Маркетинг как инструмент развития предприятия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №29 (215) июль 2018 г.

Дата публикации: 24.07.2018

Статья просмотрена: 1113 раз

Библиографическое описание:

Конева, Е. Ю. Маркетинг как инструмент развития предприятия / Е. Ю. Конева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 29 (215). — С. 67-68. — URL: https://moluch.ru/archive/215/52112/ (дата обращения: 17.10.2024).



Действующим инструментом и фундаментом развития любого предприятия выступает маркетинг, который применяют с целью выработки и принятия предпринимательских решений и играет огромное значение в системе управления, планирования и контроллинга предприятия.

Понятие «маркетинг» происходит от английского «market» — рынок, и в дословно переводится как рыночная деятельность или работа с рынком [1, с. 189]. Однако данное понятие слишком общее и не раскрывает всей сути исследуемого явления. Маркетинг является сложным понятием, так как мировая экономическая литература насчитывает огромное число его определений.

Маркетинг — это один из основополагающих форм деятельности участников рынка; организационная функция и комплекс процессов разработки, продвижения и предоставления товара или услуги покупателям и управление взаимоотношениями с ними с выгодой для предприятия [4, с. 2].

Кроме того, под маркетингом понимают систему инструментов, с помощью которых возможно изменить (совершенствовать, преобразовать) деятельность предприятия, его организационную структуру, процессы для увеличения числа потребителей, роста объемов продаж, и, в конечном итоге, повышения рентабельности бизнеса.

Стратегия развития предприятия, ее политика ценообразования, объемы производства и выпуска продукции, расширение ассортимента — это лишь часть элементов сферы маркетинга. В условиях нестабильности рынка, когда так важно разработать эффективную стратегию развития предприятия, основной упор делается на маркетинговые исследования как на средство диагностики рыночных возможностей и позиций предприятия, ее сильных и слабых сторон.

К отличительной особенности современного понимания маркетинга относят тот факт, что удовлетворение потребностей производится не только при помощи предоставления продукции и услуг, а за счет предложения ценности в виде целого комплекса материальных и эмоциональных выгод для потребителя.

Таким образом, рассмотренные определения позволяют выделить основную цель, которая лежит в основе организации маркетинга как инструмента развития предприятия.

Главная цель маркетинга подразумевает обеспечение для предприятия возможности добиться объема продаж, необходимого ей для получения прибыли и устойчивого финансового состояния. Для этого предприятие осуществляет: анализ потребностей и возможностей рынка и на этой основе вырабатывает соответствующую продуктовую, ценовую, сбытовую и коммуникационную стратегии.

Маркетинг как инструмент развития предприятия направлен на достижение основных задач предприятия за счет максимально эффективного использования ограниченных ресурсов, то есть, в итоге, на обеспечение устойчивости его развития. Устойчивое развитие предприятия — это процесс необратимых закономерных изменений состава его структурных компонентов и связей между ними во времени, которое характеризует его переход к качественно новому, более совершенному состоянию. Возможность осуществления описанных изменений создается, в том числе, за счет инструментов маркетинга, которые задают ориентиры для принятия инвестиционных решений, обеспечивающих получение запланированных экономических, социальных и иных эффектов в будущей перспективе [3, с. 2108].

В основе маркетинга как инструмента развития предприятия должна быть такая его деятельность, которая может превращать рыночные потребности в доходы. В данном аспекте верно определили ученые-маркетологи, что маркетинг начинается задолго до старта производства продукции или оказания услуг, и продолжается после того, как продукция или услуга уже произведены. С этой точки зрения большое значение также имеет то, что деятельность всего персонала предприятия должна быть пронизана идеями маркетинга.

Исследуя положительный опыт передовых фирм, всемерное использование маркетинга внутри предприятий приводит к укреплению ее положения на рынке.

Таким образом, маркетинг представляет собой инструмент устойчивого развития предприятия, философию его деятельности, осуществляемую таким образом, что управление предприятия строится на принципах маркетинга, а сам процесс управления реализуется как система маркетингового управления.

Литература:

  1. Беляевский И. К. Маркетинговое исследование: Учебное пособие, руководство по изучению дисциплины, практикум по курсу, учебная программа / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. — М. 2016, — 414 с.
  2. Егорова Н. М., Логинова Е. Ю., Швайко И. Р. Маркетинг: Конспект лекций. — М.: Изд-во Эскимо, 2015. — 160с.
  3. Зозуля Д. М. Маркетинг как философия преобразования бизнеса // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2014. — Т. 20. — С. 2106–2110. — URL: http://e-koncept.ru/2014/54685.htm.
  4. Тарасов Д. Н. Маркетинг как инструмент повышения эффективности деятельности предприятия // Вестник ИЭАУ. — 2015. — № 8. — С. 10.
Основные термины (генерируются автоматически): инструмент развития предприятия, маркетинг, устойчивое развитие предприятия.


Задать вопрос