Статья посвящена проблеме развития математических представлений у дошкольников. Рассмотрены современные требования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования к математической подготовке дошкольников. Дается сравнительный анализ реализации программы по развитию математических представлений у дошкольников в контрольной и исследуемой группе. Указаны условия оптимального математического развития детей дошкольного возраста, на основе деятельностного и интегративного подходов.
Ключевые слова: математическое представление у дошкольников; познавательные процессы; эксперимент; математические задачи.
Введение. Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста на ознакомительном уровне имеет большую ценность для интенсивного интеллектуального их развития. Источником познания дошкольника является чувственный опыт, диапазон которого зависит от того, насколько хорошо ребенок владеет суммой специальных действий, влияющих на восприятие и мышление. Развитие математических представлений является мощным средством интеллектуального развития дошкольника, его познавательных способностей.
Актуальность исследования на педагогическом уровне вызвана реформированием дошкольного образования на основе взаимодействия рациональной и когнитивной составляющих новой образовательной концепции, которая характеризуется смещением акцентов с социального заказа и требований науки на самореализацию личности ребенка.
Посредством развития математических представлений у дошкольников закладываются предпосылки успешной учебной адаптации.
Исследованию возможностей детей дошкольного возраста, их возрастных особенностей посвятили свои научные труды А. В. Брушлинский, Л. С. Выготский, И. В. Дубровина, А. Н. Колмогоров, B. В. Давыдов, Ю. М. Колягин, С. Л. Рубинштейн и др.
Ими отмечены такие особенности мыслительного процесса у средних и старших дошкольников как гибкость мышления, критичность мышления, умение искать неординарные способы решения познавательной проблемы.
Среди ученых педагогов, которые исследовали и разрабатывали методологию обучения математическим навыкам дошкольников, можно назвать Т. И. Ерофееву [3], А. Белошистую, Н. В. Ломову, З. А. Грачеву, М. А. Габову [2], Махину Н. С. [4] и др.
Развитие математических представлений дошкольников не может быть рассмотрено в отрыве от исследования основных тенденций развития психических познавательных процессов. Поэтому основными ориентирами в решении актуальных проблем развития математических представлений дошкольников являются труды Я. А. Коменского, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинского, Ф. Фребеля и др.
В соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования содержание образовательной деятельности должно обеспечивать развитие первичных представлений детей о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, т. е. сформировать картину Мира. При этом центральное место отводится обогащению сенсорного опыта детей путем ознакомления с цветовой гаммой, величиной, формой, пространством и обучение строится по принципу постепенного движения от конкретному к абстрактному, от чувственного познания у логическому, от практического к теоретическому.
Анализируя исследования В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, делаем вывод, что дошкольный возраст самоценен тем, что он позволяет ребенку осуществлять разные виды свободной деятельности, проявлять инициативу. Развивающие и образовательные задачи в дошкольном возрасте должны решаться в игровой форме, опосредованным образом. Доказано, что такой подход позволяет избежать значительных проблем в будущем школьном обучении детей [5, с.23].
Целью исследование явилось создание педагогических условий для развития математических представлений у дошкольников.
Задачи исследования:
- Разработка программы для развития математических представлений у дошкольников;
- Реализация программы Развития математических представлений у дошкольников в средней и в старшей группе дошкольной образовательной организации;
- Провести сравнительный анализ математических представлений у детей в контрольной и эмпирической группе.
Методика исследования и испытуемые
В исследовании приняли участие дошкольники двух старших и двух средних групп МБДОУ «ЦРР -детский сад № 172» города Воронежа. Разработанную программу развития математических представлений у дошкольников использовали в эмпирических группах. В контрольных группах был проведен мониторинговый срез математических представлений.
Для развития математических представлений у дошкольников воспитателями исследуемых групп были подготовлены математические задания для обучения детей в игровой форме. Например, стихи известных поэтов использовались для построения математической задачи. Некоторые из них.
Средняя группа |
Старшая группа |
Из-за леса, из-за гор Едет дедушка Егор: Сам на лошадке, Жена на коровке... Вопрос: сколько ног шагало по земле? Ответ: 8 ног. |
Лиса по лесу ходила, Громким голосом вопила. Лиса лычки драла, Лиса лапотки плела: Мужу — двое, себе — трое... Вопрос: сколько пар лаптей сплела лиса? А сколько штук? Ответ: 5 пар, 10 штук. |
У Аленки в гостях Два цыпленка в лаптях, Петушок в сапожках, Курочка в сережках, Селезень в кафтане, Утка в сарафане, А корова в юбке, В теплом полушубке. Вопрос: сколько всего гостей было у Аленки. Ответ: 7 гостей |
Дедушка Ежок, Не ходи на бережок Там растаял снежок, Заливает лужок. Ты промочишь ножки, Красные сапожки. Вопрос: сколько сапожек может промочить дедушка Ежок? Ответ: 4 сапога. |
Жили у бабуси Два веселых гуся... Вопрос: сколько крыльев было у гусей? Сколько хвостов? Ответ: 4 крыла, 2 хвоста. |
Ехали медведи На велосипеде... Вопрос: сколько ехало медведей? Ответ: не известно, в стихах о количестве медведей ничего не сказано |
Потеряли котятки На дороге перчатки И в слезах прибежали домой. Вопрос: сколько перчаток потеряли котята? Ответ: неизвестно, т. к. не названо количество котят. |
Дама сдавала в багаж: Диван, чемодан, саквояж, Картину, корзину, картонку И маленькую собачонку. Вопрос: сколько вещей дама сдавала в багаж? Ответ: 6 вещей (1 животное). |
Задача на развитие логического мышления Дети играли в одних трусиках и майках. Вдруг пошел сильный снег. Но дети не замерзли и не промокли. Почему? Ответ: дети играли в комнате. |
Задача на развитие логического мышления По морю плыли две подводные лодки и вдруг они ушли на дно. Сколько подводных лодок было в море? Ответ: 2 подводные лодки, только они ушли на дно. |
Развитие математических представлений и усиление концентрации слухового внимания. Даны три числа 1; 2; 1. От второго числа вычли третье число и прибавили к разности первое число. Вопрос. Назовите сумму. Ответ. 2 |
Развитие математических представлений и усиление концентрации слухового внимания. Назовите первую букву первого весеннего месяца и вторую букву в слове МАМА Ответ: М; А, |
Программа по развитию математических представлений дошкольников содержит методические разработки, направленные на коррекцию и развитие познавательных процессов. Дошкольники с интересом решают лабиринты, картинки «Нелепицы», корректурную пробу «Вычеркни цифру», интерактивные игры «Чего не стало», «Что прибавилось», «Занимательная геометрия», «Считалочка», «Приключения сказочных героев в стране «Математика» и др.
Проведенный эксперимент показал, что систематические занятия по программе развития математических представлений дают хорошие образовательные результаты. Дошкольники средней и старшей группы, которые приняли участие в эксперименте, меньше допускали ошибок при решении контрольных задач. Они быстрее ориентировались в задачах, где требуется логическое и критическое мышление, безошибочно выполняли задачи с условием в косвенной форме, решали головоломки и анаграммы, соответствующие возрастным данным.
Тренируя слуховую память, внимание, восприятие, воспитатель развивает математическое представление. Слуховая память у детей, принявших участие в эксперименте, развита на уровне выше среднего и высоком.
Отмечено, что дети, занимающиеся по программе развития математического представления более успешны в подвижных играх, более сообразительные и ловкие на физкультурно-оздоровительных занятиях с инструктором по физической культуре.
Таким образом, процесс развития математических представлений определяется следующими закономерностями: зависимость проектирования от успешности отражения всех компонентов математического образования; зависимость программы от учета адаптационной функции развития математических представлений.
Из закономерностей процесса планирования и реализации программы развития математических представлений вытекают принципы проектирования математического образования дошкольников, предусмотренного ФГОС ДО: учет этапов развития мышления дошкольников; учет возрастных особенностей; взаимосвязь игровой и познавательной деятельности; учет адекватности и адаптивности программы развития математических представлений дошкольников; преемственность детский сад — школа.
Разработанная программа и предложенная методология ее реализации позволили создать проект математического образования дошкольников. Для этого разработано методическое обеспечение, включающее учебные и методические пособия, примерное содержание мультимедийного обучающего материала, материальное оснащение на прогулочных площадках и в группах образовательной организации.
Анализ результатов экспериментальной работы, качественные и количественные методы диагностики и статистический метод обработки результатов подтвердили эффективность предлагаемой программы развития математических представлений дошкольников.
Литература:
- Вербенец, A. M. Моделирование как средство познания свойств и отношений предметов детьми среднего дошкольного возраста (на математическом содержании) [Текст].: дис.. канд. пед. наук / A. M. Вербенец. — СПб, 2001.-209 с.
- Габова М. А. Математическое развитие детей дошкольного возраста: теория и технологии. [Текст]/ — М.:Директ-Медиа, -2014, 534 с.
- Ерофеева Т. И. Математика для дошкольников. [Текст] / Книга для воспитателя детского сада./ Т. И. Ерофеева, Л. Н. Павлова, В. П. Новикова.-М.; Просвещение, 1992. — 191 с.
- Махина Н. С. Формирование исторических представлений младших школьников о родном крае средствами краеведения. [Текст]/ дисс…к.п.н., 2010 г, -231 с.
- Михайлова З. А., Полякова М. Н., Непомнящая Р. Л., Вербенец А. М. Математическое развитие дошкольников. [Текст] /:СПб., 1998, 184 с.