Статья посвящена изменению требований, предъявляемых к образованию судебных приставов в Российской Федерации. Предлагаются поправки в соответствующий нормативный правовой акт ФССП России.
Ключевые слова: судебная реформа, государственная служба, судебный пристав, образование, квалификация.
Институт судебных приставов, воссозданный в России в 1997 году, имеет важнейшее значение для эффективного функционирования судебной системы и действенной защиты прав, свобод и законных интересов граждан. Продолжающиеся мероприятия судебной реформы обуславливают необходимость дальнейшего развития Федеральной службы судебных приставов, а также повышение требований к уровню образования и подготовки ее сотрудников.
Следует отметить, что требования, которые предъявляются к судебным приставам, были существенно изменены с 1 января 2018 года. Так, согласно новой редакции п. 1 ст. 3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах» (далее — Закон о судебных приставах) [1] судебным приставом может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 21 года, имеющий среднее профессиональное образование (для старшего судебного пристава, заместителя старшего судебного пристава, судебного пристава-исполнителя обязательно наличие высшего образования), способный по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности.
Закон особо отмечает, что требование о наличии среднего профессионального образования, а также высшего образования для замещения должности судебного пристава не применяется к гражданам Российской Федерации, назначенным на указанную должность до 1 января 2018 года, до назначения на новую должность. Это связано с тем, что в прежней редакции п. 1 ст. 3 Закона о судебных приставах устанавливались иные требования к образованию судебных приставов: среднее общее или среднее профессиональное образование (для старшего судебного пристава, заместителя старшего судебного пристава — высшее юридическое образование, для судебного пристава-исполнителя — высшее юридическое или высшее экономическое образование), но требование о необходимости иметь высшее юридическое или высшее экономическое образование при назначении на должность судебного пристава-исполнителя было приостановлено до 1 января 2018 г. [2]. В результате, к 1 января 2018 г. на службе в ФССП России находилось 22 126 судебных приставов-исполнителей, из которых не имели высшего юридического или высшего экономического образования 4 183 человека. Основную часть указанной численности судебных приставов-исполнителей составили судебные приставы-исполнители с опытом работы по замещаемой должности свыше пяти лет, которые несут значительную нагрузку по исполнению требований исполнительных документов [3]. Для того, чтобы указанные судебные приставы смогли продолжить прохождение службы, а также в целях предотвращения снижения эффективности работы ФССП России, были разработаны и приняты вышеуказанные переходные положения.
Абзац второй п. 1 ст. 3 Закона о судебных приставах гласит, что требования к профессиям, специальностям и (или) направлениям подготовки, предъявляемые для замещения должности судебного пристава, устанавливаются главным судебным приставом Российской Федерации. Соответствующий приказ ФССП России от 7 марта 2018 г. № 80 (далее также — приказ № 80) [4] устанавливает, что для замещения должности судебного пристава (за исключением судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов) необходимо наличие высшего образования по специальностям и (или) направлениям подготовки «Экономика и управление», «Юриспруденция». Таким образом, для возможности замещения должности старшего судебного пристава или заместителя старшего судебного пристава в настоящее время гражданину достаточно иметь не только высшее юридическое, но и высшее экономическое образование (ранее для замещения указанных должностей требовалось наличие только высшего юридического образования). Для должности судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов указанный приказ предписывает иметь образование по одной из 16 профессий, специальностей и (или) направлений подготовки среднего профессионального или высшего образования.
Вместе с тем, по нашему мнению, указанный нормативный правовой акт, принятый ФССП России в соответствии с п. 1 ст. 3 Закона о судебных приставах, необоснованно смешивает понятия «профессия», «специальность», «направление подготовки» и «укрупненная группа профессий, специальностей и направлений подготовки». Согласно Общероссийскому классификатору специальностей по образованию ОК 009–2016 [5] под профессией, специальностью, направлением подготовки понимается совокупность компетенций, приобретенных в результате получения среднего профессионального или высшего образования и обеспечивающих постановку и решение определенных профессиональных задач. В соответствии с ч. 8 ст. 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [6] перечни профессий, специальностей и направлений подготовки с указанием квалификации, присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки, порядок формирования этих перечней утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. В отношении профессий и специальностей среднего профессионального образования такой перечень установлен приказом Минобрнауки России от 29 октября 2013 г. № 1199 [7], а в отношении специальностей и направлений подготовки высшего образования — приказами Минобрнауки России от 12 сентября 2013 года № № 1060 [8], 1061 [9].
Общероссийский классификатор специальностей по образованию ОК 009–2016 устанавливает, что профессии, специальности и направления подготовки объединяются в укрупненные группы. Под укрупненной группой понимается совокупность родственных профессий, специальностей и направлений подготовки. При сопоставлении текста приказа № 80 и перечней профессий, специальностей и направлений подготовки, утвержденных вышеуказанными приказами Минобрнауки России, можно сделать вывод, что в приказе № 80 вопреки требованиям п. 1 ст. 3 Закона о судебных приставах перечисляются не профессии, специальности и направления подготовки, а соответствующие укрупненные группы профессий, специальностей и направлений подготовки среднего профессионального и высшего образования. В целях устранения указанного противоречия, по нашему мнению, целесообразно рассмотреть вопрос о внесении изменений в приказ № 80, заменив в нем слова «по следующим профессиям, специальностям и (или) направлениям подготовки» словами «по профессиям, специальностям и (или) направлениям подготовки, входящим в следующие укрупненные группы профессий, специальностей и направлений подготовки».
Обобщая вышеизложенное, отметим, что изменение требований к уровню образования судебных приставов, произошедшее в 2018 году, позволит более эффективно и гибко выстраивать кадровую политику ФССП России, а также обеспечит сохранение на службе сотрудников, назначенных на свои должности до внесения изменений в законодательство о судебных приставах.
Литература:
- О судебных приставах: Федеральный закон от 21.07.1997 № 118-ФЗ (ред. от 29.12.2017) // СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3590.
- О приостановлении действия пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О судебных приставах» в части требования о необходимости иметь высшее юридическое или экономическое образование при назначении на должность судебного пристава-исполнителя: Федеральный закон от 31.12.2014 № 497-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // СЗ РФ. 2015. № 1. Ст. 50.
- Пояснительная записка к проекту федерального закона № 299909–7 «О внесении изменения в статью 3 Федерального закона «О судебных приставах» // Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации: официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: http://sozd.parlament.gov.ru/bill/299909–7 (дата обращения: 01.07.2018).
- Об установлении требований к профессиям, специальностям и (или) направлениям подготовки, предъявляемых для замещения должности судебного пристава: приказ ФССП России от 07.03.2018 № 80 // Официальный интернет-портал правовой информации: официальный сайт. [Электронный ресурс]. http://www.pravo.gov.ru. 2018. 23 марта.
- ОК 009–2016. Общероссийский классификатор специальностей по образованию: принят и введен в действие приказом Росстандарта от 08.12.2016 № 2007-ст // М.: Стандартинформ, 2016.
- Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 27.06.2018) // СЗ РФ. 2012. № 53. Ст. 7598.
- Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования: приказ Минобрнауки России от 29.10.2013 № 1199 (ред. от 25.11.2016) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2014. № 6.
- Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования, применяемых при реализации образовательных программ высшего образования, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или служебную информацию ограниченного распространения: приказ Минобрнауки России от 12.09.2013 № 1060 (ред. от 23.03.2018) // Рос. газ. 2014. № № 155, 156.
- Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования: приказ Минобрнауки России от 12.09.2013 № 1061 (ред. от 23.03.2018) // Рос. газ. 2013. № 247.