Поскольку одной из характеристик труда руководителя общеобразовательной организации является его загруженность, для организации процесса правового обучения и самообучения логично использовать дистанционные образовательные технологии или технологии электронного обучения.
Исторически дистанционное обучение возникло в конце позапрошлого века в тех государствах, в которых была осознана необходимость территориально разделенных больших групп учащихся — это Соединенные Штаты Америки, Канада и Австралия. Большую главу в истории дистанционного обучения составляет история заочного обучения в Советском Союзе, позволившего за короткое время подготовить необходимое количество кадров для индустриализации страны.
Развитие дистанционного обучения шло параллельно развитию телекоммуникаций. Учебные материалы распространялись по почте, по телефону, по радио, по телевидению, записывались на граммофонные пластинки, компакт и DVD диски. Новый импульс развитию дистанционных образовательных технологий дало появление электронно-вычислительных машин, персональных компьютеров и Всемирной Сети Интернет.
Появились новые способы представления и распространения учебных материалов, основную роль в которых играют электронные и цифровые технологии. Именно поэтому в последние десятилетия говорят об электронном обучении, как одной из составных частей дистанционного обучения. Так, в Федеральном Законе РФ «Об образовании» [1], других нормативных документах Министерства образовании и науки РФ упоминается лишь электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.
Основное преимущество электронного обучения заключается в том, что оно предоставляет возможность обучающемуся получить необходимые ему знания и освоить требуемые компетенции в любом месте, в любое время и в темпе, наиболее удобном для обучающегося.
Пользователь (в нашем случае — руководитель общеобразовательной организации) выходит на образовательный портал и входит в систему электронного обучения (это может быть система Moodle, WebSoft, HyperMethod или иная другая, распространенная в нашей стране). Сам программный продукт размещен на сервере приложений, который характеризуется особым образом организованной файловой системой и может осуществлять функцию управления электронным образовательным контентом. В качестве этого контента могут выступать традиционные текстовые материалы, переведенные в электронный вид, мультимедийные пособия, аудио и видео материалы, в том числе и записанные лекции ведущих специалистов в области права.
Пользователь имеет возможность знакомиться со всем этим учебным материалом, а также выполнять установленные задания и проходить необходимые процедуры аттестации для подтверждения уровня своих знаний.
Схематически структура электронного курса может быть представлена в следующем виде:
Рис. 1. Структура электронного курса
Упрощенно блок схему электронного курса можно разбить на три части — учебный материал, тесты и опросы, коммуникативные возможности системы, обеспечивающие общение между нею и обучающимся.
Кроме того, к дополнительным учебным ресурсам в случае правового обучения руководителя образовательного учреждения могут быть отнесены электронные библиотеки и электронные консультационные справочные системы (Гарант, Консультант), необходимость присутствия которых в электронной информационно-образовательной среде учебного заведения определяется нормативными документами Министерства образования и науки Российской Федерации.
Организованная подобным образом система правового обучения руководителя образовательного учреждения позволит ему не только в короткий срок освоить основы правовой грамотности, но и даст ему возможность поддерживать свои знания в актуальном состоянии.
Литература:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016