Социально-культурная адаптация пожилых людей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №28 (214) июль 2018 г.

Дата публикации: 12.07.2018

Статья просмотрена: 1968 раз

Библиографическое описание:

Тихонова, А. Ю. Социально-культурная адаптация пожилых людей / А. Ю. Тихонова, М. А. Земнякова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 28 (214). — С. 77-79. — URL: https://moluch.ru/archive/214/52011/ (дата обращения: 17.10.2024).



Для пожилых людей изменение их социального статуса сказывается не только на моральном и материальном положении, но нередко отрицательно влияет на психическое состояние, снижает адаптивные способности к изменениям окружающей среды и сопротивляемость к заболеваниям.

В настоящее время каждый четвертый россиянин — пенсионер. По данным Росстата, пенсию по старости получают около 25,5 % от населения страны (146,8 млн.) [5]. Доля россиян пожилого возраста растет не первый десяток лет и продолжит увеличиваться в будущем. Так, в 2026 году количество пенсионеров по возрасту составит более 40 млн. (28,3 % от общего населения), притом, что в 1980 году составляло 27,4 млн. человек (19 % от общего населения). Каждые 10 лет в нашей стране прибавляется по 3,2 млн. пенсионеров [5].

В ситуации демографического старения и обострения как социальных, так и экономических проблем, проблемы старшего поколения затрагивают жизнь общества в целом. Выходя на пенсию, люди в большей степени сталкиваются с проблемами в двух направлениях: экономическом и социально-психологическом.

  1. Экономическое направление является важнейшим параметром российской пенсионной системы. Оно предполагает рассматривать соотношение численности работников, которые платят страховые взносы, и общей численности пенсионеров. Демографический прогноз Росстата на 1 января 2018 года показывает, что в 2030 году количество пенсионеров от всего населения Российской Федерации составит уже 28,3 % (в 2017 году этот параметр в Российской Федерации составлял 25,5 %) [5]. Это означает, что уже в 2036 году работающий гражданин будет нести материальную ответственность за себя, свою семью и дополнительно за 3 пенсионеров [5].
  2. Социально-психологическое направление характеризуется тем, что в пожилом возрасте, как правило, возникают социально-психологические проблемы, особенно при изменении привычного образа жизни и общения [3].

По мере старения меняется социально-психологический портрет пожилого человека. В работах Примако Л. В. описывается, что у пожилых людей также заметно сокращается физическая и социальная активность.

Пустота, одиночество, потребность в помощи и уходе, отсутствие рядом близких людей, невозможность полноценно себя обслуживать могут привести к стрессам и тяжелой депрессии [7].

Таким образом, процесс адаптации пожилых людей к пенсионному возрасту нужно начинать как можно скорее. В этом случае пенсионеры могут избежать множества социально-психологических проблем.

На фоне демографического старения России возрастает актуальность исследования способов адаптации людей в новой возрастной категории населения. Важную роль в данном вопросе играет поиск способов активизации социального поведения пожилых людей в связи с их осознанием изменившейся роли.

Проблема заключается в определении методов социально-культурной адаптации пожилых людей в их возрастной группе таким образом, чтобы это оказывало содействие продлению активного участия людей пожилого возраста в жизни общества и в создании условий для повышения качества жизни пенсионеров [4].

По мнению Никончук А. С., в работе с пенсионерами необходимо применять широкий спектр форм работы рекреационной направленности. Особую роль играет технология арт-терапия. «Арт-терапия является хорошим способом сближения людей, помогает преодолеть безынициативность и апатию, улучшает социально-культурный статус, облегчает включение пожилого человека в общественную жизнь» [4].

Новым направлением в социальной работе Российской Федерации является создание социальных театров в работе с пожилыми людьми. Одним из англоязычных названий социального театра является — «theatre for social changes», то есть «театр социальных изменений».

Социальный театр для пожилых людей в условиях экономического кризиса, усилением опасности коммерциализации культуры создает возможность интеграции пожилого человека в новые для него социально-экономические условия, учит новому сценарному поведению в обществе. Социальный театр, как мощной инструмент интеграции пожилых, работает в Комплексных центрах социального обслуживания Новосибирской области. Социальный театр как новая технология дает возможность изменения в морфологии Я-концепции пожилого человека:

‒ меняется ролевой рисунок поведения личности пожилого человека;

‒ расширяются навыки самоуправления и менеджмента собственной жизни;

‒ динамически развивается социальный и эмоциональный интеллект.

Новым в социальном менталитете российского общества является создание «детских садов для пожилых».

Это новая альтернативная технология медицинским учреждениям, в которых пожилые люди находятся в социальной изоляции и где не предполагается какое-либо их социально-психологическое развитие.

Безусловно «детские сады для пожилых людей» и активное времяпрепровождение создают новый вектор формирования социальной компетентности пожилых о современном российском обществе, о технологиях социально-культурной адаптации.

Еще одним методом работы является сказкотерапия, она дает возможность пожилым людям выразить себя, свое актуальное эмоциональное состояние, что приводит к разрешению внутриличностного конфликта и, как следствие, к стабилизации психоэмоционального состояния, снижению агрессии, к регуляции различных функций организма, интеграции в общество.

«Сказкотерапия» используется в ГАУ СО «КЦСОН Балашовского района» Саратовской области с 2013 года для работы с пожилыми людьми. На заседаниях клуба общения «Озарение», который действует на базе отделения срочного социального обслуживания, пенсионерам предлагается вспомнить и проанализировать сказки, былины, мифы, притчи, пересказать их дословно или в иной интерпретации [2].

В работах Боталовой Н. В. отмечается, что хорошие результаты в улучшении социального самочувствия пожилых людей и снижении психологической напряженности в их среде дают фестивали воспоминаний кинофильмов, выпущенных в прошлые десятилетия и повествующих о временах молодости и зрелости пенсионеров. Музыкотерапия повышает стрессоустойчивость, нормализует сон, восстанавливает концентрацию внимания, улучшает память, воздействует на эмоциональный фон человека, поднимает настроение, а также улучшает социально-культурный статус [5].

Важно, что социокультурный статус пожилых людей должен достигаться главным образом за счет их собственных усилий, творческой социально-культурной деятельности при активной поддержке общества, развития внутреннего локуса контроля в структуре личности.

Таким образом, привлечение лиц пожилого возраста к досуговой деятельности является перспективным для сохранения их духовной значимости в обществе. Досуговые мероприятия снижают влияния и интенсивность факторов, которые провоцируют преждевременное старение и осложнения (психические стрессы, потрясения, негативные соматические аспекты, ограниченность круга интересов, постоянное неудовлетворение собой и собственной жизнью).

В целом можно сказать, что пожилые люди в нашем обществе требуют особого внимания. Комплексное применение арт-технологий, сказкотерапии, технологий социального театра создает особую социальную среду для изменений и социально-культурной адаптации пожилых людей.

Литература:

  1. Боталова Н. В., Сурнина В. В. Творческая и прикладная деятельность: учебное пособие для слушателей / Н. В. Боталова, В. В. Сурнина. — Екатеринбург: ИД «Ажур», 2011. — 240 с
  2. Комплексный центр социального обслуживания населения Балошовского района Саратовской области [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: http://kcson-balashov.ru
  3. Мусина-Мазнова Г. Х., Сорокина И. А., Потапова И. А. Типологические особенности социальной адаптированности и дезадаптированности людей пожилого возраста // Общество: социология, психология, педагогика. 2017. № 7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tipologicheskie-osobennosti-sotsialnoy-adaptirovannosti-i-dezad aptirovannosti-lyudey-pozhilogo-vozrasta (дата обращения: 09.07.2018).
  4. Никончук А. С. Социальная адаптация и социализация личности в контексте социально-педагогической работы // Социально-педагогическая работа № 3, 2011. — С. 11–18
  5. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/populati on/demography/#
  6. Шахматов Н. Ф. Старение — время личного познания вечных вопросов и истинных ценностей. Психология зрелости и старения. — 2016.—№ 2.—С.14.
  7. Щанина Е. А. Адаптация пожилых людей в условиях Российской реальности // Социально-экономические явления и процессы. 2015. № 12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/adaptatsiya-pozhilyh-lyudey-v-usloviyah-rossiyskoy-realnosti (дата обращения: 09.07.2018).
Основные термины (генерируются автоматически): пожилой человек, социальный театр, пожилой возраст, пенсионер, пожилое, Российская Федерация, общее население, собственная жизнь, социально-культурная адаптация пожилых людей, социально-культурный статус.


Похожие статьи

Социально-психологическая адаптация подростков в новых условиях обучения

Социальная адаптация разновозрастных детей в условиях реабилитационного центра

Гендерные аспекты социально-психологической адаптации старшеклассников

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у младших школьников

Социально-педагогическая профилактика компьютерной зависимости у подростков в общеобразовательных учреждениях

Социальная адаптация ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Педагогическая работа с одаренными детьми

Развитие семейных ценностей у детей в условиях социально-реабилитационного центра

Формирование экологической культуры дошкольников через информационно-коммуникационные технологии

Воспитание культуры здорового образа жизни у младших школьников в условиях взаимодействия с семьей

Похожие статьи

Социально-психологическая адаптация подростков в новых условиях обучения

Социальная адаптация разновозрастных детей в условиях реабилитационного центра

Гендерные аспекты социально-психологической адаптации старшеклассников

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у младших школьников

Социально-педагогическая профилактика компьютерной зависимости у подростков в общеобразовательных учреждениях

Социальная адаптация ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Педагогическая работа с одаренными детьми

Развитие семейных ценностей у детей в условиях социально-реабилитационного центра

Формирование экологической культуры дошкольников через информационно-коммуникационные технологии

Воспитание культуры здорового образа жизни у младших школьников в условиях взаимодействия с семьей

Задать вопрос