В данной работе рассматривается вопрос об активизации мировоззренческого и изобразительного развития будущих учителей изобразительного искусства. На основе изучения методической работы по изобразительному обучению преподавателей дан анализ и сформулированы основные задачи методической работы по идеографической подготовке будущих специалистов.
Ключевые слова: идеография, пиктография, шрифт, искусство, графические работы, часовое время, сознание, цветы, растения.
In this аrticlе is cоnsidеrеd quеstiоns аctizzаtiоn аnd dеvеlоping оutlооk оf finе аvts оf tеаchеrs tо bе оf finе аrts.Studying mеthоdicоl Wоrks оf tеаching оf finе аrts оf tеnchеrs. It is givеr аnаlysis und shаpеn nеаin tusks оf mеthоdicаl wоrks оf idеоgrаphy. Trаining оf thе futurе spеciаlists.
Kеy wоrds: Idеоgrаphy, pictоgrаphy print, аrt grаphic Wоrks clоchtimе, cоnsеiоusnеss cоlоurs оf plаnts.
В наше время в эстетическое начало широко проникает труд, отношение человека к природе. От приобщения юношей-студентов к искусству, и, прежде всего, к изобразительному, в решающей мере зависит формирование восприимчивости мира прекрасного, стремления жить и трудиться по законам красоты природы. Исследования, относящиеся к области мировоззренческого воспитания и изобразительного развития будущих учителей изобразительного искусства, свидетельствуют о распространенности одностороннего подхода, когда они по существу выполняют роль только зрителей и слушателей. Но идеографическое развитие человека осуществляется в реальной деятельности, и, в первую очередь, в труде. Первоисточником при этом выступают непосредственно занятия искусством. Особенно важно приобщение студентов к декоративно-изобразительному (оформительному) искусству, художественным ремеслам.
Сегодня процесс формирования научного мировоззрения молодого учителя требует коренных изменений в учебно-воспитательной и научно-исследовательской работе педагогических институтов. Главным здесь должно стать развитие мышления и мировоззрения во всех сферах их деятельности.
Современный педвуз располагает широкими возможностями для формирования у студентов образного мышления и научного мировоззрения. Одной из них является развитие у студентов способности идеографического освоения объективной реальности законов природы, умения сочетать изобразительное и логическое в познании, различать декоративно — оформительное и изобразительно эстетическое в освоении действительности.
Как “устроена” человеческая психика? Как функционирует сознание? Каковы механизмы и структура декоративно — оформительных процессов?
Декоративно — оформительное искусство — это, прежде всего, способность искусства восполнять окружающий наш мир, (дары) природы человеческим содержанием, то есть очеловечивать природу через графические шрифты. Очеловеченная природа, как прекрасное, возникает из единства объекта и субъекта, природы и художника и лежит в основе изобразительного искусства. Поэтому истина в нем, а точнее — изобразительная правда, неотделима от прекрасного.
Из истории мировой письменности известны четыре вида письма:
1) пиктографическое, 2) идеографическое, 3) слоговое, 4) буквенно-звуковое [1, стр. 21–22].
К наиболее раннему периоду относится пиктографическое (картинное, или рисуночное) письмо в виде наскальных рисунков у первобытных людей. В этот период одни и те же понятия изображались на рисунках различно, так как не было ещё никакой системы письма.
Значительно позже в Китае и Египте на смену пиктографическому письму пришло идеографическое, то есть письмо при помощи идеограмм, а не букв. Это уже была система графических форм, поскольку последовательность знаков соответствовала порядку слов в речи. Предметы изображались либо символическими знаками (солнца, луна), либо графическими изображениями: растения, птицы, звери и т. д. Позднее появилось слоговое и буквенно-звуковое письмо.
Важным моментом идеографической подготовки будущих учителей изобразительного искусства является формирование активного оценочного подхода к овладению изобразительным материалом, более глубокое и научно-обоснованное его восприятие, умение всесторонне осмыслить и обобщить мировоззренческую ценность материала, а не просто нейтрально- пассивное отношение к приобретению знаний, изобразительных представлений, умений и навыков.
В этих условиях становится необходимым применение творческих методов обучения и воспитания, развитие образно-самостоятельного мышления студентов, формирование у них оценочных аспектов восприятия изучаемого материала и в связи с этим качественное изменение учебно-воспитательного процесса в направлении его интенсификации.
Рис. 1. Часовое время, определяемое по раскрытию и закрытию цветов. (в зависимости растений)
С целью более глубокого, осмысленного идеографическо-образного восприятия студентами естественно-природных явлений нами была проведена экспериментальная работа по выявлению навыков мировоззренческого восприятия и определению образно-мыслительного уровня студентов.
Для этого по факультету среди студентов проведен смотр-конкурс по образному изображению часового времени в зависимости от раскрытия и закрытию цветов различных растений в течение суток.
Для того, чтобы получить четкое представление об изобразительно-образном уровне студентов об умении воспринимать биологические особенности роста и географии растений, как непосредственный, конкретно-чувственный образ, нами предложен список использованной литературы, тесно связанный с их изобразительной деятельностью.
Ознакомившись с работами студентов, мы убедились, что в большинстве из них образные идеографические представления и описания ощущений были недостаточно верными. Только в одной из них (рис. 1) более правильно представлена знаками шрифта.
Все это еще раз является свидетельством того, что идеографическая подготовка студентов требует управления образным восприятием; и направления их мышления в определенное русло необходимо, особенно на начальном этапе обучения. Для этого необходимо создать определенные условия для восприятия изобразительных образов изучаемых природных явлений, то есть так организовать наблюдение студентов, их переживания и раздумья, чтобы привести к соответствующему формированию активной профессиональной позиции. Важным результатом этой деятельности должен явиться стимул к дальнейшему самосовершенствованию.
Литература:
- Соловьев С. А. Декоративное оформление. — Москва, “Просвещение”, 1987.
- Юсов Б. П. Изобразительное искусство. — М., 1978, — С. 23–24.
- Алехин В. В. и др. География растений с основами ботаники. Москва “Просвещение”. — 1957 г.