В статье рассматриваются основные концепции, лежащие в основе наиболее известных количественных моделей устойчивого роста, исследуются совокупность критериев, оказывающих влияние на устойчивый рост, а также обобщаются принципы выбора критериев при моделировании устойчивого роста предприятий.
Ключевые слова: денежный, исследования, критерий, модель, операциональность, показатель, поток, предприятие, прибыль, принцип, рост, свойство, устойчивость, фирма, экономический, эффект.
За последние несколько десятилетий исследования, посвященные экономическому росту, пользуются повышенным вниманием со стороны ученых и разработчиков экономической политики по всему миру по причинам высокой волатильности рынков, диверсификацией привлекательности отдельных потребительских сегментов, расширением цифровой трансформации экономик и т. п.
Отдельное направление теоретических и эмпирических исследований, по праву считающихся наиболее продолжительным с точки зрения временного охвата, посвящено изучению роста компаний. Как и в любой проблемной области мнения относительно природы экономического роста компаний носят полярный характер, также различны и акценты этих исследований. Достаточно часто экономический рост компаний исследуются с позиций жизненного цикла, или взаимосвязи темпов роста и размера компании. Классическая теория постулирует об эффективных границах фирмы (Р. Коуз), в то же время многочисленные эмпирические исследования приводят к выводу о том, что за последние полвека темпы роста корпораций имеют, в целом, весьма случайный характер. Другими словами, подтверждается предположение о стохастическом характере темпов роста компаний, более известное как закон Гибрета (Gibrat’s law).
Несомненно, вклад классической экономической теории, бихевиористов, теории стохастического роста и модели обучения помогают понять причины и последствия роста фирмы.
Цель данной статьи заключается в выборе критериев при моделировании устойчивого роста компании, которая будет реализована через обобщение концепций, лежащих в основе количественных моделей роста.
Экономический подъем компании является неизбежной стадией ее развития. Более того, стабильный рост является одной из основных целей для бизнеса. Под экономическим ростом, обычно, подразумевают повышение во времени объемных критериев деятельности, таких как выручка от продаж продукции, совокупные активы, собственный капитал, прибыль и другие.
Деятельность компании сопровождается стабильными изменениями объемных критериев, таких как прибыль, продажа и объемы производства, численность сотрудников, размер активов, которые являются результатом не только субъективных, но и объективных причин: конкуренции, цикличности, некоторых изменений во внешней среде.
Повышение объемных критериев во времени полностью характеризует устойчивый рост компании, и он имеет место тогда, когда будет стабильно соблюдаться взаимосвязанный рост разных объемных показателей. Следовательно, экономический рост — это некая интегральная характеристика деятельности компании, которая обязана оцениваться адекватной системой показателей.
Для формирования модели устойчивого роста предприятия и эффективного управления им, рассмотрим главные свойства, которыми обязана обладать искомая модель.
В основание моделирования роста бизнеса обязан лечь фундаментальный принцип действующего предприятия. С позиции действующей компании основная роль принадлежит анализу динамики дохода, выручки, активов и производительности. Значения данных критериев разрешают установить вероятные «точки роста» и, как итог, направления главных усилий менеджмента.
Второе свойство — принцип содержательного соответствия управляющего влияния управляемому процессу. Аналитические правила и способы исследования роста компании неким образом подчинены управляемому процессу, то есть управлению самим ростом. Данный принцип вытекает из надобности практического применения данных анализа для моделирования роста компании, формирования конкретных мероприятий и полного обоснования и корректировки управленческих решений.
Следующее свойство — информативность. Информация, которая используется в моделировании роста бизнеса, обязана реально и полно отражать хозяйственные ситуации, а ее результаты должны обосновываться точными аналитическими расчетами.
Также нужно отметить свойство общности методики, которое используется для анализа итогов деятельности. Методика обязана подходить к широкому кругу компаний, независимо от объемов, масштабов деятельности и других схожих факторов.
Свойство операциональности означает, что управление обязано решать задачи, ради которых оно и было создано, то есть обеспечивать устойчивый рост фирмы.
Также довольно важным свойством является свойство методической простоты. Из возможных подходов к моделированию устойчивого роста выбирают наипростейший, но не в ущерб вышеперечисленным принципам. Подход обязан быть рассчитан на среднестатистическую отечественную компанию, а значит не требовать значительных финансовых, информационных и интеллектуальных затрат и легко приспосабливаться к определенным хозяйственным условиям.
Последующие два очень важных принципа, без которых невозможно учесть разнообразие характеристик стабильного роста — это динамическая соподчиненность и сопоставимость критериев. Данные свойства означают, что разнородные, на первый взгляд, критерии могут сопоставляться и сравниваться, если рассматривать их изменения в динамике.
Классические модели роста компании как главного критерия роста рассматривают максимизацию прибыли компании. Предполагается, что максимизация прибыли некоторых хозяйствующих субъектов ведет к максимальному повышению всего общественного благосостояния. Максимизация прибыли вероятна, так как с повышением объемов производства уменьшаются удельные затраты, что приводит к росту прибыли. Рост компании ассоциируют с повышением объемов реализации. Взвешенная финансовая политика нуждается в поддержке значений трех основных критериев на оптимальном уровне: коэффициент задолженности, коэффициент сохранения прибыли и коэффициент текущей ликвидности. Сочетание данных параметров обеспечивает компании сбалансированный рост. Эту модель называют моделью сбалансированного роста Марриса. Он полагал, что повышение прибыли и продаж — это конкурирующие задачи, и что компании не могут добиться наибольшего роста и максимальной прибыли в одно время. А также что рост компании производится через внедрение новых продуктов.
Анализ классических моделей для устойчивого роста компании, который основан на максимизации некоторых объемных показателей, обнаружил, что:
‒ максимум на одном интервале времени не обязательно достижим и на другом;
‒ максимум также достигается при имеющихся ограничениях параметров функции, изменяющихся в динамике, что приведет к изменению наибольшего его значения;
‒ получение выгоды сопровождается высоким уровнем риска, в силу которого нельзя избежать ухудшения итогов деятельности компании;
‒ неясно, как установить наименьший уровень прибыли, устраивающий заинтересованные стороны.
Как итог, нужна модель, которая основана на так называемой «мягкой оптимизации».
Вышерассмотренные модели в конечном результате изменились в модели достижимого роста. Они являют собой зависимость между мерой роста и разными характеристиками финансовой деятельности, такими как: прибыль, объем дивидендов и инвестиций, левериджем (соотношением вложений капитала в ценные бумаги с фиксированным и нефиксированным доходом), объемов продаж и другие. Здесь необходимо отметить работу Р. С. Хиггинса. Он указывал, что достижения вероятного темпа роста полностью зависят от используемой финансовой политики. Более того, правильно скорректировав финансовую политику, можно добиться нужного темпа роста. Эта концепция приобрела название «A Model Of Optimal Growth Strategy» («Модель обеспечения устойчивого роста фирмы»). Классический вариант модели экономического роста Хиггинса выглядит так:
(1)
где:
ΔB — вероятный темп прироста объемов реализации продукции, который не нарушает финансового равновесия компании, %;
ПЧ — размер чистой прибыли компании;
— коэффициент капитализации чистой прибыли;
RЧ — чистая рентабельность;
А — стоимость активов компании;
D — коэффициент оборачиваемости активов, в оборотах;
B — объем реализации продукции (выручка);
СК — сумма собственного капитала компании.
Следовательно, модели желаемого роста также обладают своими ограничениями — они сформированы на прогнозе значений определенных показателей. Соответственно, любые отклонения реальности от прогноза приводят к тому, что модель работает некорректно. Кроме этого, информация модели не разрешает обнаружить и ранжировать главные проблемы в управлении ростом, и как итог, сформировать мероприятия по их устранению.
Нынешние концепции экономического роста компании, как критерии устойчивого роста, рассматривают не объемы реализации, активов или прибыли, а экономическую добавленную стоимость.
Экономическая добавленная стоимость (EVA) — показатель экономической прибыли предприятия после выплаты всех налогов и платы за весь инвестированный в предприятие капитал.
Она рассчитывается по такой формуле:
(2)
где:
IC — инвестированный капитал;
ROIC– прибыльность инвестированного капитала;
WACC — средневзвешенная стоимость капитала.
Можно сказать, что EVA являет собой остаточную прибыль, которая осталась после затрат на обслуживание общего капитала.
Чистый денежный поток и экономическая добавленная стоимость не могут выступать единственными и полноценными показателями устойчивого роста. Имеются трудности с их измерением, они требуют сопоставления и соотнесения в динамике разных критериев, которые характеризуют разные стороны хозяйственной деятельности.
С развитием стратегической теории компании, приобрели распространение стратегические варианты управления ростом, к примеру, карты роста. Эта концепция указывает на устойчивый рост с повышением прибыли. Колонки в таблице карты роста полностью соответствуют трем горизонтам роста, время достижения которых у каждого предприятия свое. Строки соответствуют «двигателям» роста. Соотнесение горизонтов и двигателей роста дает представление о том, как сделать обеспечение развития предприятия в длительной перспективе.
Моделирование роста на базе карт роста неплохо подходит для обеспечения длительного роста компании: источники роста были разделены на части, а также показано — как и так уже большому предприятию достичь следующей планки роста. Но все же стоит придерживаться немного другого подхода:
- Показатель дохода может рассматриваться как нужный, но не как достаточный критерий роста компании. Его нужно сопоставлять с иными критериями.
- Этот инструментарий подходит больше крупным предприятиям, но большинство составляют небольшие фирмы, поэтому нужен инструментарий, который подходит фирмам различных размеров.
- Использование этой модели нуждается в объективной оценке источников конкурентных преимуществ предприятия, что можно обеспечивать далеко не всегда. Может оказаться, что фирма видит преимущества там, где их вовсе нет.
Устойчивый рост компании обеспечивают её клиенты, как это отмечено авторами критерия чистого индекса промоутеров (Net Promoter Score — NPS).
Полезную прибыль оценивают при помощи этого индекса. Клиенты фирмы подразделяются на три основных категории: промоутеры (приверженцы, пользующиеся услугами фирмы и поощряющие к этому друзей), нейтралы (довольные, но вовсе не проявляющие энтузиазма клиенты, которые могут переметнуться к конкурентам) и противники (полностью неудовлетворенные клиенты, которые, возможно, обижены компанией).
NPS = Доля промоутеров — Доля противников (3)
Измеряют NPS при помощи опросов. Чем больше NPS, тем значительней часть полезной прибыли в общей прибыли компании.
Но трудности измерения NPS полностью сдерживают использование этой модели на практике. Кроме этого, установление NPS трудоемкий процесс, который требует значительных затрат. Из-за этого при формировании модели устойчивого роста используются другие методы.
Подводя итоги, скажем, что устойчивый рост делает компанию инвестиционно-привлекательной, позволяет удовлетворять увеличивающийся спрос на продукцию, является одним из основных критериев изменения ее рыночной стоимости. Это обусловливает надобность адаптации существующих или разработки предприятиями собственных моделей устойчивого роста, отражающим их специфику, адекватных современным условиям и способных обеспечивать положительную экономическую динамику.
При моделирования стабильного экономического роста компании необходимо учитывать такие основные критерии, как: соблюдение принципа действующего предприятия, содержательное соответствие управляющего влияния управляемому процессу, информативность, общность методики построения устойчивого роста, операциональность и методическая простота при построении модели.
Литература:
- Агибалов А. В., Орехов А. А. Оптимизация финансовых ресурсов предприятий аграрной сферы на основе модели устойчивого роста // ФЭС: Финансы. Экономика. — 2012. — № 5. — С. 45–49.
- Гельвидес О. С., Федотова Е. Б. Модели устойчивого экономического компании // Актуальные вопросы современной финансовой науки Материалы заочной всероссийской научно-практической конференции. Кубанский государственный университет; под редакцией А. В. Пенюгаловой. — 2017. — С. 516–519.
- Касаева О. Н. Динамические аналогии и моделирование управления производственным предприятием // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. — 2012. — № 16. — С. 264–268.
- Матяш И. В. Управление устойчивым инвестиционным ростом компании // Финансовая аналитика: проблемы и решения. — 2016. — № 44 (326). — С. 41–51.
- Салун М. Н. Моделирование оптимальных параметров ресурсного потенциала промышленного предприятия // Бизнес информ. — 2012. — № 5. — С. 178–181.
- Якупова Н. М., Яруллина Г. Р. Моделирование устойчивого экономического роста предприятия // Экономические науки. — 2008. — № 49. — С. 140–144.