Формирующее оценивание как инструмент современного урока истории, обществознания в реализации ФГОС ООО | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №29 (215) июль 2018 г.

Дата публикации: 20.07.2018

Статья просмотрена: 2164 раза

Библиографическое описание:

Гордон, Э. В. Формирующее оценивание как инструмент современного урока истории, обществознания в реализации ФГОС ООО / Э. В. Гордон. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 29 (215). — С. 161-163. — URL: https://moluch.ru/archive/215/52116/ (дата обращения: 19.12.2024).



В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает: во-первых, формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; в-вторых, активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; в-третьих, построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся [8].

С внедрением ФГОС в нашей стране мало-помалу распространяется система формирующего или формативного оценивания.

Формирующее оценивание помогает учителю получить информацию о том, насколько успешно учатся его обучающиеся, чтобы выяснить, достигнуты ли поставленные учебные цели [10]. Педагоги могут на основе полученной обратной связи переориентировать преподавание так, чтобы дети учились более активно и более эффективно.

Что позволяет педагогу в целом формирующее оценивание?

Во-первых, чётко сформулировать образовательный результат, подлежащий формированию и оценке в каждом конкретном случае, и организовать в соответствии с этим свою работу [3, с. 142];

Во-вторых, сделать обучающегося субъектом образовательной и оценочной деятельности [2, с. 34].

При использовании формативного оценивания учителю необходимо знать и эффективно использовать различные техники формативного оценивания. Систематическое и целенаправленное использование данных техник позволит учителю получить качественный результат обучения [4, с. 163].

Учитель, в своей деятельности должен уметь использовать разнообразные техники формативного оценивания [11, с. 67]. Обозначим ниже какие методики применяются мной как учителем на своих занятиях.

«Трехминутная пауза». Я предоставляю обучающимся трёхминутную паузу, которая даёт последним возможность обдумать понятия, идеи урока, связать с предыдущим материалом, знаниями и опытом, а также выяснить непонятные моменты.

Я изменил свое отношение к…

Я узнал больше о…

Я удивился тому, что…

Я почувствовал…

Я относился к…

В моей педагогической практике прочно утвердилось одноминутное эссе. Одноминутное эссе — это техника, которую я использую с целью предоставления учащимся обратной связи о том, что они узнали по теме.

Для написания подобного творческого задания я использую следующие вопросы:

Что самое главное ты узнал сегодня?

Какие вопросы остались для тебя непонятными?

Что я хотел бы узнать?

Проанализировав ответы обучающихся можно сделать выводы о качестве достигнутого детьми результата на уроке. По своей сути это ничто иное, как рефлексия содержания учебного материала [7].

Методика «Составление тестов». Данная методика является универсальной процедурой, которая может использоваться на уроках истории в 5 классах.

Самостоятельное составление тестов — это есть составление текста, который имеет форму вопроса. Для составления теста обучающийся должен выполнить много действий:

‒ очертить для себя границы темы;

‒ вспомнить, что он знает по этой теме;

‒ составить высказывание, касающееся данной темы и имеющее форму вопроса;

‒ спрогнозировать вопрос.

Если учитель дополнительно требует определенную форму составления тестов, то ученик должен переформатировать вопрос, чтобы он соответствовал требованиям учителя (открытый или закрытый вопрос, тест с множеством альтернатив ответов или предполагающий однозначный ответ да/нет и т. п.) [9, с. 16].

Одним из направлений постепенного перехода к системе формирующего оценивания является использование рейтинговой системы оценивания [5, с. 77].

Преимущества рейтинговой системы оценивания для обучающихся:

‒ стремление к получению более высокого балла и продвижению к первому номеру рейтинг-списка;

‒ систематическую и ритмичную учебно-познавательную деятельность;

‒ своевременное выполнение работ, предусмотренных графиком учебного процесса;

‒ систематическое посещение занятий;

‒ творческую активность, научно-исследовательскую деятельность;

‒ возможность просто и регулярно в любой момент времени получить информацию о набранном рейтинге и своих успехах, что позволяет со стороны учащегося управлять учебным процессом по изучению отдельных дисциплин, стремиться достичь лучших результатов в оценке своей деятельности [6, с. 33].

Таким образом, использование отдельных техник формирующего оценивания на уроках истории и обществознания позволит решить ряд проблем, с которыми нередко мы сталкиваемся. Например, проблема справедливости выставленных оценок. Подавляющее большинство учеников должны быть уверены в справедливости выставленных им оценок [12].

Немаловажно и то, что использование формирующего оценивания позволяет постоянно поддерживать обратную связь [9, с. 16], знать на каком уровне обучения находятся мои ученики.

И самое важное: формирующее оценивание является составной частью личностно-ориентированного подхода [11, с. 4]. Это впоследствии должно привести к выводу, что мы идём на урок не для того, чтобы контролировать или показывать детям, чего они не умеют.

Литература:

  1. Бойцова, Е. Г. Формирующее оценивание образовательных результатов учащихся в современной школе [Текст] // Человек и образование. — 2014. — № 1.
  2. Бородкина, Н. В. Формирующее оценивание в школе [Текст]: Учебное пособие / Н. В. Бородкина, О. В. Тихонова. Ярославль, 2015.
  3. Дистанционные образовательные технологии: проектирование и реализация учебных курсов / Лебедева М. Б., Агапонов С. В., Горюнова М. А., Костиков А. Н., Костикова Н. А., Никитина Л. Н., Соколова И. И., Степаненко Е. Б., Фрадкин В. Е., Шилова О. Н. / Под общ. ред. М. Б. Лебедевой. СПб.: БХВ-Петербург, 2010.
  4. Кравцова. И.Л., Пинская, М. А. Критериальное оценивание входит в практику отечественной школы // Народное образование. 2012. № 2.
  5. Красноборова, А. А. Технология критериального оценивания в логике компетентностного и личностно ориентированного подходов // Начальная школа плюс До и После. — 2010. — № 1.
  6. Лебедева, М. Б. Формирующее оценивание: современное понимание // Методические рекомендации по нормам оценивания образовательных результатов по информатике в соответствии с требованиями ФГОС ООО / Сост. Гайсина С. В., Лебедева М. Б., Горюнова М. А. СПб: ГБОУ ДПО ЦПКС СПб «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий», 2005.
  7. Мызникова, М. А. Формирующее оценивание на уроках истории. — [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://ya-uchitel.ru/publ/stati/obuchenie_v_shkole/formirujushhee_ocenivanie_na_urokakh_istorii/15–1-0–4476
  8. Образовательные стандарты. — [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://76202s011.edusite.ru/p75aa1.html
  9. Пинская, М. А. Формирующее оценивание: оценивание в классе [Текст]: учеб. пособие / М. А. Пинская. — М.: Логос, 2010.
  10. Пинская, М. А. Формирующее оценивание: оценивание для обучения. Практическое руководство для учителей. — [Электронный ресурс] / М. А. Пинская. — Режим доступа: https://docplayer.ru/5230-Formiruyushchee-ocenivanie-ocenivanie-dlya-obucheniya.html
  11. Шакиров, Р.Х. и др. Оценивание учебных достижений школьников [Текст] / Шакиров Р. Х., Буркитова А. А. и др. Б.: «Билим», 2012.
  12. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика. Учебное пособие. / Н. П. Локалова. — [Электронный ресурс] — Режим доступа: /http://lib100.com/book/pedagogics/shkolnaya_neuspevaemost
Основные термины (генерируются автоматически): формирующее оценивание, обратная связь, обучающийся, рейтинговая система оценивания, урок истории, учебный процесс, учитель.


Похожие статьи

Практика развития субъекта учебной деятельности в системе развивающего обучения как основа реализации современных образовательных стандартов

Технология педагогического общения как средство формирования универсальных учебных действий при реализации ФГОС ООО (из опыта работы учителя математики)

Становление субъектности учащихся в процессе обучения информатике как средство реализации основной задачи ФГОС

Переговорная площадка как форма организационно-управленческого и методического сопровождения введения Федерального государственного образовательного стандарта

Игровая деятельность как составляющая современного урока, отвечающего требованиям ФГОС (на уроках иностранного языка)

Стратегия и тактика в формировании предметной развивающей среды в ДОО в условиях реализации ФГОС ДО

Использование инноваций и совершенствование учебно-воспитательного процесса в ходе выполнения ФГОС в области дошкольного образования

Проектная деятельность учащихся как технология гарантированного достижения планируемых образовательных результатов в контексте ФГОС начального общего образования

Системно-деятельностный подход в воспитании как основа ФГОС НОО

Методическая работа — ценностное ядро инновационной деятельности в условиях переходного периода к ФГОС нового поколения

Похожие статьи

Практика развития субъекта учебной деятельности в системе развивающего обучения как основа реализации современных образовательных стандартов

Технология педагогического общения как средство формирования универсальных учебных действий при реализации ФГОС ООО (из опыта работы учителя математики)

Становление субъектности учащихся в процессе обучения информатике как средство реализации основной задачи ФГОС

Переговорная площадка как форма организационно-управленческого и методического сопровождения введения Федерального государственного образовательного стандарта

Игровая деятельность как составляющая современного урока, отвечающего требованиям ФГОС (на уроках иностранного языка)

Стратегия и тактика в формировании предметной развивающей среды в ДОО в условиях реализации ФГОС ДО

Использование инноваций и совершенствование учебно-воспитательного процесса в ходе выполнения ФГОС в области дошкольного образования

Проектная деятельность учащихся как технология гарантированного достижения планируемых образовательных результатов в контексте ФГОС начального общего образования

Системно-деятельностный подход в воспитании как основа ФГОС НОО

Методическая работа — ценностное ядро инновационной деятельности в условиях переходного периода к ФГОС нового поколения

Задать вопрос