В статье рассматривается электронная коммерция как направление бизнеса в мире и России, рассказывается про преимущества и перспективы электронной коммерции. Раскрываются проблемные аспекты налогообложения Российской Федерации в области электронной коммерции.
Ключевые слова: электронная коммерция, электронный бизнес, налогообложение электронной коммерции.
The article considers e-Commerce as a business direction in the world and Russia, describes the advantages and prospects of e-Commerce. The article reveals the problematic aspects of taxation of the Russian Federation in the field of e-Commerce.
Keywords: e-Commerce, e-business, taxation of e-Commerce.
Россия на современном этапе, молодая быстроразвивающаяся страна с рыночной экономикой. Такой тип экономической системы позволяет активно развиваться предпринимательской среде. В Конституции Российской Федерации в статье 34 написано: «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности» [1]. Это позволяет о говорить о том, что каждый гражданин имеет право заниматься предпринимательской деятельностью, конечно есть ряд исключений (например Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»). Если изучить данные федеральной службы государственной статистики касающиеся предпринимательства, то можно отчетливо наблюдать восходящий тренд развития предпринимательства в России, ежегодно все больше людей связывают свою жизнь с собственным делом. По данным 2017 года в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства в России зарегистрировано более 5,9 миллионов субъектов МСП, из которых более 5,6 составили микропредприятия (95 %), 267 558 единиц — малые предприятия (4,5 %), 20 935 единиц — средние предприятия (0,4 %) [4].
Статистика говорит сама за себя, действительно, стоит отметить, что открыть собственное дело сегодня гораздо проще, чем пару десятилетий назад. Связано это в первую очередь с тем, что теперь не обязательно иметь существенные финансовые возможности, а вторая весомая причина, я бы даже ее поставил на первое место — это бурное развитие современных технологий с 2000-х годов, одна из которых интернет. С массовым развитием и покрытием интернета в России начинается новый этап развития бизнеса, такой как электронная коммерция. Данный вид предпринимательства невероятно трансформировал предпринимательство. Сегодня, электронная коммерция — это сфера экономики, которая включает в себя все финансовые и торговые транзакции, осуществляемые при помощи компьютерных сетей, и бизнес-процессы, связанные с проведением таких транзакций. По подсчетам экспертов объем рынка электронной коммерции в 2017 году составил более 1 трлн. рублей [5]. При этом ежегодный прирост составляет десятки процентов.
Можно выделить ряд причин, почему это происходит:
‒ максимальное удобство для потребителей (территориальная доступность и быстрота доставки)
‒ часто более низкие цены, что особенно актуально в кризис
Если смотреть на ситуацию со стороны предпринимателей:
‒ снижение издержек компании (экономия на аренде помещений и его обустройства; нет необходимости в большом количестве квалифицированного персонала)
‒ простота масштабирования бизнеса (начать продажи в другом городе или регионе страны намного проще в отличие от офлайн торговли)
‒ наличие более легких способов и путей постоянного контроля за деятельностью фирмы (сегодня это возможно делать даже со смартфона; произвести инвентаризацию на одном складе проще, чем в магазинах)
Думаю, многие согласятся с вышенаписанными заключениями, так как практически каждый на сегодняшний день покупал товары с помощью онлайн сервисов.
Перейдем непосредственно к практической части статьи, нас будет интересовать исключительно предпринимательский сектор и его взаимодействие с государством. В первую очередь нас будет интересовать налоговое законодательство в Российской Федерации. Если говорить про традиционный бизнес, то на уровне налогового законодательства не возникает практически никаких проблем. С точки зрения бухгалтерского учета все достаточно изучено, прозрачно и понятно. Когда речь заходит об электронной коммерции, все становится не так радужно, возникают более сложные схемы взаимодействия компаний, представляющих электронную коммерцию и их клиентов.
Так, очень часто компании электронной коммерции не знают и не видят своих клиентов «вживую». Это обусловлено особенностью ведения бизнеса. Многие предприятия договариваются с внешней курьерской службой доставки товаров. В этом случае большую роль играет способность компании курьерской доставки предоставлять и доставлять не только товар, но и отвечать перед предприятием электронной коммерции по своим обязательствам, в том числе перед налоговыми органами, это особенно важно когда эти компании уходят с рынка, так как в случае налоговой проверки может стоять проблема выбора ненадлежащего контрагента, когда фирма электронной коммерции продолжает работать, а, например, фирма доставки «уходит» с рынка не дождавшись плановой налоговой проверки. В этом случае, налоговое органы требуют косвенные доказательства реальности заключенных сделок. Такими доказательствами выступают: личные встречи с клиентами, наличие телефонных переговоров с клиентами, писем и других доказательств. Электронной коммерции часто трудно предоставить необходимую информацию, особенно микропредприятиям. Эти вопросы нужно решать на законодательном уровне. Например, ограничить ФНС перечень требований к сохранению этой информации.
Бизнес электронной коммерции очень быстро развивается. Государство рассматривает электронную коммерцию, как часть традиционной офлайн коммерции и не готово принимать оперативно какие-то решения, учитывающие специфику этого бизнеса. Это можно подтвердить следующим примером. Весь мир увлечен покупкой продажей и производством (майнингом) биткойнов, а наше государство до сих пор не определило свою позицию по этой сфере электронной коммерции. До сих пор точно не решено, биткойн — это товар, ценная бумага, разновидность электронных платежных средств. Не понимая этого бизнес не знает, как облагать налогом данный вид деятельности. Неудобство в применении стандартных методов работы, характерных для офлайн торговли, толкает часть предпринимателей на путь работы в «черной» и «серой» зонах налогового регулирования. Дополнительным стимулом использовать это является наличие законодательных пробелов, то есть отсутствие публичной и прозрачной процедуры проверки деятельности предприятия электронной коммерции, отсутствие требований налоговых органов к коммерческим банкам по соблюдению законодательства о предпринимательстве. Например, в среде предпринимательства очень распространено использование личных счетов граждан (формальных владельцев интернет — магазинов) при оплате товаров и услуг электронной коммерции через каналы дистанционного банковского обслуживания. Если бы банки имели инструкции четкие инструкции ФНС по данным вопросам, то часть таких платежей можно было бы выводить в легальное налоговое поле и брать с этого налоги. Сложность таможенного, налогового и банковского регулирования, толкает предпринимателей в электронной коммерции к нелегальным брокерам и использованию частных поставок.
Еще один аспект связан с тем, что начинающие компании в области электронной коммерции работают «неофициально». Связано это с тем, как я уже писал ранее, что схемы взаимодействия между ними и клиентами зачастую более сложные. Также, зачастую молодые компании не обладают достаточными ресурсами для официальной регистрации и вынуждены работать какое-то время неофициально, чтобы понять перспективы бизнеса, а также накопить оборотный капитал, чтобы было возможно продолжать дальнейшее развитие.
Сегодня, государство начинает понимать объемы рынка электронной коммерции и то, какие суммы ежегодно теряет бюджет Российской Федерации. С большой долей вероятности, государство проработает законодательные вопросы, связанные с электронной коммерцией, как один из примеров, в 2017 году активно обсуждался проект введения налога на «Aliexpress». Скорее всего, в ближайшие годы мы станем свидетелями налогового регулирования электронной коммерции. С учетом развития электронных технологий налоговое регулирование электронной коммерции в ближайшее десятилетие превысит налоговое регулирование офлайн коммерции.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
- Налоговый кодекс Российской Федерации часть 1 (НК РФ). Принят Государственной Думой 16 июля 1998 года, одобрен Советом Федерации 17 июля 1998 года.
- Налоговый кодекс Российской Федерации часть 2 (НК РФ). Принят Государственной Думой 19 июля 2000 года, одобрен Советом Федерации 26 июля 2000 года.
- Российский статистический ежегодник // Федеральная служба государственной статистики. URL:http://www.gks.ru/free_doc/doc_2017/year/year17.pdf (дата обращения: 28.05.2018).
- Объем рынка электронной коммерции // eCommerce-хаб. URL: https://e-pepper.ru/news/rynok-internet-torgovli-v-2017-godu-dannye-akit.html (дата обращения: 31.05.2018).