В статье рассматривается кадровый потенциал судебной системы России на современном этапе ее развития, а также перспективные направления совершенствования подготовки судейских кадров.
Ключевые слова: судебная система, судебная реформа, судоустройство, судья, статус судей, подготовка судей, кандидат на должность судьи.
Судебная реформа, которая осуществляется в России с 1991 года [1], качественно изменила многие аспекты отечественного судоустройства. Кардинальным образом изменилось материально-техническое обеспечение судебной системы, возросли гарантии статуса судей , существенно улучшилась эффективность судопроизводства. Были восстановлены многие элементы судебной системы, имевшиеся в дореволюционной России, например, институт мировых судей. Сегодня можно с уверенностью сказать, что основные мероприятия судебной реформы дали положительный эффект.
Вместе с тем нельзя не отметить, что в настоящее время сохраняется потенциал дальнейшего совершенствования правового регулирования судоустройства и статуса судей. В частности, Верховным Судом Российской Федерации подготовлены законопроекты, предполагающие существенное переустройство судебной системы путем образования в системе федеральных судов общей юрисдикции апелляционных и кассационных судов по экстерриториальному принципу. Данное направление судебного реформирования можно только приветствовать, однако, заметим, что высокая эффективность проводимых мероприятий по развитию судебной системы будет возможна только при условии формирования высокопрофессионального судейского корпуса и решении проблем с кадровым обеспечением судебных органов.
Стоит отметить, что изучение кадровой динамики в судебной системе за последние несколько лет свидетельствует о наметившейся тенденции ежегодного роста количества вакантных должностей судей. По данным Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации общее количество вакантных должностей судей федеральных судов общей юрисдикции увеличилось с 2399 единиц (9,6 % от штатной численности) в 2014 году [2] до 3112 единиц (12,2 % от штатной численности) в 2016 году [3]. Аналогичная ситуация складывается и в системе арбитражных судов: количество вакансий возросло с 339 единиц (8,4 % от штатной численности) в 2014 году [2] до 563 единиц (14,9 % от штатной численности) в 2016 году [3]. Проблема нехватки квалифицированных кадров характерна и для высших судебных органов. По нашим подсчетам, проведенным на основании данных, содержащихся на официальном сайте Верховного Суда Российской Федерации, численность судей Верховного Суда по состоянию на 1 июля 2018 г. составляет 111 человек [4], при штатной численности 170 человек [5]. Таким образом, вакантными являются 59 должностей судей (34,7 % от штатной численности судей), и это несмотря на то, что с момента начала работы Верховного Суда, образованного в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, прошло уже практически 4 года. Кроме того, по состоянию на 1 июля 2018 г. вакантны 3 должности судей Конституционного Суда Российской Федерации (15,8 % от штатной численности судей) [6].
Ситуация же с численностью сотрудников аппаратов судов и вовсе бедственная. В Постановлении IX Всероссийского съезда судей отмечено, что «необоснованно низкий уровень оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих судебной системы создает серьезные проблемы формирования и обеспечения стабильности кадрового состава работников аппаратов судов и системы Судебного департамента, особенно в условиях мегаполисов. Сменяемость кадрового состава в крупных регионах России составляет от 150 до 400 % в год» [7]. Так, например, за 2013–2014 годы из федеральных судов, расположенных на территории Республики Татарстан, уволилось более двух третей сотрудников аппарата — 660 из 1070 человек [8].
Указанная статистика свидетельствует о необходимости принятия дополнительных мер по привлечению в судебную систему высокопрофессиональных юристов. В этой связи, кроме того, ярко проявляется актуальность создания в нашей стране полноценной системы подготовки кандидатов на должности судей, подобной той, которая существовала в Российской империи до 1917 года (институт кандидатов на должности по судебному ведомству). Формирование указанной системы необходимо для обеспечения качественной углубленной подготовки лиц, претендующих на занятие должности судьи, так как самостоятельной подготовки претендентам зачастую оказывается недостаточно для того, чтобы успешно сдать квалификационный экзамен. Например, согласно статистике Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи в 2017 году 25,4 % претендентов сдали соответствующий экзамен с оценкой «неудовлетворительно» [9].
Таким образом, анализ кадрового обеспечения судебной системы России на современном этапе судебной реформы обнаруживает тенденцию к росту количества вакантных должностей не только работников аппаратов судов, но и судей. В этой связи актуальным направлением развития кадрового потенциала судебной системы является формирование механизма целенаправленной подготовки кандидатов на должности судей. Следует отметить, что в действующем законодательстве не определен статус кандидата на должность судьи, что требует принятия соответствующих изменений и дополнений в законодательство о судебной системе и статусе судей.
Основным направлением формирования системы подготовки кандидатов на должности судей, по нашему мнению, должно являться преобразование существующей в настоящее время профессиональной переподготовки впервые назначенных судей в преддолжностную подготовку, проводимую до момента назначения претендента на должность судьи. Ключевым аспектом такой подготовки могут стать специализированные образовательные программы (программы профессиональной переподготовки и программы магистратуры).
Особенности специализированных образовательных программ должны заключаться в том, что к их освоению допускаются только кандидаты на должности судей. По нашему мнению, целесообразно рассмотреть вопрос о том, чтобы сочетать теоретическую и практическую подготовку кандидатов: первую они могут получать при обучении, а вторую — во время работы на должностях в аппарате суда (например, помощника судьи). Этому способствует и тот факт, что обновленные квалификационные требования к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, который необходим для замещения должностей федеральной государственной гражданской службы [10] не требуют для лиц, претендующих на замещение ведущих должностей федеральной государственной гражданской службы (к которым относится, в том числе, должность помощника судьи районного суда), наличия стажа работы или государственной службы. Таким образом, выпускники юридических вузов могут быть приняты на указанную должность сразу после получения высшего образования.
Обобщая вышеизложенное, отметим, что развитие кадрового потенциала судебной системы России путем формирования системы подготовки кандидатов на должности судей будет являться не только важнейшим направлением пополнения судейского корпуса, но и позволит восстановить традицию обучения судейского резерва, заложенную в эпоху великой судебной реформы 1864 года и существовавшую до Октябрьской революции.
Литература:
- О Концепции судебной реформы в РСФСР: постановление Верховного Совета РСФСР от 24.10.1991 № 1801-I // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 44. Ст. 1435.
- Отчёт об итогах деятельности Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации за 2014 год: утвержден решением коллегии Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 15.04.2015 № 3/1-ксд // Официальный сайт Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=195&item=3018 (дата обращения: 01.07.2018).
- Отчет IX Всероссийскому съезду судей о деятельности Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации за 2013–2016 годы: утвержден решением коллегии Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 08.11.2016 № 5/1-ксд // Официальный сайт Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://www.cdep.ru/userimages/Otchet_Sudebnogo_departamenta_IX_VSS_2013–2016gg.pdf (дата обращения: 01.07.2018).
- Организационная структура Верховного Суда Российской Федерации // Официальный сайт Верховного Суда Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://www.vsrf.ru/about/structure/?section=boards (дата обращения: 01.07.2018).
- О Верховном Суде Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 № 3-ФКЗ (ред. от 15.02.2016) // СЗ РФ. 2014. № 6. Ст. 550.
- Судьи Конституционного Суда Российской Федерации // Официальный сайт Конституционного Суда Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://www.ksrf.ru/ru/Info/Judges/Pages/default.aspx (дата обращения: 01.07.2018).
- Об основных итогах функционирования судебной системы Российской Федерации и приоритетных направлениях ее развития на современном этапе: постановление IX Всероссийского съезда судей от 08.12.2016 № 1 // Вестник ВККС РФ. 2017. № 1.
- Исход из судов Татарстана сотрудников аппарата принял катастрофические размеры // Право.ру [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravo.ru/news/view/116071 (дата обращения: 01.07.2018).
- Статистика сдачи квалификационного экзамена на должность судьи за 2017 г. // Официальный сайт Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи [Электронный ресурс]. URL: http://www.vekrf.ru/publication/2362 (дата обращения: 01.07.2018).
- О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, который необходим для замещения должностей федеральной государственной гражданской службы: Указ Президента Российской Федерации от 16.01.2017 № 16 (ред. от 12.10.2017) // СЗ РФ. 2017. № 4. Ст. 640.