В статье рассматриваются вопросы законодательного регулирования традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера. Выделяются и анализируются основные проблемы и дискуссионные вопросы взаимодействия государства и коренных малочисленных народов Севера в контексте современных экономических условий и процесса глобализации.
Ключевые слова: коренные малочисленные народы Севера, традиционное природопользование, законодательное регулирование, оленеводство, охота.
Данная статья посвящена одной из важных и актуальных проблем — проблеме законодательного регулирования вопроса взаимодействия коренных малочисленных народов Севера (далее по тексту — КМНС) и их жизнедеятельности в целом. Анализируется действующее законодательство в Российской Федерации по регулированию промышленности и природопользования на территориях проживания коренных малочисленных народов Севера.
Российская Федерация относится к многонациональному государству, а происходящие за последние годы изменения в обществе и стране влекут за собой и остроту вопросов правового характера. В 1993 году на конституционном уровне был закреплен статус коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации (ст. 69).
Защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей — это приоритетная политика российского государства, обязанность органов государственной власти. А действующее законодательство о КМНС распространяется и на тех граждан, которые, хотя и не являются КМНС, но постоянно проживают в тех же районах и ведут аналогичный образ жизни в порядке действующих законов субъектов Российской Федерации.
Даже учитывая факт того, что коренные малочисленные народы Севера составляют небольшой процент от общего числа населения России, важно подчеркнуть, что их права оцениваются большим значением в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.
Ведение традиционного хозяйства в современных реалиях для коренных малочисленных народов связано, прежде всего, с обеспечением юридических прав на земли и иные природные ресурсы на территориях традиционного природопользования, а вопрос закрепления таких прав коренных малочисленных народов является одним из основных на сегодняшний день нерешенных не только в Российской Федерации, но и на международной арене.
В современных реалиях по причине ухудшения экономической и экологической ситуаций в Российской Федерации, в особенности в отдельных регионах, в частности Севера, где по сей день ведётся традиционное хозяйство: оленеводство, охотничий и рыбный промыслен, самым важным аспектом выступает законодательное регулирование и его оптимизация в местах проживания коренных малочисленных народов Севера.
В Конституции Российской Федерации правовой статус коренных малочисленных народов определен статьями 9, 69, пункт «М» статьи 72 [1]. Здесь регламентируются права народов в соответствии с принципами и нормами международного права.
Далее подчеркнем, что конституционные положения получили дальнейшее развитие в законодательных актах Российской Федерации. Например: «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» (1999) [2], «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» [3]. Традиционное природопользование коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока урегулировано отдельным Федеральным законом от 07.05.2001 № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», а также положениями отраслевого законодательства, к которым относятся следующие: Земельный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, Воздушный кодекс РФ, Федеральный закон РФ «О животном мире», Федеральный закон РФ «О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов», Федеральный закон РФ «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов» [3]. Отметим, что иные законы включают нормы по социальной защите малочисленных народов. Основная особенность всех вышеперечисленных законов, а также законов, принятых на федеральном и региональном уровнях в 21 веке — это попытка повышения социально — экономического и политического статуса КМНС, направление вектора на разработку новых правовых подходов к адаптации КМНС к современных рыночным реалиям.
Однако такие социально — экономические угрозы как потеря исторических земель, а также территорий традиционного природопользования и мест проживания связаны с несогласованностью действующих на сегодняшний день федеральных законов, бессистемностью законодательной базы.
Существует необходимость выработать совместные решения государственных органов и общин коренных малочисленных народов Севера, чтобы исключить правовые противоречия в решении проблем КМНС. Кроме того, вице-спикер Совета Федерации в 2017 году предложил активизировать работу по разработке изменений в Федеральный закон «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ» и выработать механизмы его реализации.
Территория традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, согласно экономическим показателям и исследованиям имеет сокращенные показатели в связи с расширением деятельности нефтедобывающих предприятий, что можно определить по данным землеотвода, ухудшению экологической ситуации и сдачи в аренду предприятиям рыболовных угодий и оленьих пастбищ [4]. Данный факт сводится к двум основным причинам, к которым относятся:
- Фактор неблагоприятности и нестабильности социально — экономических условий жизни КМНС;
- Массовое сокращение территорий, которые могут быть использованы для развития традиционного природопользования и жизнеобеспечения КМНС, которые в большей части проживают в сельской местности.
Все вышеизложенное актуализирует рассматриваемую нами проблему и немаловажный факт того, что необходимо укреплять социально-экономический потенциал территорий проживания коренных малочисленных народов, но с учетом традиционного образа жизни людей. В качестве примера вице — спикер Совета Федерации, привел деятельность таких крупных компаний как ОАО «ЛУКОЙЛ», ОАО «Газпром» и ОАО «Сургутнефтегаз», которые уже сегодня подписывают соглашения, реализуют многомиллионные программы и благополучно выстраивают отношения с общинами коренных малочисленных народов Севера.
Он подчеркнул, что компания ОАО «ЛУКОЙЛ» строит свою работу с местным населением на принципах сохранения их богатого культурного наследия и традиционного образа жизни. Образцом могут служить Правила поведения работников предприятия и подрядных организаций на территории проживания коренных малочисленных народов, действующих в структурных подразделениях Компании.
В современное время, анализируя всю действующую нормативно — правовую базу федерального уровня, которая, так или иначе, регулирует отношения традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, мы можем выделить следующие подразделы:
— во-первых, это формирование базы льгот и определение приоритетов в местах проживания и их хозяйственной деятельности;
— во-вторых, сформирован и определен правовой режим эксплуатации земли, водных территорий (ресурсов) и лесов;
— в-третьих, определена квота на использование биологических ресурсов.
Безусловным выступает факт того, что традиционное природопользование — это главная база для социально-экономического развития, сфера для сохранения самобытности коренных малочисленных народов Севера. А за последние годы в российском законодательстве права и гарантии коренных малочисленных народов Севера стали попросту «игнорироваться» или же ущемляться при их попытке реализации. Примером может послужить Конституция Республики Саха (Якутия), в которой в статье 11 регламентируются права коренных малочисленных народов в социально — экономическом развитии. Однако на практике отмечается лишь декларативный характер нормы, а положения закона имеют свои противоречия, что связано с причиной игнорирования специфических черт в экономике традиционного природопользования.
Федеральный закон «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» на данный период — это единственный закон для реальной защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных народов, который, по всей видимости, не работает в полной мере [5].
Коренные малочисленные народы Севера в современных экономических условиях, в контексте модернизации природопользования не теряют своей актуальности, при этом, данная социальная группа несмотря ни на что сохраняет свои традиции, весь хозяйственный комплекс, ресурсы, экологическую атмосферу и культуру самобытности. Все вышеизложенное резюмируется тем, что основная жизнедеятельность коренных малочисленных народов Севера по своей сущности обусловлена взаимодействием с природой и тем самым находится в прямой зависимости с их географической средой и народонаселением.
Проблемы традиционного природопользования, связанные с суровыми климатическими условиями, и проблемы демографических процессов очень важны для исследования и прогнозирования будущего коренных малочисленных народов Севера. Существенным условием прогнозирования образа жизни изучаемых народов является исследование влияния на них действующего законодательства РФ. Проблема существования коренных малочисленных народов Севера в современных условиях социально-экономической среды — актуальная проблема современности, анализ и разработка которой имеет большое значение не только для КМНС, но и для нашей страны в целом.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
- Федеральный закон от 30.04.1999 № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» (ред. 27.06.2018) // Собрание законодательства РФ, 03.05.1999, № 18, ст. 2208.
- Анализ федерального законодательства Российской Федерации о правах коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации на предмет соответствия международным стандартам / под ред. А. Е. Постникова, Л. В. Андриченко, Л. Е. Бандорина. М., 2007.
- Андриченко Л. В. Регулирование и защита прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов в Российской Федерации. URL: http://www.dissercat.com/content/regulirovanie-i-zashchita-pravnatsionalnykhmenshinstv-i-korennykhmalochislennykhnarodov (дата обращения: 19.06.2018).
- Константинова Т. Н. Законодательство по регулированию жизнедеятельности коренных малочисленных народов Севера в Якутии: состояние и проблемы // Вопросы современной юриспруденции: сб. ст. по матер. VII междунар. науч.-практ. конф. № 7. — Новосибирск: СибАК, 2011.