Стиль достижения профессионализма в системе стилевых проявлений индивидуальности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №29 (215) июль 2018 г.

Дата публикации: 17.07.2018

Статья просмотрена: 372 раза

Библиографическое описание:

Чернышенко, Э. А. Стиль достижения профессионализма в системе стилевых проявлений индивидуальности / Э. А. Чернышенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 29 (215). — С. 138-142. — URL: https://moluch.ru/archive/215/52064/ (дата обращения: 20.12.2024).



В статье рассматриваются проблемы стилевых проявлений индивидуальности человека. Освещаются вопросы профессиональной социализации и профессиональной индивидуализации субъекта труда. Акцентируется внимание на феномене стиля достижения профессионализма как на индивидуально-своеобразном способе организации профессионального развития человека. Автором предложена иерархическая структура детерминаций стиля человека. Дано авторское определение понятия «стиль достижения профессионализма», определены источники его детерминации.

Ключевые слова: индивидуальность, деятельность, профессиональное развитие, профессионализм, стиль, стиль достижения профессионализма.

Средством, с помощью которого человек оптимально приспосабливает свою индивидуальность к деятельностной среде выступает стиль человека, который проявляется, в том числе, и в профессиональной деятельности в форме индивидуального стиля деятельности. На пути к профессионализму в той или иной профессиональной деятельности человек сознательно или неосознанно, но решает проблему формирования и развития своего индивидуального стиля деятельности, который в случае создания благоприятных для его развития условий профессиональной среды, будет детерминирован индивидуальностью человека и требованиями к осуществлению конкретной профессиональной деятельности. При этом становление стиля деятельности и продвижение работников к вершинам профессионализма происходит на фоне индивидуально-своеобразных способов организации профессионального развития, детерминированных индивидуальностью, профессиональной средой и осуществляемой профессиональной деятельностью [1; 3]. В свою очередь, устойчивые индивидуальные различия в способе организации профессионального развития на пути к профессионализму, обусловленные особенностями социализации и индивидуализации личности работника, представляются в виде стилей достижения профессионализма. При этом вопросы детерминаций стиля достижения профессионализма и его места в системе стилевых проявлений индивидуальности человека до сих пор остаются не разработанными.

Работая над проблематикой стилей, А. В. Либин осуществил всесторонний и глубокий анализ результатов исследований в области стилевых проявлений индивидуальности, в результате чего предложил «единую концепцию стиля человека», в рамках которой разработал иерархическую структуру стилей. При этом стиль рассматривается им как один из элементов структуры личности, имеющий тесные связи с другими элементами структуры: темпераментом, характером и способностями. Детерминация всех стилевых проявлений индивидуальности, в соответствии с единой концепцией стиля человека, лежит в пространстве двух полюсов: биологического и социально-психологического [2; 6]. К биологическим детерминантам стиля относятся индивидные характеристики личности, такие как половые и возрастные особенности, а также свойства нервной системы и темперамент, обусловленные врожденными особенностями протекания физиологических процессов. К социально-психологическим — конструкты, являющиеся по своей природе результатом социализации личности человека (характер, способности, направленность и т. д.). Свойствам индивидуальности человека А. В. Либин соотнес иерархию стилевых проявлений, которая характеризуется плотностью связей выделенных стилей с той или иной подструктурой индивидуальности. В результате анализа матрицы интеркорреляций стилевых проявлений с полюсами детерминаций стиля, была выделена иерархическая структура стилей человека, которая представляет собой группировку стилей по фреймам, то есть «обладающих отличительной спецификой минимальным наборам взаимосвязанных признаков» [5, с. 116]. Для стилей нижних фреймов (моторные стили, перцептивные стили, стили операций, стили действий и т. д.) более плотными оказались связи с биологическими детерминантами, а стилевые проявления высших фреймов, как оказалось, «образуют более устойчивые комбинации с характерологическими параметрами, чем с темпераментальными» [5, с. 117]. По мере продвижения в иерархии стилей от стилей нижних фреймов к «стилю жизни», связь стилей с конституциональными детерминантами ослабевает и на первый план выходят социально-психологические детерминанты стилеобразования (Рисунок 1).

В результате выделения иерархической структуры стилей стало возможным сопряжение множества стилевых проявлений со структурой индивидуальности человека.

Для указанных целей предлагается использовать теорию интегральной индивидуальности В. С. Мерлина, в соответствии с которой выделяются три уровня индивидуальности человека: уровень организма, уровень индивидуально-психических свойств и уровень субъекта социальных отношений [4]. Уровень организма характеризуется общесоматическими, биохимическими и нейродинамическими свойствами организма человека. Темперамент представляет собой уровень индивидуально-психических свойств индивидуальности, характеризующий устойчиво повторяющиеся формально-динамические особенности активности человека.

Рис. 1. Формально-динамическая модель индивидуальности (А. В. Либин).

Уровень субъекта социальных отношений выражается в характере, способностях и социальном статусе человека. Характер человека проявляется в его поведении и представляет собой сочетание устойчивых психических особенностей человека, систему его отношений к различным сторонам окружающей действительности. Способности являются результатом развития задатков, они обеспечивают выполнение человеком определенных форм деятельности и освоение им новых знаний, умений и навыков. Социальный статус характеризует человека как представителя социальной группы или социально-исторической общности. Индивидуальность на уровне организма и индивидуально-психических свойств В. С. Мерлин обозначил как «интраиндивидуальность», а уровень субъекта социальных отношений как «метаиндивидуальность». При этом он рассматривает структуру личности с системных позиций, где каждая из выделенных подструктур имеет «много-многозначные» связи с другими подструктурами, которые определяют те или иные психические свойства личности человека как субъекта деятельности. Центральной и системообразующей категорией в теории интегральной индивидуальности является «отношение», через которое выражается любое психическое свойство личности. В свою очередь, такие элементы структуры личности как направленность, способности, характер, саморегуляция представляют собой, по мнению В. С. Мерлина, не разные подсистемы (подструктуры), а разные функции одних и тех же свойств личности, в основе которых лежат отношения человека к объективным сторонам окружающей действительности.

Интегрируя иерархическую структуру стилей и структуру индивидуальности человека, представляется возможным получить целостную картину детерминаций стилевых проявлений индивидуальности (Рисунок 2).

Стиль является одним из компонент структуры индивидуальности человека, интегрируя в себе все его уровни и имея с ними многозначные связи. Стиль выполняет «инструментальную» роль в активности человека, направленной на объекты окружающей действительности, в том числе на самого себя, опосредуя собой взаимодействие всей интегральной совокупности условно выделенных компонент структуры индивидуальности человека с окружающей средой.

Формирование и развитие стиля происходит в процессе социализации и индивидуализации личности человека. Соответственно процесс профессиональной индивидуализации, как обратная сторона профессиональной социализации, направленной на освоение норм и правил осуществления профессиональной деятельности, является источником стиля достижения профессионализма.

В психологии труда и акмеологии профессионализм рассматривается как сложное интегральное психическое образование высшего порядка, как конечный результат профессиональной социализации человека, как венец развития личности профессионала. Следовательно, стиль достижения профессионализма лежит в верхних фреймах стилевых проявлений индивидуальности и представляет собой частное проявление стиля человека, под которым А. В. Либин понимает «устойчивый целостный паттерн индивидуальных проявлений, выражающийся в предпочтении индивидуумом конкретной формы (способа) взаимодействия с физической и социальной средой» [5, с.11].

Развитие личности человека, в соответствии с деятельностным подходом психологии, происходит в результате активного взаимодействия человека с окружающей средой, которую можно условно разделить на предметную и социальную. Человек как субъект деятельности воздействует на окружающую среду и соответственно испытывает воздействие последней на себя, в том числе, воздействие результатов своей деятельности, отраженной в окружающей действительности.

Рис. 2. Детерминации стиля человека.

Под воздействием окружающей среды происходят изменения в форме отражения последней в психике человека, преломляясь сквозь призму его индивидуальности и воздействуя на нее. Следовательно, окружающая человека среда является основной детерминантой формирования и развития его личности. Соответственно профессионализм, как высшее психическое образование, развивается под воздействием профессиональной среды, отражаясь во всех уровнях индивидуальности человека. В свою очередь, стиль достижения профессионализма, как высшее проявление сознательной деятельности человека, детерминируется не только профессиональной средой, но и свойствами индивидуальности на уровне субъекта социальных отношений.

Таким образом, стиль достижения профессионализма представляет собой индивидуальный способ развития высших психических свойств личности человека, на основе развития совокупности профессионально ориентированных его характеристик (психологических, физиологических, поведенческих, рабочих) и обеспечивающих функцию регуляции, становления и совершенствования субъекта труда. Стиль достижения профессионализма имеет наиболее плотные связи со свойствами индивидуальности на уровне субъекта социальных отношений и в первую очередь с характерологическими особенностями личности человека, определяющих специфику его поведения в профессиональной среде. Следовательно, под стилем достижения профессионализма следует понимать индивидуально-своеобразный способ организации субъектом труда своего профессионального развития, детерминированный профессиональной средой и свойствами индивидуальности на уровне субъекта социальных отношений, направленный на высокую эффективность выполнения конкретной профессиональной деятельности, проявляющийся в устойчивых социально-психологических и индивидуально-психологических особенностях профессионального поведения.

Литература:

  1. Климов, Е. А. Пути в профессионализм (Психологический анализ): учебное пособие. — М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. — 320 с.
  2. Либин А. В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. — М.: Смысл, 1999. — 532 с.
  3. Маркова, А. К. Психология профессионализма. — М.: Знание, 1996. — 308 с.
  4. Мерлин В. С. Психология индивидуальности / Под ред. Е. А. Климова. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 448 с.
  5. Стиль человека: психологический анализ / Под. ред. А. В. Либина. — М: Смысл, 1998. — 310 с.
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная среда, стиль достижения профессионализма, уровень субъекта, окружающая действительность, окружающая среда, профессиональная деятельность, профессиональное развитие, стилевое проявление индивидуальности, иерархическая структура стилей, индивидуально-своеобразный способ организации.


Ключевые слова

деятельность, профессионализм, индивидуальность, стиль, профессиональное развитие, стиль достижения профессионализма

Похожие статьи

Сущность и содержание понятия «профессионально-творческий потенциал»

В данной статье представлены сущностные аспекты формирования понятия «профессионально-творческий потенциал» как одного из приоритетных направлений современного образования. Статья посвящена исследованию понятия как объекта феноменологического анализа...

Стиль педагогического общения и проблемы его классификации

В статье рассмотрено понятие «педагогическое общение» как коммуникативный феномен; проанализированы различные стили педагогического общения: авторитарный, либеральный и демократичный. Дана характеристика психолого-педагогической специфики разных стил...

Теоретическая модель профессиональной успешности в аспекте модуса личностного бытия

В статье описана теоретическая модель личностной профессиональной успешности менеджеров по продажам. Концептуализовано понятие модуса личностного бытия, раскрыты структурные компоненты профессиональной успешности в аспекте экзистенциально-гуманистиче...

Роль иноязычной подготовки в профессиональном становлении студентов инженерно-технического вуза

В статье рассматриваются особенности обучения иностранному языку бакалавров техники и технологий, моделируемой с учетом требований, предъявляемых профессиональным сообществом к качеству подготовки современного инженера. Исследуется сущность профессио...

Профессиональная социализация будущих специалистов социальной сферы в вузе

В статье рассматривается проблема профессиональной социализации будущих специалистов социальной сферы в вузе. Автор подчёркивает важность формирования профессиональной культуры в процессе реализации институционального механизма социализации и приобще...

Педагогические подходы к выявлению сущности и механизма реализации воспитания и обучения студентов

В статье представлен анализ педагогических подходов к выявлению сущности и механизма реализации воспитания и обучения студентов. В качестве одного из важнейших воспитательных принципов рассматривается учет индивидуальных особенностей студентов. Особо...

Формирование профессиональных компетенций у будущих педагогов-психологов

В статье рассмотрены место и роль профессиональных навыков будущих специалистов. На основе анализа научной литературы, раскрывается смысл понятия «профессиональная компетентность личности». Характеризируются основные структурные элементы профессионал...

Профессиональные характеристики личности педагога

Личность педагога — это личность носителя культуры и её творца, наследника и основателя мирового педагогического опыта. Современный учитель — это творческая индивидуальность, владеющая критическим мышлением. Цель данной статьи заключается в рассмотре...

Рефлексия современного учителя

В статье рассматривается роль рефлексивных умений в структуре общепрофессиональных умений учителя. Автором рассмотрены такие понятия как «профессиональная самоидентификация», «профессиональное самосознание», «профессиональное самоуважение». Дан анали...

Развитие профессиональных качеств будущих учителей в процессе изучения педагогических дисциплин

В статье анализируется процесс развития профессионально важных качеств будущих учителей. Дается характеристика компонентов структуры их формирования в процессе преподавания педагогических дисциплин, обосновывается их взаимосвязь и взаимообусловленнос...

Похожие статьи

Сущность и содержание понятия «профессионально-творческий потенциал»

В данной статье представлены сущностные аспекты формирования понятия «профессионально-творческий потенциал» как одного из приоритетных направлений современного образования. Статья посвящена исследованию понятия как объекта феноменологического анализа...

Стиль педагогического общения и проблемы его классификации

В статье рассмотрено понятие «педагогическое общение» как коммуникативный феномен; проанализированы различные стили педагогического общения: авторитарный, либеральный и демократичный. Дана характеристика психолого-педагогической специфики разных стил...

Теоретическая модель профессиональной успешности в аспекте модуса личностного бытия

В статье описана теоретическая модель личностной профессиональной успешности менеджеров по продажам. Концептуализовано понятие модуса личностного бытия, раскрыты структурные компоненты профессиональной успешности в аспекте экзистенциально-гуманистиче...

Роль иноязычной подготовки в профессиональном становлении студентов инженерно-технического вуза

В статье рассматриваются особенности обучения иностранному языку бакалавров техники и технологий, моделируемой с учетом требований, предъявляемых профессиональным сообществом к качеству подготовки современного инженера. Исследуется сущность профессио...

Профессиональная социализация будущих специалистов социальной сферы в вузе

В статье рассматривается проблема профессиональной социализации будущих специалистов социальной сферы в вузе. Автор подчёркивает важность формирования профессиональной культуры в процессе реализации институционального механизма социализации и приобще...

Педагогические подходы к выявлению сущности и механизма реализации воспитания и обучения студентов

В статье представлен анализ педагогических подходов к выявлению сущности и механизма реализации воспитания и обучения студентов. В качестве одного из важнейших воспитательных принципов рассматривается учет индивидуальных особенностей студентов. Особо...

Формирование профессиональных компетенций у будущих педагогов-психологов

В статье рассмотрены место и роль профессиональных навыков будущих специалистов. На основе анализа научной литературы, раскрывается смысл понятия «профессиональная компетентность личности». Характеризируются основные структурные элементы профессионал...

Профессиональные характеристики личности педагога

Личность педагога — это личность носителя культуры и её творца, наследника и основателя мирового педагогического опыта. Современный учитель — это творческая индивидуальность, владеющая критическим мышлением. Цель данной статьи заключается в рассмотре...

Рефлексия современного учителя

В статье рассматривается роль рефлексивных умений в структуре общепрофессиональных умений учителя. Автором рассмотрены такие понятия как «профессиональная самоидентификация», «профессиональное самосознание», «профессиональное самоуважение». Дан анали...

Развитие профессиональных качеств будущих учителей в процессе изучения педагогических дисциплин

В статье анализируется процесс развития профессионально важных качеств будущих учителей. Дается характеристика компонентов структуры их формирования в процессе преподавания педагогических дисциплин, обосновывается их взаимосвязь и взаимообусловленнос...

Задать вопрос