Статья посвящена вопросам обеспечения гарантий независимости, распространяющихся на граждан Российской Федерации, привлеченных к осуществлению правосудия в качестве присяжных или арбитражных заседателей.
Ключевые слова: правосудие, присяжные заседатели, арбитражные заседатели, независимость, гарантии.
Конституция Российской Федерации, 25-летие которой будет отмечаться в нынешнем году, является основой суверенной демократической государственности России. Конституция определяет такие ключевые вопросы организации нашего государства как основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство, структура высших органов государственной власти. Одним из важнейших прав, предоставленных действующей Конституцией гражданам России, является право на участие в управлении делами государства. Одной из форм такого участия является привлечение граждан к отправлению правосудия.
Сегодня в нашей стране действует несколько федеральных законов, предоставляющих гражданам право принимать участие в осуществлении правосудия. Так, Федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» (далее — Закон № 113-ФЗ) [1] предоставляет гражданам России право участвовать в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей при рассмотрении судами первой инстанции подсудных им уголовных дел с участием присяжных заседателей. Данный Закон особо оговаривает, что участие в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели, является их гражданским долгом. Вспомнить о праве граждан на участие в отправлении правосудия крайне важно, с учетом того, что согласно Федеральному закону от 23 июня 2016 г. № 190-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с расширением применения института присяжных заседателей» [2] и Федеральному закону от 29 декабря 2017 г. № 467-ФЗ «О внесении изменений в статьи 30 и 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с расширением применения института присяжных заседателей» [3] рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей с 1 июня 2018 г. стало возможным не только в областных и равных им судах, но и в районных, а также гарнизонных военных судах. Тем самым, распространенность такого порядка рассмотрения уголовных дел серьезно увеличивается.
Закон № 113-ФЗ устанавливает для присяжных заседателей гарантии материального обеспечения, а также гарантии независимости и неприкосновенности. В соответствии со ст. 11 указанного Закона гарантии материального обеспечения, установленные для присяжных заседателей, включают:
1) компенсационное вознаграждение;
2) возмещение командировочных и транспортных расходов;
3) гарантии обеспечения трудовых прав.
Согласно ч. 1 ст. 12 Закона № 113-ФЗ на присяжного заседателя в период осуществления им правосудия распространяются гарантии независимости и неприкосновенности судей, установленные Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», пунктом 1 (за исключением абзацев третьего, четвертого и шестого) и абзацем первым пункта 2 статьи 9, статьей 10, пунктами 1, 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 16 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», а также Федеральным законом «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов».
Граждане России вправе участвовать в отправлении правосудия также в качестве арбитражных заседателей арбитражных судов субъектов Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 30 мая 2001 г. № 70-ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации» (далее — Закон № 70-ФЗ) [4]. Пункт 5 ст. 1 Закона № 70-ФЗ указывает, что участие граждан в осуществлении правосудия в качестве арбитражных заседателей является их гражданским долгом.
Закон № 70-ФЗ устанавливает для арбитражных заседателей гарантии в сфере материального обеспечения: компенсационное вознаграждение, возмещение командировочных расходов и гарантии обеспечения трудовых прав. Закон № 70-ФЗ, как и Закон № 113-ФЗ устанавливает для арбитражных заседателей гарантии независимости и неприкосновенности. Согласно ст. 7 указанного Закона на арбитражного заседателя и членов его семьи в период осуществления им правосудия распространяются гарантии неприкосновенности судей и членов их семей, установленные Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», абзацем первым пункта 2 статьи 9, статьей 10, пунктами 1, 2, 5–7 статьи 16 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации». Стоит отметить, что Закон № 70-ФЗ не устанавливает для арбитражных заседателей такую существенную гарантию их независимости как процессуальный иммунитет, предусмотренный пунктом 8 статьи 16 Закона Российской Федерации «О статусе судей». В то же время Закон № 113-ФЗ распространяет действие указанной нормы на присяжных заседателей. В этой связи стоит также заметить, что Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в пункте 2 части первой статьи 447 упоминает среди лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам, как присяжных, так и арбитражных заседателей в период осуществления ими правосудия. Полагаем, что бланкетную норму п. 1 ст. 7 Закона № 70-ФЗ следует дополнить ссылкой на п. 8 ст. 16 Закона Российской Федерации «О статусе судей».
Еще одним отличием в правовом регулировании гарантий независимости присяжных и арбитражных заседателей является порядок оплаты их труда. Согласно ст. 11 Закона № 113-ФЗ за время исполнения присяжным заседателем обязанностей по осуществлению правосудия соответствующий суд выплачивает ему за счет средств федерального бюджета компенсационное вознаграждение в размере одной второй части должностного оклада судьи этого суда пропорционально числу дней участия присяжного заседателя в осуществлении правосудия, но не менее среднего заработка присяжного заседателя по месту его основной работы за такой период. В соответствии со ст. 6 Закона № 70-ФЗ арбитражному заседателю пропорционально количеству рабочих дней, в течение которых он участвовал в осуществлении правосудия, соответствующим арбитражным судом субъекта Российской Федерации за счет средств федерального бюджета выплачивается компенсационное вознаграждение в размере одной четвертой части должностного оклада судьи данного арбитражного суда, но не менее пятикратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации. Полагаем, что целесообразно рассмотреть возможность унификации размера компенсационного вознаграждения граждан, привлеченных к осуществлению правосудия.
Обобщая вышеизложенное, отметим, что участие граждан в управлении делами государства — многоаспектное явление. Соответствующее право может реализовываться в различных формах в соответствии с законодательством России. Изменения, внесенные в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации с 1 июня 2018 г., обуславливают тенденцию увеличения числа дел, рассматриваемых с участием присяжных заседателей. Институт рассмотрения дел об экономических спорах с участием арбитражных заседателей распространен гораздо меньше, причем ряд исследователей выражает сомнения в необходимости указанного института на современном этапе развития отечественного арбитражного процесса. Например, Д. И. Дедов отмечал, что «не знает примеров, когда бы участие арбитражных заседателей делало процесс более эффективным…» [5]. Вместе с тем, исследователь полагает, что «прежде чем отказаться от этого института вообще, необходимо попытаться сделать его более эффективным» [5]. Мы также разделяем указанную точку зрения. Совершенствование процессуального законодательства с целью дальнейшего развития института участия граждан в отправлении правосудия является важным направлением судебной реформы.
Литература:
- О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации: Федеральный закон от 20.08.2004 № 113-ФЗ (ред. от 01.07.2017) // СЗ РФ. 2004. № 34. Ст. 3528.
- О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с расширением применения института присяжных заседателей: Федеральный закон от 23.06.2016 № 190-ФЗ (ред. от 29.12.2017) // СЗ РФ. 2016. № 26. Ст. 3859.
- О внесении изменений в статьи 30 и 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с расширением применения института присяжных заседателей»: Федеральный закон от 29.12.2017 № 467-ФЗ // СЗ РФ. 2018. № 1. Ст. 51.
- Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 30.05.2001 № 70-ФЗ (ред. от 19.12.2016) // СЗ РФ. 2001. № 23. Ст. 2288.
- Роль правовых позиций Высшего Арбитражного Суда РФ в правоприменительной практике: интервью Д. И. Дедова. [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/article/6603 (дата обращения: 10.07.2018).