транспорта и связи. Отдельное внимание стоит уделить устройству Олимпийской деревни, которая представляла собой жилой квартал с 18 шестнадцатиэтажными зданиями, где, кроме этого, располагался директорат, множество ресторанов и спортивных площадок [9, с. 47–49].

На подготовительном этапе с 1971 года, советские аналитики активно изучают материалы об Олимпийских играх, проводившихся до этого. Кроме того, советские делегации ездили по зарубежным странам, для обмена опытом и заключения спонсорских договоров и соглашений. Уже к 1976 году были подписаны договоры с французским «Адидасом», велись переговоры о поставке технического оборудования с различными иностранными спонсорами. Как итог, за несколько лет до старта Олимпиады в Москве было подписано более 54 договоров с зарубежными спонсорами [5, с. 307].

Расходы, затраченные на подготовку и проведение Олимпиады в Сочи можно разделить на пять основных блоков:

‒ Выделение средств из федерального бюджета (822 миллиарда рублей);

‒ Бюджет Краснодарского Края (33 миллиарда рублей);

‒ Расходы государственных компаний (343 миллиарда рублей);

‒ Кредиты «Внешэкономбанка» (249 миллиардов рублей);

‒ Частные инвестиции (53 миллиарда рублей) [6].

Спонсоров Олимпийских игр 2014 можно разделить на три группы — генеральные (Мегафон», Ростелеком, Сбербанк РФ, авиаперевозчик «Аэрофлот» и пр.), официальные (Макдональдс, компания Кока-кола, телевизионные бренды Самсунг и Панасоник, компания Балтика, Ингосстрах и пр.) и компании-поставщики (в ранге «Оборудование для фитнеса» стала компания Life Fitness, а в ранге «Услуги для фитнеса» — Word Class) [7].

Строительство Олимпийских объектов можно разделить на две категории — горный кластер и прибрежный кластер. На горном кластере строились стадионы для горнолыжных видов спорта. Самый значимый объект — «Роза Хутор», где проводились соревнования по сноубордическому спорту. Кроме того, стоит выделить центр «Лаура», где проводились соревнования по лыжному спорту и биатлону. В Прибрежном кластере главенствующую позицию занимает стадион «Фишт», построенный для открытия и закрытия Олимпиады. Матчи по хоккею проходили на арене «Шайба» в ледовом дворце «Большой». В «Ледяном клуб» проходили состязания по керлингу, а конькобежному спорту была отведена «Адлер-арена». На стадионе «Айсберг» проходили соревнования по фигурному катанию и шорт-треку. Также, наравне с Олимпийским объектами были построены Олимпийские деревни для спортсменов — горная и прибрежная. Последняя вмещает в себя более 3000 спортсменов в 50 зданиях. В горной же только 2600 мест и рассчитана она на тех спортсменов, которые выступают горнолыжных видах спорта и в сноуборде. Также, для лыжников и биатлонистов существует своя деревня, рассчитанная на 1100 мест [4].

В преддверии Олимпиады в Сочи был разработан Федеральный закон от 01.12.2007 N 310-ФЗ (ред. от 28.06.2014) «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [8]. Важная статья данного закона заключается в том, что при подготовке к Олимпиаде властями была замечена острая нехватка земли — поэтому требовалось ее изъятие у местных жителей. В Земельном и Гражданском кодексах РФ указана процедура, согласно которой государство имеет право изъять земельный участок. В первую очередь — это государственные нужды, которые в данном кейсе заключаются в строительстве олимпийских объектов.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что влияние Олимпийского комитета на спортивную политику в России с каждым годом увеличивается. Это проявляется в одном из основных аспектов — бюджете на проведение Игр, который закладывается на многие статьи расходов, в том числе строительство объектов. Из года в год, МОК и ОК не имеют никакого отношения к формированию бюджета, соответственно не выделяя никаких средств. От начала до конца все лежит на плечах государства, проводящего Игры. Так, для сокращения федеральных расходов, стране-организатору требуется найти спонсоров. Олимпиада 1980 года показательна тем, что это одна из первых Олимпиад, к которой было привлечено такое большое количество инвесторов. С каждым годом уровень проведения Игр возрастает, соответственно каждая последующая страна вкладывает в Игры все большие суммы. К Олимпиаде в Сочи мы приходим с рекордно высоким бюджетом, расходы которого даже частично не покрываются вкладами инвесторов. Планка проведения Игр с каждым годом возрастает, и для подтверждения своего высокого статуса, проводящим странам ничего не остается, кроме как выделять огромные суммы из бюджета государства. Но помимо того, что ОК не выделяет средств на Олимпийские расходы, страны проводящие должны выплачивать ОК определенные затраты.

Литература:

  1. Грачев С. И., Аксянов А. Ф. Спорт как фактор политической деятельности // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 8. С. 76.
  2. Корнеева В. А. Спорт как решение проблемы политической консолидации регионов // Педагогическое образование в России. 2014. № 10. С. 30.
  3. Мишин Е. О. Проведение Олимпийских игр: доходы и расходы [Электронный ресурс]: материалы III Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия» (Россия, г. Новосибирск, 23 мая 2012 г.)// сайт «СибАК». URL: http://sibac.info/studconf/science/iii/28101 (дата обращения: 01.04.2016)
  4. Олимпиада в Сочи: итоги грандиозного строительства [Электронный ресурс]: отчет// сайт «KM.ru». URL: http://www.km.ru/nedvizhimost/2014/02/10/olimpiiskie-igry-v-sochi-2014/731881-olimpiada-v-sochi-itogi-grandioznogo-st (дата обращения: 03.04.2016)
  5. Пять колец под кремлевскими звездами. Документальная хроника Олимпиады-80 в Москве / Гл. ред.: Н. Г. Томилина; Международный фонд «Демократия». — М., 2011. С. 307.
  6. Сколько стоила Олимпиада [Электронный ресурс]: расчеты фонда борьбы с коррупцией// сайт «Фонд борьбы с коррупцией». URL: http://sochi.fbk.info/ru/price/ (дата обращения: 02.04.2016)
  7. Спонсоры Олимпиады в Сочи 2014 [Электронный ресурс]: Все об Олимпиаде в Сочи 2014// сайт «Наша-Олимпиада.рф». URL: http://xn----7sbabax0aazlfpq3j.xn--p1ai/info/sponsory/sponsory-olimpiady-v-sochi-2014.html (дата обращения: 02.04.2016)
  8. Федеральный закон от 01.12.2007 N 310-ФЗ (ред. от 28.06.2014) «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс]// сайт «Консультант-Плюс» URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_72966/ (дата обращения 17.04.2016)
  9. Чепурная О. «Олимпиада-80»: Советское мегасобытие в контексте «холодной войны» // Журнал социологии и социальной антропологии. 2013. Том XVI № 5 (70). 14 с.
  10. Якубов Ю. Д. Основные подходы к пониманию спорта как объекта государственной политики // Грамота. 2012. № 12 (26). С. 214.
Основные термины (генерируются автоматически): Олимпийский комитет, Игра, ОКА, спортивная политика, Олимпиада, СССР, федеральный бюджет, международный олимпийский комитет, Москва, Россия.


Ключевые слова

олимпийские игры, олимпийский комитет, международный олимпийский комитет, спортивная политика

Похожие статьи

История олимпийских игр и их влияние на культуру

В статье авторы рассматривают развитие олимпийских игр, от их зарождения и до наших дней, а также рассматривают их влияние на мировую культуру.

Анализ результатов выступлений спортсменов СССР и России на Зимних Паралимпийских играх

Данная статья посвящена анализу достижений Советских и Российских спортсменов на Зимних Паралимпийских играх. Исследование раскрывает многолетнюю динамику развития спортивных результатов на Зимних Паралимпиадах со дня участия отечественных спортсмено...

Взгляд на Олимпиаду-80 спустя время

В статье автор пытается сделать выводы о существенной роли политики в процессе подготовки и проведения Олимпийских игр 1980 и 1984 годов.

Физическая культура и спорт в современных условиях

Развитие физической культуры и спорта в России является одним из приоритетных направлений политики, проводимой государством. Реализация этой политики необходима для поддержания здоровья населения и увеличения продолжительности жизни.

Спонсорство на Олимпийских играх как основной источник финансирования и эффективный инструмент развития бизнеса компаний-партнеров

В статье приведены результаты анализа партнерства международного олимпийского комитета и оргкомитетов Олимпийских игр с компаниями-спонсорами. По результатам исследования были сделаны выводы о степени эффективности партнерства для обоих сторон.

Правовые основы развития паралимпийского движения в Узбекистане

В статье исследуются уровни правового регулирования паралимпийского движения в Республике Узбекистан. Обосновывается необходимость дальнейшего совершенствования нормативно-правовой базы паралимпийского движения на основе теоретического обобщения и пр...

Тенденции развития олимпийского маркетинга

В статье отражены основные характеристики олимпийского маркетинга, а также приведены результаты исследования применения различных маркетинговых концепций в рамках олимпийского маркетинга. Исследование тенденций развития олимпийского маркетинга предст...

Физическая культура и спорт в жизни современного общества

В статье рассматривается роль физической культуры и спорта, в жизни современного общества. Отмечается положительная роль физической активности на функциональное состояние организма человека. Спорт как профилактика девиантного поведения в современном ...

Отличие массового спорта от профессионального спорта в Казахстане

В статье проведен анализ различий и взаимосвязей между массовым и профессиональным спортом в Казахстане. Рассмотрены исторические аспекты развития обеих сфер, начиная с советского периода до современности. Освещены цели и задачи массового спорта, нап...

Понятие и способы имплементации норм международного спортивного права в Российской Федерации

В настоящее время спорт (в особенности на международном уровне) по своему влиянию выходит далеко за рамки пропаганды здорового образа жизни и физической культуры в обществе. Профессиональные спортсмены — известные фигуры в обществе, которые часто зад...

Похожие статьи

История олимпийских игр и их влияние на культуру

В статье авторы рассматривают развитие олимпийских игр, от их зарождения и до наших дней, а также рассматривают их влияние на мировую культуру.

Анализ результатов выступлений спортсменов СССР и России на Зимних Паралимпийских играх

Данная статья посвящена анализу достижений Советских и Российских спортсменов на Зимних Паралимпийских играх. Исследование раскрывает многолетнюю динамику развития спортивных результатов на Зимних Паралимпиадах со дня участия отечественных спортсмено...

Взгляд на Олимпиаду-80 спустя время

В статье автор пытается сделать выводы о существенной роли политики в процессе подготовки и проведения Олимпийских игр 1980 и 1984 годов.

Физическая культура и спорт в современных условиях

Развитие физической культуры и спорта в России является одним из приоритетных направлений политики, проводимой государством. Реализация этой политики необходима для поддержания здоровья населения и увеличения продолжительности жизни.

Спонсорство на Олимпийских играх как основной источник финансирования и эффективный инструмент развития бизнеса компаний-партнеров

В статье приведены результаты анализа партнерства международного олимпийского комитета и оргкомитетов Олимпийских игр с компаниями-спонсорами. По результатам исследования были сделаны выводы о степени эффективности партнерства для обоих сторон.

Правовые основы развития паралимпийского движения в Узбекистане

В статье исследуются уровни правового регулирования паралимпийского движения в Республике Узбекистан. Обосновывается необходимость дальнейшего совершенствования нормативно-правовой базы паралимпийского движения на основе теоретического обобщения и пр...

Тенденции развития олимпийского маркетинга

В статье отражены основные характеристики олимпийского маркетинга, а также приведены результаты исследования применения различных маркетинговых концепций в рамках олимпийского маркетинга. Исследование тенденций развития олимпийского маркетинга предст...

Физическая культура и спорт в жизни современного общества

В статье рассматривается роль физической культуры и спорта, в жизни современного общества. Отмечается положительная роль физической активности на функциональное состояние организма человека. Спорт как профилактика девиантного поведения в современном ...

Отличие массового спорта от профессионального спорта в Казахстане

В статье проведен анализ различий и взаимосвязей между массовым и профессиональным спортом в Казахстане. Рассмотрены исторические аспекты развития обеих сфер, начиная с советского периода до современности. Освещены цели и задачи массового спорта, нап...

Понятие и способы имплементации норм международного спортивного права в Российской Федерации

В настоящее время спорт (в особенности на международном уровне) по своему влиянию выходит далеко за рамки пропаганды здорового образа жизни и физической культуры в обществе. Профессиональные спортсмены — известные фигуры в обществе, которые часто зад...

Задать вопрос