Управление образовательной деятельностью в части развития духовно-нравственных качеств у дошкольников во взаимодействии с семьями воспитанников (из опыта работы) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №28 (214) июль 2018 г.

Дата публикации: 18.07.2018

Статья просмотрена: 140 раз

Библиографическое описание:

Корнилаева, Л. В. Управление образовательной деятельностью в части развития духовно-нравственных качеств у дошкольников во взаимодействии с семьями воспитанников (из опыта работы) / Л. В. Корнилаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 28 (214). — С. 85-87. — URL: https://moluch.ru/archive/214/52066/ (дата обращения: 16.11.2024).



В настоящее время как на региональном, так и на федеральном уровнях актуализировались задачи духовно-нравственного воспитания, которые сформулированы в главных нормативных документах образовательной политики. В ежегодном обращении к Федеральному Собранию РФ от 03.12.2015 г. Президент Российской Федерации В. В. Путин снова отметил, что в будущем дети «должны быть готовы стать первыми, стать не только успешными в профессии, но и просто порядочными людьми с прочной духовной и нравственной опорой».

«Стратегия развития дошкольного, общего и дополнительного образования Белгородской области на 2013–2020 годы», определяя основные направления образовательной политики, называет среди них:

— продолжение реализации моделей духовно-нравственного воспитания дошкольников, основанных на региональных приоритетах (православная культура, гражданское, патриотическое воспитание).

Детский сад работает по направлению — духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами православной культуры и народных традиций. Образовательная программа МДОУ, в части, формируемой участниками образовательных отношений, строится на основе многолетнего опыта детского сада и парциальной программы О. Л. Князевой, М. Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

Региональный компонент основной общеобразовательной программы дошкольного образования позволяет использовать широкие возможности для организации работы по формированию у детей гражданской позиции и приобщению их к истории и духовно-нравственным традициям русского народа.

Перед коллективом стоит задача усиления воспитательного потенциала системы образования исемьи вДОУ. Родители (законные представители) имеют преимущественное право на обучение и воспитание своего ребенка перед всеми другими лицами (ст. 44 ч. 1 ФЗ № 273 «Об образовании в РФ»). Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Семья является самым главным институтом воспитания. И в силу своего определяющего значения для развития человека она может не только успешно сформировать, но и очень серьезно, а подчас и непоправимо деформировать его развитие.

Педагоги отводят приоритетное внимание работе с семьей в направлении формирования духовно-нравственных качеств у детей. В связи с этим в работе с семьей решаются следующие задачи:

‒ выявление образовательных и воспитательных потребностей у родителей (законных представителей);

‒ создание у родителей мотивации к сохранению семейных традиций, ценностей и зарождению новых;

‒ повышение компетентности родителей в вопросах духовно-нравственного воспитания;

‒ обеспечение включенности родителей в образовательный процесс путем организации проектной деятельности, участия в формировании содержания образовательной программы дошкольного образования.

В содержание регионального компонента образовательной программы дошкольного образования ДОУ вошли направления работы педагогического коллектива, которые способствуют решению этих задач:

‒ Построение системы взаимоотношений с детьми и взрослыми, выявление семейных ценностей.

‒ Изучение русской народной культуры — традиций, уклада жизни, фольклора.

Таким образом, в работе коллектива по организации духовно-нравственного воспитания детей прослеживается несколько направлений форм работы:

  1. Духовно-образовательное (занятия, беседы, педагогические ситуации).
  2. Воспитательно-оздоровительное (праздники, народные подвижные игры, ролевые и строительные игры, прогулки, экскурсии).
  3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, концерты, просмотр видео).
  4. Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).

По этим направлениям в течение учебного года проводится воспитательно-образовательная работа по проектам: «Я — личность», «Я и мой детский сад», «Моя безопасность», «Моя страна, мой дом», «Святки. Рождество. Крещение», «Мальчики и девочки. День защитника Отечества», «Праздник Пасхи», «Народные подвижные игры» и другие. В целях обеспечения интеграции и комплексности применяется метод погружения в тему. В течение учебного года могут быть осуществлены как общие, так и подгрупповые и индивидуальные комплексные тематические проекты.

Воспитательная система включает в себя следующие виды детской деятельности, способствующие удовлетворению разнообразных потребностей дошкольников и формированию ключевых компетентностей:

Формы взаимодействия взрослого идетей.

‒ Игры нравственного и духовно-нравственного содержания.

‒ Разнообразные виды творческой художественно-продуктивной деятельности детей.

‒ Чтение и обсуждение художественной литературы.

‒ Проведение совместных праздников.

‒ Педагогические ситуации.

‒ Просмотр слайд-фильмов, видеофильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения.

‒ Экскурсии, целевые прогулки (в храм, краеведческий музей СОШ, мини-музей в ДОУ «Русской народной культуры»);

‒ Благотворительные акции.

‒ Виртуальные путешествия.

‒ Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).

‒ Постановка музыкальных сказок духовно-нравственного содержания.

‒ Поисково-познавательная деятельность (проекты).

Приоритетное направление по духовно-нравственному воспитанию дошкольников предполагает активное участие семьи:

‒ Открытые показы для родителей.

‒ Семейные конкурсы.

‒ Проектная деятельность.

‒ Благотворительные акции.

‒ Совместные праздники и развлечения.

Проектная поисково-познавательная деятельность предполагает активное участие и детей, и родителей, и педагогов. Это создание воспитателем условий, позволяющих детям самостоятельно или совместно со взрослым открывать новый практический опыт, анализировать его и преобразовывать. Руководство проектной деятельностью ведет к изменению позиции педагога. Из транслятора готовых знаний он превращается в организатора деятельности своих воспитанников и помогает им действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности.

Особо запомнились следующие мероприятия:

‒ виртуальное путешествие на родину святителя Иоасафа в Полтавскую губернию (дети изучали украинскую речь, в украинских костюмах «принимали гостей», играли в украинские народные игры, пробовали национальную кухню);

‒ занятие-знакомство с памятными местами Белгорода, связанными с его жизнью (интерактивные игры на интерактивной доске — ознакомление с Белгородскими памятниками, храмами, архитектурными композициями родного края);

‒ конструирование макетов Белгородских храмов, которые находятся в ближайшем окружении учреждения;

‒ проект «Доблестные герои России» — пример героев и заступников святой Руси.

У детей дошкольного возраста в процессе проводимой работы расширяются и углубляются понятия о родных людях в семье (отец, мать, братья, сестры, другие родственники), прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками, даются представления о добродетелях, формируются понятия святости, любви, доброты.

Долгосрочный педагогический проект «Любит народ играть круглый год», своей целью ставил объединение традиций православной и народной культуры в сознании детей.

Ввести ребенка в мир сложных человеческих отношений и чувств, показать, как можно преодолевать трудности в общении не на словах, а на примерах из реальной жизни помогают русские народные подвижные игры, которых немало было и в нашем регионе. Эти игры разработаны на примерах из реальной жизни, поэтому помогают детям чувствовать других, поддерживать и сопереживать.

Русские народные обычаи, обряды, праздники сближали людей, позволяли проявить свои способности, таланты, заслужить уважение своих друзей. При проведении русских народных игр «Цепи кованые», «Бояре», «Заинька», «Баба сеяла горох», «Матушка-весна», «Дедушка Семак» и других в стихотворной форме используются считалки, напевно-забавные певалки, диалоги, которые быстро и прочно запоминаются и с удовольствием проговариваются детьми в их повседневной жизни. Они мелодичны и просты, но в то же время несут в себе глубокий смысл, в котором отразился веками накопленный социальный опыт русского народа.

По каждому сезону (промежуточные этапы проекта) были организованы мероприятия совместно с семьями воспитанников, на которых имитировались народные гуляния с подвижными играми, хороводами, песнями и закличками.

Важно отметить, что родители (законные представители) обучающихся являются полноправными участниками образовательных отношений. Поэтому они могут и должны принимать участие в разработке и формировании содержания регионального компонента в части образовательной программы дошкольного образования, формируемой участниками образовательных отношений. В нашем учреждении разработан механизм формирования и принятия этой части программы, который прописан в положении, разработана анкета по выявлению мнения родителей о содержании регионального компонента.

Семья для ребенка — это первый, естественный, в то же время священный институт, в который каждый человек вступает в силу необходимости. И каждый призван строить этот союз на любви, доверии, милосердии, научиться в нём первым совестным движениям сердца.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дошкольное образование, образовательная программа, региональный компонент, духовно-нравственное воспитание дошкольников, игра, проектная деятельность, детский сад, духовно-нравственное воспитание, духовно-нравственное содержание.


Похожие статьи

Взаимодействие ДОО с семьями воспитанников с целью повышения уровня экологической культуры дошкольников (из опыта работы)

Организация работы по духовно-нравственному воспитанию с детьми дошкольного возраста в рамках кружковой работы

Организация семейного клуба как формы взаимодействия с семьями воспитанников в развитии игровой деятельности дошкольников

Формирование нравственно-патриотических чувств детей через взаимодействие с семьёй (из опыта работы с родителями)

Содержание, формы и методы взаимодействия педагогов с семьями воспитанников по повышению компетентности родителей в области здоровьесбережения дошкольников (из опыта работы)

Вовлечение родителей в образовательный процесс и жизнь дошкольного образовательного учреждения, повышение уровня родительской компетентности (отчет из опыта работы)

Профилактика нарушений функций опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста в условиях организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи (из опыта работы)

Взаимодействие дошкольной образовательной организации с семьей по воспитанию нравственных качеств у детей дошкольного возраста

Духовно-нравственное и гражданское воспитание школьников с ОВЗ (из опыта работы)

Формирование ценностей здорового образа жизни у дошкольников в процессе реализации краткосрочных проектов (из опыта работы)

Похожие статьи

Взаимодействие ДОО с семьями воспитанников с целью повышения уровня экологической культуры дошкольников (из опыта работы)

Организация работы по духовно-нравственному воспитанию с детьми дошкольного возраста в рамках кружковой работы

Организация семейного клуба как формы взаимодействия с семьями воспитанников в развитии игровой деятельности дошкольников

Формирование нравственно-патриотических чувств детей через взаимодействие с семьёй (из опыта работы с родителями)

Содержание, формы и методы взаимодействия педагогов с семьями воспитанников по повышению компетентности родителей в области здоровьесбережения дошкольников (из опыта работы)

Вовлечение родителей в образовательный процесс и жизнь дошкольного образовательного учреждения, повышение уровня родительской компетентности (отчет из опыта работы)

Профилактика нарушений функций опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста в условиях организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи (из опыта работы)

Взаимодействие дошкольной образовательной организации с семьей по воспитанию нравственных качеств у детей дошкольного возраста

Духовно-нравственное и гражданское воспитание школьников с ОВЗ (из опыта работы)

Формирование ценностей здорового образа жизни у дошкольников в процессе реализации краткосрочных проектов (из опыта работы)

Задать вопрос