Число людей, страдающих отклонением в развитии, стремительно растет. В мире одни говорят об «эпидемии» аутизма, другие — о том, что диагноз «аутизм» теперь необоснованно ставят всем подряд. Эксперты озвучили данные о количестве диагнозов «аутизм» в мире среди детей (достоверных данных по взрослым не существует). Согласно сведениям ВОЗ на 2016 год, в мире на каждую сотню детей приходится один с аутизмом. Один процент — это очень много, теоретически в пределах круга знакомств каждого. Притом не исключено, что эти данные могут быть заниженными. По прогнозам ученых в 2020 году этим расстройством будет страдать каждый 30 житель планеты. А еще через 5 лет — каждый второй.
На сегодняшний день статистика аутизма в России не ведется. Поэтому достоверных данных о том, сколько людей страдает этим заболеванием — нет. Предположительно, в России аутизмом болен один человек из тысячи. Но поскольку официальные подсчеты не ведутся, то эта цифра может отличаться от реальной картины.
По мнению детского невролога Минздравсоцразвития РФ, профессора А. Петрухина, аутизм входит в число наиболее встречающихся болезней на территории России. Детей, страдающих этим расстройством не намного меньше, чем больных эпилепсией, астмой или диабетом. Возможные причины, по которым нет объективных данных о количестве аутистов:
‒ отсутствие хороших психиатров, которые умеют ставить правильные диагнозы;
‒ нежелание россиян обращаться к врачам;
‒ несерьезное отношение к расстройствам нервной системы.
К тому же детям с «легкой» формой расстройства не ставят диагноз аутизм, их просто считают странными и не оказывают никакой помощи. Взрослых аутистов признают недееспособными и включают в разряд шизофреников.
Несмотря на то, что признаки аутизма стандартны, люди с таким диагнозом могут сильно отличаться друг от друга. Уже в конце XX века американские ученые пришли к выводу, что аутизм имеет много форм: например, американский психиатр Брайан Кинг выделяет 14 видов аутизма. Из-за многочисленности форм и их слабой изученности специалисты теперь чаще используют термин «расстройство аутистического спектра» (РАС) вместо термина «аутизм».
Современные отечественные и зарубежные исследователи О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг, С. А. Морозов, Р. Джордан, Е. Шоплер, Г. Месибов и др., отмечают, что одним из главных недостатков, препятствующих успешной адаптации детей с детским аутизмом, является нарушение коммуникативных навыков. Данное нарушение проявляется в виде отставания или отсутствия разговорной речи, неспособности инициировать или поддерживать диалог, а также в виде стереотипных высказываний и ряда других специфических особенностей. [4] Коммуникация — это не только процесс передачи информации, но и активный обмен ею. В то же время, при формировании коммуникативных навыков важно учитывать именно формальную сторону, фиксировать сам факт передачи информации. Для того чтобы ребенок с ранним детским аутизмом мог в дальнейшем включится в общество, и чтобы обеспечить его социальное функционирование, необходим постоянный контроль его развития со стороны медиков, психиатров, психологов, педагогов и родителей.
Специалисты, работающие с ребенком с РАС, должны представлять себе не только клинические признаки и биологические причины раннего детского аутизма, но и логику развития этого странного нарушения. Важна очередность появления проблем, особенности поведения ребенка. Именно понимание психологической картины, в целом, позволяет специалисту работать не только над отдельными ситуативными трудностями, но и над нормализацией самого хода психического развития. [4]
В случае с аутизмом мы встречаемся почти с невозможностью их социализации в связи глубокими нарушениями как таковых контактов с окружающим миром. Все это создает крайне низкие возможности приспособления детей с синдромом раннего детского аутизма к реальной жизни. Терапия развития коммуникативных навыков направлена непосредственно на развитие этой стороны личности ребенка.
Дети с ранним детским аутизмом имеют большие трудности в социальном взаимодействии и коммуникации. В последние годы, обучение социальным навыкам, как индивидуально, так и в группе сверстников, стало очень распространенным методом. Коммуникативные навыки, приобретенные во время коррекционных занятий, варьируются от простых навыков, как зрительный контакт, к более сложным навыкам, как приглашение сверстников к игре. Этот тип вмешательства программы может значительно улучшить социальную компетентность и социальное развитие коммуникативного навыка. Хотя обучение коммуникативным навыкам не является официальным или формально заверенным методом терапии, специалисты, такие как дефектологи, логопеды, и психологи часто фокусируются в основном на улучшение коммуникативных навыков при адаптации детей с ранним детским аутизмом. Кроме того, родителей, членов семьи и других лиц, можно научить эффективным способам общения, чтобы помочь улучшить социальное взаимодействие своих близких, страдающих ранним детским аутизмом как внутри, так и вне дома, на регулярной основе. [1]
Вся коррекционная работа проводится поэтапно, при этом первостепенной задачей является установление эмоционального контакта с ребенком, развитие его эмоционального взаимодействия с внешним миром. При установлении контакта с ребенком особенно важно избегать всякого, даже минимального давления на него, а в ряде случаев и просто прямого обращения к нему. Контакт, прежде всего, устанавливается и поддерживается в рамках интереса и активности самого ребенка, этот контакт должен вызывать у него положительные эмоции, важно, чтобы ребенок почувствовал, что с партнером ему лучше и интереснее, чем одному. Специфика работы по установлению контакта дифференцируется в зависимости от состояния ребенка.
Понимая всю тяжесть проблем реабилитации и социализации детей с расстройствами аутистического спектра, мы обратили свое внимание на развитие коммуникативных навыков у детей с ранним детским аутизмом средствами театральной деятельности. Поскольку, коммуникация — передача информации от одного индивида другому, является неотъемлемой частью социальной жизни человека. Мы считаем, что реализация комплекса развивающих занятий на основе театральной деятельности помогают развитию коммуникативных навыков у детей с РАС.
Театр как вид деятельности включает в себя широкий спектр творческих возможностей для понимания своих способностей ребенком, а также для его активного взаимодействия с окружающей средой. Средства театральной деятельности способствуют развитию коммуникативных навыков у детей с РАС:
‒ формируется принятие собеседника;
‒ снижается напряженность в коммуникативном процессе;
‒ у ребенка повышается интерес к общению.
Социальная среда требует от ребенка выполнения различных правил и требований, которые, часто, оказываются не понятными для ребенка с РАС и поэтому сложны в выполнении, что нередко негативно оценивается обществом. Создается напряжение между ребенком и средой. Что заставляет его избегать общения. Когда у детей есть возможность выходить за рамки своего ролевого поведения и ломает рамки «социального сценария», предписанного ему, в процессе театральной деятельности, ему предоставляется возможность изменения своего привычного поведения в формате игры. [5]
Даже если «особый» ребенок является только зрителем, сказка, спектакль положительно влияет на его восприятие. Красочные костюмы, красивые кукольные персонажи вызывают у них положительные эмоции. Спектакль и различные театральные средства так же повышают речевую активность. Как показывает опыт, даже безречевые дети пытаются звукоподражать персонажам. Так же нужно заметить, что театр развивает мимическую, двигательную, эмоциональную, коммуникативную активность при грамотном подборе инструментария. [3, 2]
Хотим поделиться одним занятием, разработанного нами комплекса развивающих занятий на основе театральной деятельности, нашей совместной практической работой учителя-дефектолога и психолога.
Цель: развитие коммуникативных навыков детей с РАС через интеграцию разных видов деятельности по театрализованному представлению сказки " Репка».
Задачи: установить контакт с ребенком с РАС; сформировать принятие собеседника; снизить напряженность в коммуникативном процессе; повысить интерес к общению.
Оборудование: Ширма, кукольный театр «Репка», световой стол для рисования песком, семена, белый лист с выложенной из ваты тучкой, гуашь пальчиковая синего цвета, леечка, плоскостные репки разных размеров, дидактический раздаточный материал — муляж Репки, корзинки желтого цвета, прищепки зеленого цвета, игрушечная посуда (кастрюльки), аудио проигрыватель, диск с записью музыкальных мелодий, чашки одноразовые, картинки с персонажами героев сказки, клей, салфетки.
Действие происходит в специальной оборудованной для занятий сенсорной комнате.
С двумя детьми.
Организационный момент:
Учитель-дефектолог:
Здравствуйте, мои милые!
Здравствуйте, мои хорошие!
Здравствуйте, мои пригожие!
Включаем сказочную музыку.
Учитель-дефектолог:
—А сейчас я загадаю загадку:
Дай-ка в глазки погляжу,
Сказку детям расскажу.
А сказка будет вот про что...
Круглый бок, желтый бок
Сидит на грядке колобок,
В земле засел крепко
Конечно это ….. (репка)
Психолог достает игрушку репку, обращаем внимание детей какая она, если ребенок сам потрогать не может, помогаем ему сопряжено.
На столе заранее поставлен кукольный театр. Начинаем показ театра «Репка». Рассказывание сказки…
На столе стоят чашки одноразовые и вырезанные герои сказки (заготовки, вырезанные из детской книги), клей.
А, теперь, ребята, мы с вами создадим свой театр. Наклеим героев на чашки, и они оживут.
И МОЖНО БУДЕТЬ ИГРАТЬ В ТЕАТР.
Дефектолог показывает, как делать.
Какие, молодцы! Мы справились, создали театр!
Психологическая установка на занятие.
Психолог и дефектолог вместе:
Мы сиди, как репка,
Топаем ножками, как детка,
Руки на пояс, как баба,
Гладим косы, как внучка,
Руками хлопаем, как Жучка,
Ротик умываем, как кошка
Хвостиком виляем, как мышка….
Дефектолог:
Ребята, давайте мы с вами тоже посадим репку.
Упражнение «Посади репку».
Психолог подводит детей к столу с песком: «А теперь, мы с вами посадим семена в песок, для того чтобы вырастить репку». Показывает. (Если у ребенка возникают трудности с выполнением задания, то выполняет ребенок сопряженно со взрослым.)
Упражнение «Нарисуй дождик».
Дефектолог берет лист, где из ваты выложена тучка. Краски пальчиковые, синего цвета.
Берем руку ребенка, макаем пальчик в синюю краску и рисуем дождик. Все это под музыку Шопена «Вальс дождя».
Упражнение «Полей свой урожай»
Дефектолог берет маленькие детские леечки и вместе с детьми поливает урожай, чтобы он рос быстрее.
Дождик, дождик, лей сильней,
Нашу репку ты полей.
Тучка в небе синяя –
Капай, дождик сильней!
Игра «Собери урожай! "
Мы полили нашу репку и выросла репка. Давайте теперь соберем наш урожай. Из песка дети собирают репки и кладут в корзинки. Обращаем внимание на цвет репки, что она желтая и кладем репку в желтую корзинку.
Дидактическая игра «Очистим репку от ботвы»
Дефектолог и психолог показывают репку с прикрепленными к верхней части прищепками. Это ботва у репки. Она зеленого цвета. Чтобы сварить кашу, нужно очистить репку от ботвы — зеленых листиков. Дефектолог показывает, как снимать прищепки.
После завершения задания психолог включает спокойную музыку. Релаксация с физкультминуткой.
В огороде дедка репку посадил (присели)
И водой из лейки репку он полил (тихонько поднимаемся)
Расти, расти, репка, и сладка, и крепка (тянемся вверх на носочках)
Выросла репка всем на удивленье (подняли плечики)
Большая — пребольшая, всем хватит угощенья (руки в стороны)
Выросла репка и сладка, и крепка (тянемся вверх на носочках)
Выросла репка и сладка, и крепка (тянемся вверх на носочках)
Подведение итогов.
«Сегодня мы путешествовали по сказке «Репка», вспомнили ее героев, сделали свой театр на чашках, посадили семена, полили и вырастили урожай, очистили ботву, и накормили кашей наших героев! Какие мы молодцы!»
Мы выявили тенденцию развития коммуникативных навыков у детей в течение реализации комплекса развивающих занятий на основе театральной деятельности. Это выражается в прогрессировании вербальной коммуникации — устной речи, увеличении интенсивности использования жестов и мимики, которая становится более эмоционально и дружелюбно окрашенной. Это расценивалось нами как сигнал к расположенности ребенка к общению. По наблюдениям специалистов, работающих с детьми, они стали чаще включаться в общие занятия, стали проявлять интерес к общению и принимать знаки внимания со стороны окружающих их людей. Разработанный нами комплекс развивающих занятий на основе театральной деятельности, является положительно влияющим на развитие коммуникативных навыков у детей с РАС.
Итак, коррекционный процесс направлен на как можно более эффективную адаптацию ребенка, интеграцию его в общество. В настоящее время данный синдром не изучен до конца, остается множество вопросов, на которые еще не получены ответы. То есть, зачастую нет оснований с уверенностью утверждать об абсолютной эффективности того или иного метода развития коммуникативных навыков. Не существует конкретного эффективного метода для развития коммуникативных навыков. На данный момент наука находится на стадии исследования и поиска данных методов. Многие исследователи видят возможность адаптации детей с РАС при помощи творчества. По их мнению, театральная деятельность включает в себя широкий спектр творческих возможностей для понимания своих способностей ребенком, а также для его активного взаимодействия с окружающей средой. Поэтому ведется активная разработка различных методов коррекции навыков коммуникации у детей с РАС. Регулярная работа специалиста с ребенком, у которого ранний детский аутизм — залог успешного динамического развития.
Литература:
- Башина В. М., Козлова И. А., Ястребов В. С., Симашкова Н. В. Организация специализированной помоши при раннем детском аутизме // Методические рекомендации. М., 2009.
- Выготский Л. С. Мышление и речь. М.: Соцэкгиз, 2006. 323 с.
- Клименко Ю. Г. «Театр как практическая психология». // Библиотека: психологические хрестоматии / http://www.aquarun.ru;
- Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Аутичный ребенок: Пути помощи. М.: Теревинф, 1997. 342 с.
- Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 2005. 280 с.