Педагогический потенциал ансамблевой деятельности студентов-скрипачей в коллективном исполнительстве | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №27 (213) июль 2018 г.

Дата публикации: 07.07.2018

Статья просмотрена: 228 раз

Библиографическое описание:

Исрафилова, Р. С. Педагогический потенциал ансамблевой деятельности студентов-скрипачей в коллективном исполнительстве / Р. С. Исрафилова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 27 (213). — С. 156-158. — URL: https://moluch.ru/archive/213/51958/ (дата обращения: 15.11.2024).



Духовное возрождение России, обновление путей развития отечественной культуры, становление человека как творческой личности нуждаются в значительном повышении социальной роли музыкального искусства, приближении ее отраслей к насущным потребностям культурной практики. Важнейшая роль в этом принадлежит музыкальному образованию, которое сконцентрировано на решении ряда взаимосвязанных задач: подготовке специалистов-музыкантов, отвечающих современным требованиям развития музыкального искусства; обеспечении необходимого обществу культурного слоя образованных и т. д.

В музыкальном образовании центральное место занимает исполнительская деятельность, обеспечивающая содержательные коммуникативные связи между композиторским творчеством и восприятием слушателей. Продуктивность этой деятельности музыкантов всецело зависит от меры овладения сложившейся в художественной практике исполнительского мастерства, складывающегося в процессе музыкального воспитания и обучения.

Возникновение инструментальных ансамблевых форм и жанров коллективной деятельности, которые представляют собой уникальное явление в музыкальном искусстве, явилось закономерным следствием активного развития музыкального исполнительства. Поиск музыкантами новых ансамблевых форм отражает объективный процесс развития инструментальной исполнительской культуры. Наиболее активно популярность ансамблевого жанра стала проявляться в последние десятилетия XX века. В процессе развития музыкального исполнительства возникло огромное разнообразие ансамблевых инструментальных форм и жанров, представляющих собой самостоятельное явление в музыкальном пространстве и исполнительском искусстве в целом. Появилась потребность музыкантов в самореализации индивидуального творческого потенциала через коллективное исполнительское творчество.

Ансамблевое искусство представляет собой одну из содержательных ветвей исполнительской деятельности и занимает важное место в мировом классическом искусстве. Эта сфера музыкального творчества, постоянно развиваясь, совершенствует композиционные приемы и средства выразительности, формирует традиции ансамблевого исполнительства.

Ансамбль (с фр. «ensemble» — вместе). В музыкальном словаре А. Н. Должанского даются следующие определения ансамбля:

  1. Группа из двух и более музыкантов-певцов или инструменталистов, совместно исполняющих музыкальное произведение. По количеству музыкантов ансамбли разделяются на дуэты, трио (терцеты), квартеты, квинтеты, секстеты, септеты, октеты, нонеты, дециметы. К ансамблям относятся также хоры и оркестры.
  2. Пьеса, предназначенная для исполнения несколькими участниками.
  3. Совместное исполнение пьесы несколькими участниками. Выражение «хороший ансамбль» означает стройное, сливающееся в единое целое звучание участвующих в ансамбле голосов или инструментов [1, с.274].

Ансамбли могут быть вокальными, инструментальными или смешанными.

Коллективное исполнительство было и остается своеобразным флагманом искусства игры на музыкальных инструментах, ярким выразителем исконных национальных традиций, эффективным средством эстетического, духовного, нравственного воспитания молодежи.

Во все времена оркестры, ансамбли и другие виды коллективного исполнительства, как жанры инструментальной музыки, как воспитательная среда, представляли собой унифицированную форму профессиональной подготовки музыкантов исполнителей [2, с.213].

Особенностью современного академического музыкального искусства является возрастающий удельный вес ансамблевых форм исполнительства. Подтверждением этому служит как создание композиторами конца XX века ряда значительных сочинений для камерного ансамбля различных составов, так и появление множества ансамблевых объединений музыкантов. Распространенным явлением стало проведение многочисленных конкурсов камерной музыки, имеющих разный статус и охватывающих все возрастные категории исполнителей.

В основе ансамблевого исполнительства лежит коллективный принцип. При этом следует подчеркнуть, что игра в ансамбле всегда предполагает не только наличие общего плана работы над музыкальным произведением, но и его реализацию совместными усилиями исполнителей. И здесь, помимо их музыкальной одаренности и уровня музыкальной подготовки, в которых возможны различия, иногда решающими становятся психологические качества партнеров, их умение общаться между собой. Как отмечает психолог А. Л. Готсдинер, каждый индивид в любой жизненной ситуации является участником общественной коммуникации и одновременно продуктом социального воздействия, и все его поступки обусловлены сложными межличностными взаимоотношениями. Кроме того, любой коллектив, объединенный общими целямии совместной деятельностью, — в нашем случае состав музыкального ансамбля — характеризуется наличием лидера — формального или неформального, а иногда и того и другого [3, с. 121].

В художественной практике разных периодов становления и развития коллективного исполнительства мы встречаемся с различными модификациями состава инструментов и количества исполнителей. Их число колеблется от двух (ансамбль) до ста двадцати музыкантов и выше (сводные оркестры).

Определение состава оркестра, ансамбля зависело от объективных и субъективных условий. К объективным условиям мы можем отнести социально-экономическое положение, конкретный исторический период развития музыки, стиль, господствующий в это время. К субъективным условиям мы относим стилевое направление, определяемое руководителем, лидером или участниками коллектива, а также художественно-творческие задачи, которые на данном этапе решает тот или иной оркестр или ансамбль.

maxresdefault (1).jpg

Ансамбль скрипачей Большого театра СССР Рук. — Юлий Реентович 1965–1967 гг.

Профессиональный ансамбль скрипачей — достаточно редкое явление в современной концертной практике. Он отличается и от традиционных инструментальных ансамблей — квартета или квинтета, и от камерного оркестра. В нем нет привычного деления на высокие и низкие регистры, нет главных и аккомпанирующих партий. В ансамбле скрипачей каждый исполнитель является, по сути, солистом, а звучание однородных инструментов сливается, образуя совершенно особый, удивительной красоты тембр. Высокопрофессиональным образцом такого коллектива был ансамбль скрипачей Большого Театра СССР, организатором и бессменным руководителем которого на протяжении более 25 лет был Юлий Маркович Реентович. Первое публичное выступление ансамбля скрипачей состоялось 25 февраля 1956-го, и эта дата считается днем его рождения.

Это был первый и единственный в Союзе профессиональный ансамбль скрипачей, игравший в сопровождении рояля, без дирижера и без нот. Все партии артисты исполняли наизусть, добиваясь удивительной синхронности звучания. Давид Ойстрах так писал об этом ансамбле: «…все его участники и в первую очередь руководитель ансамбля… Юлий Реентович, талантливый музыкант, обладающий исключительным художественным вкусом, — скрипачи высокого класса, для которых, кажется, не существует технических или звуковых трудностей. Только при таком редком единстве музыки и исполнительской техники мог возникнуть столь удивительный и такой чудесный ансамбль» [4, с.3].

На первых порах трудность состояла в выборе репертуара, отсутствии нотной литературы именно для такого инструментального состава. Приходилось перекладывать музыкальные произведения для исполнения ансамблем. Ю. Реентовичу удалось привлечь высококвалифицированных аранжировщиков, а также композиторов, писавших специально для ансамбля. Среди них Г. Н. Рождественский, Г.Заборов, Л. В. Фейгин, А.Гурфинкель, Р. К. Щедрин, А. И. Хачатурян, Е. Ф. Светланов, М. И. Чулаки. Постепенно репертуар расширился, в него вошло множество произведений разных эпох и стилей [4, с.6].

К сожалению, в настоящее время во всем мире не существует профессионального ансамбля скрипачей, последователей традиций легендарного ансамбля скрипачей Большого Театра СССР под руководством Ю. М. Реентовича, исполнявшего свои уникальные обработки на лучших концертных площадках мира.

Ансамблевое искусство не только составляет самостоятельную область исполнительства, но в известной мере даже противостоит как сольному, так и оркестровому музицированию. В количественном отношении оно кажется занимающим промежуточное между ними положение. Разнообразие и объем репертуара, созданного к настоящему времени, свидетельствует об устойчивом внимании к этому жанру многих поколений композиторов.

Устойчивый интерес студентов-скрипачей к игре в ансамбле позволяет эффективно решать узко-технологические проблемы совершенствования игровых навыков, развивать весь комплекс музыкальных способностей, способствует активизации занятий и стабильности публичных выступлений, а репертуарный план помогает решать проблемы общего и музыкального развития музыкантов-исполнителей.

Литература:

  1. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. — М.: Рус. яз., 1986–736 с.
  2. Блох, О. А. Педагогика оркестрово-ансамблевого исполнительства / О. А. Блох // Вестник МГУКИ; № 2 (52), 2013. — С. 212–218.
  3. Готсдинер, А. Л. Музыкальная психология / А. Л. Готсдинер. — М.: МИП «NB Магистр», 1993. — 192 с.
  4. Титова, А. В. Ансамбль скрипачей Большого театра СССР/ А. В. Титова, И. К. Архипова. — М.: Планета, 1985. — 34 с.
  5. Берлянчик, М. М. Как учить играть на скрипке в музыкальной школе / М. М. Берлянчик — М.: Издательский дом «Классика XXI», 2006.- 205 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ансамбль, ансамбль скрипачей, коллективное исполнительство, музыкальное искусство, профессиональный ансамбль скрипачей, ансамблевое искусство, ансамблевое исполнительство, исполнительская деятельность, музыкальное исполнительство, музыкальное образование.


Похожие статьи

Педагогический потенциал уроков музыки в развитии музыкального мышления учащихся

Значение дисциплины «Камерный ансамбль» в условиях непрерывного образования в ВУЗе

Воздействие исполнительского мастерства концертмейстера на творческое и эмоциональное развитие учащихся на уроках хореографии в ДШИ

Становление творческой самостоятельности студента-музыканта в учебно-художественной деятельности

Анализ интегральной подготовленности студентов, занимающихся мини-футболом, в процессе спортивно-организованного физического воспитания

Формирование творческой активности студентов педагогического вуза в изобразительной деятельности

Значение концертной деятельности в творческой жизни детского хореографического коллектива

Развитие дирижерско-хоровой компетентности будущего учителя музыки в процессе профессиональной подготовки

Педагогический потенциал иноязычного образования в процессе формирования читательской компетентности студентов вуза

Роль концертно-исполнительской деятельности в воспитании юного скрипача

Похожие статьи

Педагогический потенциал уроков музыки в развитии музыкального мышления учащихся

Значение дисциплины «Камерный ансамбль» в условиях непрерывного образования в ВУЗе

Воздействие исполнительского мастерства концертмейстера на творческое и эмоциональное развитие учащихся на уроках хореографии в ДШИ

Становление творческой самостоятельности студента-музыканта в учебно-художественной деятельности

Анализ интегральной подготовленности студентов, занимающихся мини-футболом, в процессе спортивно-организованного физического воспитания

Формирование творческой активности студентов педагогического вуза в изобразительной деятельности

Значение концертной деятельности в творческой жизни детского хореографического коллектива

Развитие дирижерско-хоровой компетентности будущего учителя музыки в процессе профессиональной подготовки

Педагогический потенциал иноязычного образования в процессе формирования читательской компетентности студентов вуза

Роль концертно-исполнительской деятельности в воспитании юного скрипача

Задать вопрос