Песенный дискурс в общем контексте культуры | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №27 (213) июль 2018 г.

Дата публикации: 10.07.2018

Статья просмотрена: 2965 раз

Библиографическое описание:

Пашкова, Е. А. Песенный дискурс в общем контексте культуры / Е. А. Пашкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 27 (213). — С. 184-186. — URL: https://moluch.ru/archive/213/52001/ (дата обращения: 18.12.2024).



Настоящая статья посвящена исследованию песенного дискурса в общем контексте культуры. В статье рассматривается современная музыка и проводится ее сравнение с классической музыкой. Автор анализирует состав музыки, ее компоненты.

Ключевые слова: песня, поэтический дискурс, мелодическая композиция, текст.

Рассматривая песню как феномен музыкальной культуры, мы постараемся выявить все ее особенности в сравнении с классической музыкой, их отличительные характеристики. Мелодичность заключаются в простоте структуры, способности передавать эмоции и чувства человека. Несмотря на всю свою простоту, современная рок-песня обладает чрезвычайно мощным потенциалом воздействия на аудиторию и на личность в том числе. Роль текста состоит в том, чтобы конкретизировать эмоционально-чувственный компонент, рассказывая историю или ее отдельные детали, обычно любовных отношений, которые знакомы практически каждому человеку, которые сообщают о мнениях, оценках и суждениях автора. Современная музыка является результатом синтеза европейской мелодичности с жёсткой ритмикой афроамериканцев. Однообразие ритма влияет на однообразие музыкальной и текстовой организации материала. В современной англоязычной рок-музыке обычно автор и исполнитель — одно лицо, что способствует сокращению дистанции между автором теста и слушателей.

Одним из важных аспектов является современная песня, особенно рок-песня, которая выполняет свойственную музыке функцию быть средством достижения эмоционального баланса с окружающим миром. По мысли Л. С. Выготского, искусство и музыка тоже входит в это число, что «позволяет изживать величайшие страсти, которые не нашли себе выхода в реальной жизни… Мир вливается в человека через широкое отверстие воронки тысячью зовов, влечений, раздражителей — эта не осуществившаяся часть жизни должна быть так или иначе изжита». [2, c. 573]. Особую роль играет и физиологический аспект, благодаря которому ритмические телодвижения музыкантов во время исполнения рок-песни заставляют слушателя чувствовать экспрессивность, тональность и модальность восприятия.

Также по мнению В. Васина-Гроссман, мы видим, что обращение к энергичному, танцевальному ритму «всегда ведёт к решительному перевесу музыкального начала, а поэтическое слово превращается в простое средство вокализации мелодии» [1,c.150]. Современная англоязычная песня формировалась в 1960-х годах. Она известна своими контркультурными тенденциями. Ее характерными чертами являются негативизм и пессимизм, а также дух протеста. Рок-музыка и тексты рок-песен являются культурным феноменом, в рамках которого слушатели рок-композиций ощущают веяние и дух эпохи «мятежных шестидесятых»; многим в то время казалось, что буржуазную культуру можно легко заменить на новую. Тогда на Западе к року начало меняться отношение: перестали воспринимать просто как средство развлечения, молодёжная музыка стала результатом определенной идеологии.

В 1960-е годы тексты англоязычного песенного дискурса становятся глубже и серьёзнее, начинают появляться темы социального характера: одиночество, протест против войны, индивидуальное самосовершенствование, конфликт поколений и многое другое. Знание истоков современной англоязычной песни облегчает понимание тематических особенностей текстов современных рок-песен.

Необходимость наличия лирической мелодии и ритма делает поэтические тексты, которые написанные в классических стихотворных размерах, неподходящими для использования их в качестве музыкальных текстов.

Музыкальный поэтический дискурс является процессом передачи информации в форме музыкального сообщения и музыкальным текстом как коммуникативным событием данного дискурса. По словам И. И. Чумак-Жунь, реализация коммуникативных механизмов поэтического дискурса происходит в двух ипостасях — внешнем и внутреннем. Внутренние –это коммуникативно-прагматические механизмы, которые являются спецификой поэтической языковой личности, участвуют в процессе поэтической коммуникации, означают уникальный тип языковой личности, реализуются в виде автора и адресата. Внешние механизмы поэтической коммуникации связаны с метадискурсивной средой. [5, c.38]

Большинство исследователей считают, что мелодический компонент песенного дискурса доминирует над вербальным. Можно сделать вывод, что музыкальный компонент песенного дискурса является доминирующим по отношению к вербальному компоненту. Это доказывает, что песенный дискурс не может существовать в отрыве от вербального компонента.

Вслед за Ю. Е. Плотницким, под англоязычным песенным дискурсом мы понимаем корпус текстов песенной лирики английских и американских авторов, огромное разнообразие которых обусловлено прагматическими, социокультурными и психологическими особенностями, как авторов, так и ситуации предъявления песенного текста адресату. Кроме того, значение текстов песенного дискурса реализуется в рамках диалога с предшествующими текстами песенной культуры, наиболее значимые из которых получают статус прецедентных, становясь источником аллюзий и цитат. [4,c.204].

Тексты песенного дискурса способны представлять информацию о современных тенденциях развития английской разговорной речи и, в определенной степени, языка современной англоязычной поэзии. [4, c. 201].

Место песенного дискурса между бытийной и бытовой разновидностями дискурса. С одной стороны, в текстах песенного дискурса присутствуют черты бытового общения (обиходная проблематика, диалогичность, пунктирность), с другой стороны, присутствует попытка раскрыть внутренний мир автора в этих текстах, что сближает их с бытийной разновидностью дискурса. Необычность самого коммуникативного акта, имеющего место в случае публичного исполнения песни, состоит в том, что, не имея возможности полноценно участвовать в коммуникации и влиять на содержание предъявляемого ему текстового сообщения, адресат демонстрирует свою реакцию чаще невербальными средствами (аплодисменты, свист, топот, рев). Необходимость учета этой ситуации устного предъявления песенного текста влияет на упрощение синтаксиса и подбор лексики. Характерной особенностью текстов песенного дискурса является высокая частотность повторов и параллельных конструкций, облегчающих устное восприятие. А также следует отметить большое количество императивных и вопросительных предложений, что указывает на диалогизм текстов песенного дискурса. [4, c. 184].

Единицей текста в песенном дискурсе следует считать предложение, хотя в некоторых текстах мы скорее встречаем в качестве такой единицы предикативную единицу, т. е. часть сложного предложения. Средствами связанности предложений являются, помимо повторов и параллелизма, простейшие элементы когезии, такие как союзы and, because, then; элементы дейксиса, хотя главная роль, разумеется, принадлежит когерентности, которая «работает» даже при отсутствии средств формальной связности. С точки зрения стилистического своеобразия, язык текстов песенного дискурса можно отнести к разговорно-обиходному стилю, где словоупотребление колеблется в пределах от нейтральной до табуированной лексики, а количество стилистических приемов сравнительно невелико. Однако в текстах некоторых исполнителей мы встречаем элементы литературного стиля с присущей ему образностью и изобилием стилистических приемов, что сближает эти тексты с истинной поэзией. С точки зрения говорящего, в песенном дискурсе доминирует монолог, что согласуется с объективно пассивной ролью реципиента речевого сообщения; имеющиеся же примеры диалога скорее необходимы для буквальной передачи речи участников речевого акта, о котором повествуется в нарративном песенном тексте или фрагменте.

В рамках музыкального дискурса происходит выработка определенной системы, с ее помощью можно описать структуру музыкальной мысли, которая позволяет проследить все возможные закономерности и особенности композиторского процесса каждого конкретного автора. Понятие музыкального дискурса включает в себя следующее:

а) процесс создания музыкального текста: стадию зарождения идеи, особенности ее становления и реализации индивидуальные и коллективные, сознательные и бессознательные творческие импульсы;

б) текст и его исследование;

в) существующие и озвученные авторами или исполнителями, и также возможные интерпретации музыкального текста;

г) рефлексию (восприятие музыкального текста и его интерпретаций).

Анализируя различные системы музыкального языка, исследователи часто принимают во внимание какой-либо один из аспектов, а не все вместе взятое, что приводит к неполным и противоречивым выводам.

Понятие «музыкальный дискурс» включает музыкальный текст и основные составляющие в культуре: порождение, интерпретацию, рефлексию. Выделенные составляющие в целом являются видами музыкальной деятельности: сочинение, исполнение и восприятие музыки. Все они связаны с механизмами функционирования музыкального мышления.

Музыкальный язык, помимо функции передачи информации, выполняет эстетическую функцию. Музыкальная мысль существует во времени и пространстве. Она зафиксирована в нотном тексте или в сознании музыканта, но в то же время может быть изменчивой, так как каждый раз музыкальное высказывание может открываться с различных сторон в зависимости от воспринимающего субъекта и его эмоционального состояния.

Музыкальный язык не имеет всех свойств и функций вербального языка, а потому он не способен его заменить. Нельзя на основании этого утверждения отказывать музыкальному языку в наличии его собственно языкового плана содержания, в смысловом наполнении. Современная англоязычная песня, являясь масштабным феноменом музыкального плана, передает эмоции и, воздействуя на эмоционально-чувственный строй человека, способна пробуждать ассоциации, память о минувшем, переживания, способствовать перемене настроения. [3, c.38]. Хотя воздействие рок-песни невозможно сравнить с воздействием симфонической музыки, ей также присуща эта сила воздействия на чувства и эмоции публики. Можно сказать, что, сохраняя формальную простоту и ограниченный набор выразительных средств, рок-песня более эффективна в плане воздействия, поскольку она добивается результата. Традиционная песня в рамках англоязычного песенного дискурса имеет один и тот же ритм на всём своём протяжении и состоит из двух или трёх куплетов и припева, то есть имеет так называемую двухчастную структуру.

Литература:

  1. Васина-Гроссман В. А. Музыка и поэтическое слово. — Ч.1.: Ритмика. –М.: Музыка, 1972. — 150 с.
  2. Выготский Л. С. Психология искусства / Предисл. А. Н. Леонтьева. — М.: Искусство, 1986. — 573 с.
  3. Кремлев Ю. А. О месте музыки среди искусств. — М.: Музыка, 1966, — 64с.
  4. Плотницкий Ю. Е. Пространство англоязычного песенного дискурса. — М., 1999. — 204 с.
  5. Чумак-Жунь И. И. Дискурсивное пространство поэтического текста: образное слово в русской лирике конца XVIII-начала XXI веков: Автореф.дис. …д-ра филолол.наук. — Белгород, 2009. — 38с.
Основные термины (генерируются автоматически): песенный дискурс, музыкальный текст, музыкальный язык, текст, англоязычный песенный дискурс, вербальный компонент, музыкальный дискурс, песенный текст, поэтическая коммуникация, поэтический дискурс.


Ключевые слова

текст, песня, поэтический дискурс, мелодическая композиция

Похожие статьи

Репрезентация концепта «мир» в песенных произведениях

Статья посвящена особенностям репрезентации концепта в песенном дискурсе. В качестве центрального объекта исследования используется концепт МИР, обладающий особой значимостью для русской лингвокультурологии. Песенный дискурс рассматривается в статье ...

К вопросу о сценическом оформлении танца. Костюм

В статье рассматривается создание костюма, дается описание тра-диционного костюма для испанского танца «Арагонская Хота», анализиру-ется его связь с танцевальной культурой.

Сказка: образование жанра и определение термина

В данной статье мы представляем диахронический обзор классической сказки, то есть ее творческую и рецептивную эволюцию, которая является основой, на которой мы определяем воспитательную ценность этого литературного типа.

Экфрасис: границы термина

В настоящей статье рассматривается генезис экфрасиса в истории искусств, и исследуются его границы. Обращаясь к разным историческим эпохам, рассматривается характер трансформации образной системы, проблемы с пониманием термина, выявляется этимология ...

Контекст неречевой коммуникации и перевод

Настоящая статья посвящена контексту неречевой коммуникации и переводу. В ней указаны три контекста неречевой коммуникации: личный контекст, социальный контекст и реальный контекст. Изучение и исследование контекста неречевой коммуникации и перевода ...

Языковые символы в кыргызской поэзии

В статье содержатся прежде всего определение понятия “символ” равно как и его интепретация в историческом мифологическом, идеологическом и художественном контекстах. При этом особенностью поэтического искусства, его важнейшей и неотъемлемой составной...

Песня как разновидность аутентичного материала и методика ее применения на занятиях иностранным (немецким) языком

В статье автор исследует возможности и методы применения аутентичного песенного материала на занятиях иностранным языком.

Интертекстуальные особенности русской лирики (на материале поэзии Ф. Тютчева и А. Пушкина)

В статье анализируется интертекстуальность как литературоведческая категория и пути интертекстуального анализа с точки зрения его применения при анализе лирики русских поэтов XIX века.

Дискурсивные особенности русских сказок

Работа посвящена феномену дискурсов в русских народных сказках. Сказки — один из видов фольклора — квинтэссенция коллективного сознания. Они отражают разные сферы жизни той или иной нации.

Особенности дискурса художественного произведения

В статье рассмотрено традиционное понимание дискурса в рамках современной научной мысли. Предлагается авторское видение феномена художественного дискурса. Перечислены и рассмотрены отличительные особенности дискурса художественного произведения. Затр...

Похожие статьи

Репрезентация концепта «мир» в песенных произведениях

Статья посвящена особенностям репрезентации концепта в песенном дискурсе. В качестве центрального объекта исследования используется концепт МИР, обладающий особой значимостью для русской лингвокультурологии. Песенный дискурс рассматривается в статье ...

К вопросу о сценическом оформлении танца. Костюм

В статье рассматривается создание костюма, дается описание тра-диционного костюма для испанского танца «Арагонская Хота», анализиру-ется его связь с танцевальной культурой.

Сказка: образование жанра и определение термина

В данной статье мы представляем диахронический обзор классической сказки, то есть ее творческую и рецептивную эволюцию, которая является основой, на которой мы определяем воспитательную ценность этого литературного типа.

Экфрасис: границы термина

В настоящей статье рассматривается генезис экфрасиса в истории искусств, и исследуются его границы. Обращаясь к разным историческим эпохам, рассматривается характер трансформации образной системы, проблемы с пониманием термина, выявляется этимология ...

Контекст неречевой коммуникации и перевод

Настоящая статья посвящена контексту неречевой коммуникации и переводу. В ней указаны три контекста неречевой коммуникации: личный контекст, социальный контекст и реальный контекст. Изучение и исследование контекста неречевой коммуникации и перевода ...

Языковые символы в кыргызской поэзии

В статье содержатся прежде всего определение понятия “символ” равно как и его интепретация в историческом мифологическом, идеологическом и художественном контекстах. При этом особенностью поэтического искусства, его важнейшей и неотъемлемой составной...

Песня как разновидность аутентичного материала и методика ее применения на занятиях иностранным (немецким) языком

В статье автор исследует возможности и методы применения аутентичного песенного материала на занятиях иностранным языком.

Интертекстуальные особенности русской лирики (на материале поэзии Ф. Тютчева и А. Пушкина)

В статье анализируется интертекстуальность как литературоведческая категория и пути интертекстуального анализа с точки зрения его применения при анализе лирики русских поэтов XIX века.

Дискурсивные особенности русских сказок

Работа посвящена феномену дискурсов в русских народных сказках. Сказки — один из видов фольклора — квинтэссенция коллективного сознания. Они отражают разные сферы жизни той или иной нации.

Особенности дискурса художественного произведения

В статье рассмотрено традиционное понимание дискурса в рамках современной научной мысли. Предлагается авторское видение феномена художественного дискурса. Перечислены и рассмотрены отличительные особенности дискурса художественного произведения. Затр...

Задать вопрос