В данной статье рассматриваются основные проблемы социальной адаптации молодежи, меры, принимаемые для их разрешения, риски, характерные для современного российского общества, а также предлагаются новые способы преодоления трудностей при социализации представителей молодежи.
Социальная адаптация в широком смысле является одним из процессов жизнедеятельности индивида, выражающимся во взаимодействии личности с обществом в целях приспособления к условиям социальной среды. В более узком смысле под социальной адаптацией понимается «комплекс мероприятий, направленных на оказание лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации, содействия в реализации их конституционных прав и свобод, а также помощи в трудовом и бытовом устройстве». [1] Являясь важным этапом в жизни каждого члена общества, адаптация в социуме зачастую связана с множеством различных проблем.
Социальная адаптация личности является неизбежным элементом ее становления ввиду того, что человек представляет собой не только биологический организм, но и субъект социальной системы. В процессе адаптации человек сталкивается с необходимостью приспособления к нормам и ценностям конкретной среды, что влечет за собой изменения самой личности. Социальная адаптация выступает важнейшим способом «включения» человека в общества, а также достижения их взаимного удовлетворения. Между тем, рассматриваемый процесс обычно сопровождается конфликтными ситуациями.
Проблемы социальной адаптации впервые возникают в жизни человека с его первыми шагами в обществе (к примеру, уже в детском саду), сопровождают его на протяжении всей жизнедеятельности (адаптация в школьной среде, студенчестве, в рабочем коллективе) вплоть до старости. Несомненно, трудности в адаптации связаны не только с возрастным периодом развития личности, но также зависят от различных событий в жизни человека. Тем не менее, самыми уязвимыми и наиболее часто подвергающимися проблемам адаптации в обществе являются представители молодежи.
В зависимости от причин возникновения проблем социальной адаптации новых членов общества их можно подразделить на естественно-физиологические, психологические, культурные и финансовые. Несмотря на условное разделение категорий таких причин, зачастую они бывают взаимосвязаны и могут возникать как последовательно, так и одновременно.
С проблемами социальной адаптации естественно-физиологического характера представители молодежи впервые сталкиваются в период полового созревания. Рассматриваемый период физиологического развития индивида протекает одновременно с формированием в окружающем его обществе типовых представлений о привлекательности, ставящем перед ним необходимость соответствия таким представлениям для успешной адаптации в данной социальной среде.
Проблемы психологического характера непосредственно связаны с внутренним ощущением гармонии личности с обществом. Уровень доверия к окружающим и чувство единения личности с ними формируются под воздействием множества событий и обстоятельств, контроль за которыми со стороны не всегда возможно осуществить, но является необходимостью в целях смягчения последствий их влияние на психологический комфорт социальной адаптации лица [2].
Культурные проблемы социальной адаптации также являются составляющей современного российского общества ввиду мультикультурной составляющей его представителей и высокой географической мобильности представителей различных регионов Российской Федерации. Многообразие национальных и религиозных традиций в условиях отсутствия просветительской работы в данных направлениях нередко вызывают рост экстремизма и культурной нетерпимости.
Вероятно, наиболее серьезной и самой распространенной проблемой социальной адаптации является финансовое благополучие населения, а также связанные с ним возможности получения необходимого медицинского обслуживания, достойного образования, дальнейшего трудоустройства и иные нужды, без которых жизнь современного человека не представляется возможной. В зависимости от финансовой обеспеченности представителей молодежи, их семей, происходит выбор моделей поведения в обществе и общего развития личности.
На сегодняшний день, к сожалению, работе с социальной адаптацией молодежи в российском обществе уделено чересчур мало внимания. Необходимо отметить, что наибольший акцент в данной сфере сделан на принятие различных мер по обеспечению социальной адаптации молодежи, поведение которых характеризуется делинквентностью. Это объясняется необходимостью декриминализации общественных отношений, установления законности и правопорядка. [3] Однако такие меры связаны с наступлением конкретных событий, то есть предпринимаются после совершения общественно опасных действий как для общества, так и для самого лица. Невозможность преодоления преград в социальной адаптации объясняется именно тем, что меры по их недопущению должны носить превентивный характер, а не приниматься в связи с наступлением негативных последствий от тех или иных событий или действий. Данное обстоятельство диктует необходимость постоянной работы с молодежью специалистами воспитательных, образовательных и иных социальных учреждений, развития программ поддержки молодежи (социальной, научной, спортивной, финансовой), вовлечения молодежи в формирование политических процессов в условиях социально-политических преобразований российского общества, проведения работ в сфере патриотического воспитания, обеспечения молодежи жильем и их трудоустройства [4].
Во-первых, со стороны государства должна быть организована работа по поддержке молодежных общественных объединений (к примеру, спортивных или политических). При этом должна быть принята во внимание необходимость существования таких объединений без наделения их различными «клеймо» по типу свой-чужой.
Во-вторых, сотрудники образовательных учреждений (среднего, профессионального, высшего образования) должны принять на себя обязательства по поддержке в социальной адаптации наиболее чувствительных представителей общества. Вместе с тем выполнение таких функций не должны сопровождаться вмешательством в личную жизнь и пространство, указанием на обязательность тех или иных поведенческих установок для личности.
Кроме того, духовно-нравственное воспитание молодежи должно осуществляться путем привлечения ее представителей к выполнению общественно значимых работ, проведения различного рода мероприятий (круглых столов, конференций, лекций и семинаров) просветительского характера и формирования идей необходимости сохранения, распространения и развития общероссийских норм и ценностей.
Не менее важной является необходимость реформирования системы образования на региональном уровне путем квотирования численности обучающихся по различным образовательным программам в высших учебных заведениях в соответствии со спросом на рынке труда. Таким образом, будет возможно определить наиболее востребованные профессии и обеспечить дальнейшее трудоустройство молодежи.
Более того, важным фактором остается степень обеспеченности и доступности жилья для молодежи. В данном направлении необходимо разработать федеральные программы субсидирования, к примеру, молодых специалистов, молодых семей и других категорий молодежи, на приобретение собственного жилья.
Таким образом, социальная адаптация молодежи является важным процессом в становлении самостоятельной личности. В зависимости от успешности такой адаптации складывается дальнейшая картина установок и моделей поведения личности. В целях предотвращения возможных неблагоприятных вариантов развития личности необходимо предпринимать меры по их недопущению на начальных этапах самостоятельной жизни человека в обществе [5]. Именно путем интеграции личности в обществе и ее обеспечения необходимыми материальными благами возможно сокращение рисков социальной девиации, последствия которой не всегда удается вовремя устранить.
Литература:
- Федеральный закон от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 27.06.2016, N 26 (Часть I), ст. 3851
- Фирсов М. В., Шапиро Б. Ю. Психология социальной работы. —: КноРус, 2016. — 298 с.
- Тавокин, Е. П. Социальная политика: учебное пособие / Е. П. Тавокин. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. — 157 с.
- Самыгин С. И. Социальная политика. Учебник / Наука-Спектр, 2013. — 224 с.
- Печенюк А. М. Теоретические основы профилактики девиантного поведения несовершеннолетних. — Хабаровск, 2000. -175 с.