Группа дневного пребывания в нашем учреждении создана для детей-инвалидов в возрасте от 2-х месяцев до 12 лет, проживающих в семьях. Работает группа в режиме 5-дневной рабочей недели. Работа с воспитанниками обеспечивается тесным взаимодействием специалистов учреждения. При наличии у воспитанников двигательных ограничений, недостаточности произвольной регуляции деятельности, а также в целях повышения родительской компетентности в работе группы принимают участие родители.
Педагогика Марии Монтессори целиком и полностью отвечает требованиям обучения и воспитания детей с различными образовательными возможностями. Применение Монтессори-педагогических принципов и Монтессори-материала позволяют решать задачи коррекционной направленности в отношении детей с нарушениями двигательного и когнитивного развития. Итальянский педагог подчеркивала, что развитие произвольных движений тесно связано с психическим развитием, и называла руку «хватательным органом интеллекта». Сенсомоторная координация движений рук обеспечивается механизмами:
а) Чувствительность пальцев, которая дает возможность приспосабливать форму кисти и силу для наилучшего захвата, адекватных действий с предметами.
б) Зрение помогает оценивать форму, размер, расположение предмета в пространстве, дает возможность планировать их захват и действия с ними.
в) Механизмы регуляции тонуса и силы сокращения мышц позволяют выполнять движения точно и быстро.
г) Двигательная память обеспечивает автоматизацию навыков.
Для развития предметных действий у детей с двигательными нарушениями учитываются степень выраженности и форма двигательных нарушений.
Упражнения подбираются таким образом, чтобы они стимулировали у ребенка дальнейшее желание заниматься. Для этих целей ряд упражнений и материалов адаптируется следующим образом:
‒ уменьшается число предметов, входящих в один комплект;
‒ подбираются предметы из небьющихся материалов;
‒ сыпучий материал крупных размеров;
‒ при действиях предметными орудиями подбираются модели, удобные для захвата и удерживания (утяжеление предмета для уменьшения влияния гиперкинезов, утолщение ручки и т. п.).
Самостоятельным действиям с предметами предшествует демонстрация педагогом способа работы с ними. Это дает ребенку алгоритм действия, вызывает желание повторить его. Дальше ребенок работает самостоятельно в присутствии педагога или с его помощью, которая оказывается дозированно — «настолько мало, насколько это возможно», (например, поддерживая руку ребенка под локоть, под предплечье или кистью). В любом случае ребенку предоставляется возможность участвовать в действии и наблюдать за результатами. Степень самостоятельности ребенка определяется его возможностями. Темп работы и время, необходимое для выполнения упражнения, индивидуальны. Если ребенок достигает результата, хорошо справляется с упражнениями, необходимо вовремя предложить ему вариант усложнения упражнения (сосуды с более узким горлышком, более мелкие материалы, переливание воды через воронку, при помощи резиновой груши, пипетки и т. п.).
Контроль ошибок — обязательный элемент каждого упражнения (пролитая вода, просыпанные зерна и пр.). Ребенку не указывают на его ошибки, а обучают их самостоятельно исправлять.
Требования к коррекционно-развивающей среде:
- Создание свободного доступа ко всем материалам среды, чтобы ребенок мог реализовать свои двигательные возможности (подползти, подъехать на каталке и пр.).
- Материалы располагаются на соответствующих росту детей стеллажах, на подносах с удобными бортами.
- Каждый материал представлен в одном экземпляре и имеет закрепленное за ним место.
- На нижних полках целесообразнее разместить тяжелый материал, на верхних — более легкий.
- Для облегчения переноса детьми материалов можно научить переносить его по частям, пользоваться тележкой.
- Материал должен быть привлекательным, безопасным, полностью укомплектованным.
- При предложении упражнений и при их расположении соблюдается принцип постепенно возрастающей степени сложности.
- Целесообразно модифицировать материал (использовать прищепки со слабыми зажимами, рамки-застежки ограничить 2–3 образцами и т. п.).
Подготовленная среда вгруппе представлена:
1. Зона для установления причинно-следственных связей, развития движений кисти руки иперехода от действия кдеятельности.
Материалы и упражнения:
‒ коробочка с шариком;
‒ коробочка с выдвижным ящичком;
‒ шкафчик с ящичками разных цветов;
‒ коробочка с цилиндрами-вкладышами;
‒ коробочка с вязанным шариком;
‒ диски, кубики на вертикальном штырьке;
‒ пирамидки с кубиками, кольцами;
‒ горизонтальное нанизывание;
‒ нанизывание под прямым углом и серпантин;
‒ коробочка с вязанным мячиком и перекидной крышкой;
‒ коробочка с диском и перекидной крышкой;
‒ поднос с отверстием для вязанного мячика, диска;
‒ скользящие, возвращающиеся кольца;
‒ болты для навинчивания;
‒ соединенные диски;
‒ модуль для развития запястья (движения по проволоке, прорези);
‒ подбор открученных крышек к коробочкам и бутылочкам;
‒ игрушки с резьбовым соединением;
‒ по-разному открывающиеся коробочки с предметами;
‒ вкладывание-вынимание предметов рукой. Усложнение: уменьшение предметов по размеру, менять их форму, увеличивать число;
‒ копилка;
‒ настольные модули с различными видами замков;
‒ кошельки с разными видами застежек;
‒ катушка с веревкой для наматывания;
‒ стучалки-перевертыши.
2. Зона упражнений ссыпучими материалами.
Материалы и упражнения:
‒ сортировка природного материала (разные орехи, каштаны и др.);
‒ пересыпание из кувшина в кувшин, из пиалы в пиалу ложкой;
‒ просеивание фасоли и манки;
‒ миска с фасолью, каштанами и спрятанными в ней мелкими игрушками;
‒ перекладывание предметов ложкой. Первоначально это крупные предметы: деревянные, пластмассовые, каштаны, орехи, шишки. По мере совершенствования мануальных навыков и саморегуляции используется более мелкий материал: фасоль, горох, гречка и т. п.;
‒ перекладывание предметов щипцами, пинцетами;
‒ ящик для рисования на манке и песке;
3. Зона упражнений впрактической жизни.
Здесь расположены материалы, с помощью которых ребенок учится следить за собой, своими вещами и окружающим миром. Он приучается к применению алгоритмов действия, начинает прослеживать конкретные причинно-следственные связи («Если я опрокину кувшин, то прольется вода» и т. п.) При этом совершенствуется координация и точность движений.
Материалы и упражнения:
‒ рамки-застежки (пуговицы, липучки, кнопки, молния и пр.);
‒ работа с солёным тестом;
‒ сметание со стола;
‒ подметание пола;
‒ чистка огурца, моркови безопасным ножом;
‒ подготовительное упражнение к пользованию ножом и вилкой;
‒ разные виды шнуровок;
‒ плетение косички;
‒ складывание салфеток;
‒ полив цветов;
‒ аранжировка цветов;
‒ чистка обуви.
4. Зона упражнений сводой.
Зона упражнений с водой, которые не только развивают координацию и мелкую моторику, но и производят терапевтический эффект: снимают повышенную возбудимость, успокаивают ребенка. Они подготавливают его к упражнениям в практической жизни, формируют предметную деятельность (использование предметов по их функциональному назначению).
Материалы и упражнения:
‒ переливание воды (из сосуда в сосуд, из чайника в чашку, через воронку, резиновой грушей, пипеткой, шприцом, губкой);
‒ вылавливание и перекладывание шариков (ситечком, ложкой с отверстием, пинцетом).
‒ стирка белья;
‒ мытье стола;
‒ клеенчатые фартуки, полотенца для рук;
‒ купание куклы;
‒ взбивание пены.
5. Зона сенсорного развития.
Значительное число упражнений посвящено развитию зрительно-предметного и зрительно-пространственного восприятия.
Материал и упражнения:
‒ цветные кольца на 3-х колышках;
‒ геометрические пазлы;
‒ коробочки с геометрическими телами разного цвета (4 шт) и перекидной крышкой;
‒ розовая башня (5 и 10 шт.);
‒ коричневая лестница (5 и 10 шт.);
‒ красные штанги;
‒ блоки с цилиндрами-вкладышами (5 и 10 шт.);
‒ цветные цилиндры;
‒ блок Сегена с вкладышами разной формы;
‒ доски для ощупывания и шероховатые таблички;
‒ геометрические тела;
‒ конструктивные треугольники;
‒ волшебный мешочек.
6. Педагог (обучающий взрослый).
Частью социальной среды, окружающей ребенка, являются взрослые. Кроме безусловной любви и принятия ребенка таким, какой он есть, взрослый является еще и посредником между ребенком и его окружением. Ребенок много чего хочет, но далеко не всё может сделать сам. «Помоги мне это сделать самому!» — вот чего ждет ребенок от взрослого. В группе ребенку помогает не только воспитатель, но и мама (или другой близкий родственник). Педагог показывает родителям правильный способ работы с материалами, наблюдает за работой мамы и ребенка, помогает в необходимый момент. Мама помогает ребенку выбрать материал, показывает, как правильно работать с ним. Дальнейшая помощь происходит по необходимости.
Полученная положительная динамика в развитии детей подтверждает слова немецкого Монтессори-терапевта Лоре Андерлик: «Ребенок учится через деятельность и опыт, появляющийся в результате этой деятельности…..деятельность и собирание опыта осуществляется через движение…..через деятельность ребенок следует своим основным детским потребностям. Он осваивает свое окружение через движения. Естественные и спонтанные движения в среде формируют душу и разум», — из книги «Путь для всех. Жизнь с Монтессори».
Литература:
- Монтессори М. «Впитывающий разум ребенка». 2-ое издание –СПб.: Благотворительный фонд «Волонтер», 2011 г.-320 с.
- Сорокова М. Г. «Система М. Монтессори: теория и практика: учебное пособие, 6-е издание — М.: Издательский центр «Академия», 2014. — 384 с.
- Андрущенко Н. В. «Монтессори педагогика и Монтессори-терапия», -СПб: Речь, 2010 г. — 316 с.
- Hellbrugge Th. «Grundelemente der socialpadiatrischen entwichlungs rehabilitation» Munchen», 1996 г.
- Anderlik L. «Ein Weg fuer alle! Leben mit Montessori. Montessori-therapie und Heilpaedagogik in der Praxis», Dortmund: Verlag modernes lernen, 1996.