Создание и использование электронного учебника для уроков информатики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №29 (215) июль 2018 г.

Дата публикации: 21.07.2018

Статья просмотрена: 615 раз

Библиографическое описание:

Базарбоева, Ч. А. Создание и использование электронного учебника для уроков информатики / Ч. А. Базарбоева, Ш. А. Эгамкулов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 29 (215). — С. 143-146. — URL: https://moluch.ru/archive/215/52120/ (дата обращения: 16.11.2024).



Внедрение новейших технологий в образовательный процесс является важным условием интеллектуального развития учеников, учащихся и социально-экономического развития общества. Наша страна в годы независимости достигла в данном направлении больших успехов. Политика нашего государства в области развития информатизации, основополагающие принципы которой определены Президентом Республики Узбекистан, непосредственно направлена на интеграцию нашей страны в мировое информационное пространство. Мощный импульс этому процессу придало постановление главы нашего государства «О мерах по дальнейшему внедрению и развитию современных информационно-коммуникационных технологий» от 21 марта 2012 года. Одной из инновационных методик необходимо указать интерактивное обучение [1].

Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе — один из способов повышения мотивации обучения. ИКТ способствуют развитию творческой личности не только обучающегося, но и учителя. ИКТ помогают реализовать главные человеческие потребности — общение, образование, самореализацию. Внедрение ИКТ в образовательный процесс призвано повысить эффективность проведения уроков, освободить учителя от рутинной работы, усилить привлекательность подачи материала, осуществить дифференциацию видов заданий, а также разнообразить формы обратной связи.

Составной частью работы по разработке и внедрению в учебный процесс компьютерных обучающих средств является методика подготовки и чтения лекций с использованием ИКТ. Основная часть лекции — это изложение материала по вопросам в сопровождении видеодемонстрационных материалов: видеослайдов — фрагментов основных теоретических положений излагаемой темы, таблицы, схемы, диаграммы, графики, математические формулы и модели, подготавливаемые лектором.

Мультимедиа создаёт мультисенсорное обучающее окружение. Привлечение всех органов чувств ведёт к исключительному росту степени усвоения материала по сравнению с традиционными методами. Обучение с использованием аудиовизуальных средств комплексного предъявления информации является наиболее интенсивной формой обучения. Индивидуальная диалоговая коммуникация с помощью видео-, графических, текстовых и музыкально-речевых вставок настолько интенсивна, что максимально облегчает процесс обучения. Решение проблемы соединения потоков информации разной модальности (звук, текст, графика, видео) делает компьютер универсальным обучающим и информационным инструментом по практически любой отрасли знания и человеческой деятельности. И это не случайно, поскольку по данным статистики при аудиовосприятии усваивается только 12 % информации, при визуальном около 25 %, а при аудиовизуальном до 65 % воспринимаемой информации [3].

Основным средством контроля и оценки образовательных результатов обучающихся в ИКТ являются тесты и тестовые задания, позволяющие осуществлять различные виды контроля: промежуточный, текущий и итоговый.

Использование ИКТ открывает дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его «оживлением», возможностью совершать визуальные путешествия, возможностью представить наглядно те явления, которые невозможно продемонстрировать иными способами, позволяют совмещать процедуры контроля и тренинга. Мультимедиа-системы позволяют сделать подачу дидактического материала максимально удобной и наглядной, что стимулирует интерес к обучению и позволяет устранить пробелы в знаниях. Обучаемого легче заинтересовать и обучить, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов, причём на него оказывается не только информационное, но и эмоциональное воздействие.

Возможность современных информационных технологий, рост информационной культуры преподавательских кадров позволяют привлечь к разработке электронного учебника самих педагогов, а потребность обучаемых в учебных материалах нового поколения делает эту сторону профессиональной деятельностью преподавателя просто необходимой. Однако широкое вовлечение педагогов в создание электронного учебника требует разработки определенных технологических принципов, позволяющих и облегчить эту работу, и добиться эффективных результатов.

В проектировании электронного учебника можно выделить следующие основные направления деятельности: идентификацию проблемы, концептуализацию, формализацию, реализацию и тестирование. Идентификация включает определение ролей участников процесса, характеристик решаемых задач, целей и использующихся ресурсов. На этом этапе определяются состав рабочей группы, при необходимости решаются вопросы дополнительной подготовки: для педагогов — в области информационных технологий, для программистов — по вопросам, связанным с особенностями представления дидактических материалов конкретной предметной области [7].

Концептуализация предполагает определение содержания, целей и задач изучения учебной дисциплины, что фиксирует концептуальную основу базы знаний. Педагог определяет — виды информации будут представлены в электронном учебнике (текст, график, анимация, звуковые и видеофрагменты), какие связи должны будут устанавливаться между ними. Например, какое звуковое сопровождение более предпочтительно при проверке знаний, а какие материалы должны быть представлены и в виде статичных графиков с текстовым комментарием, и анимационными роликами.

Формализация предполагает анализ дидактических задач, которые должны решаться путем использования электронного учебника, поиск и формализацию возможных методов их решения на основе модели процесса обучения и характеристик имеющихся данных и технологий, лежащих в основе электронного учебника. На этом этапе изучаются возможные сценарии предъявляемые обучаемым дидактических материалов, принципы оценивания и обратной связи, а затем строятся алгоритмы, по которым будет проходить взаимодействие обучаемых с электронным учебником.

Для создания такого электронного учебника покажем пример выбор и состав данных для создания электронного учебника. Для этого мы должны начать с истории развития ЭВМ. Далее можно использовать аппаратные средства и программные обеспечения компьютера. К аппаратным средствам относятся данные, основные внутренние устройства, внешние устройства, устройства ввода и вывода информации. А к программным обеспечениям относятся данные о понятиях файл, каталог, операционная система, система прикладных программ.

Пользуясь вышеуказанной информацией, можно создать электронный учебник, состоящий из восьми глав [7].

Первая глава называется «История создания компьютера». В ней описываются поколения компьютеров, когда и где были созданы, какими технологиями пользовались, и наконец, современные нынешние компьютеры.

Вторая глава включает в себя пять частей. В первой части дается информация о процессоре и системной плате.

Во второй части дается информация об устройствах ввода и их видах.

В третьей об устройствах вывода и их видах. В четвертом и пятом частях описываются виды памяти, в частности, оперативная память, винчестеры, разные виды дисков и флеш-карты. Третья глава включает в себя информацию о файлах, о системе файлов, а также о работе с файлами и дисками.

Четвертая глава описывает программное обеспечение компьютера. В ней говорится об операционной системе и о прикладном программном обеспечении.

Пятая глава включает в себя полную информацию о графическом интерфейсе операционных систем и приложений.

В шестой главе описывается представление информационного пространства с помощью графического интерфейса.

В седьмой главе дается информация о компьютерных вирусах и антивирусных программах, а также о принципах их работы.

Восьмая глава состоит из трех частей и в ней описывается правовая охрана программ и данных, защита информации.

Первая часть определяет правовую охрану информации.

Вторая часть описывает лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы.

Третья часть дает понятие о защите информации, авторском праве, лицензионных соглашениях, а также о свободно распространяемых программах.

Используя информационные ресурсы сети Интернет можно решить целый ряд дидактических задач, формировать устойчивую мотивацию иноязычной деятельности, развивать мыслительные способности учащихся, обеспечивать занятия новыми, ранее недоступными материалами, приучать учеников к самостоятельной работе с материалами, а также использование интернет ресурсов экономит наше время.

Основными видами сайтов являются онлайновые лекции, интерактивные игры, учебники (в том числе интернет-версии печатных изданий), специализированные веб-каталоги и библиотеки учебных материалов. С помощью Интернета преподаватель может актуализировать учебный материал, найти дополнительную информацию, разместить учебную информацию, а также применить различные формы контроля и самоконтроля. Кроме того, Интернет позволяет преподавателю организовать обратную связь со учениками и осуществлять контакты между разными членами группы.

Исходя из этого, нами разработан электронный учебник, так называемый электронный учебно-методический комплекс по курсу «Информатика» общеобразовательной школы (www.informat6.uz) [8]. В данной работе приводятся методические цели их использования в процессе обучения информатики. Использование электронных образовательных ресурсов на уроках информатики в школе расширяет возможности учителя в устранении пробелов в знаниях у отстающих учащихся. Для передачи, формирования, закрепления и расширения учебных знаний большое значение имеет форма предъявления учебной информации, расширяющейся в условиях использования средств информационных и коммуникационных технологий.

Пользуясь данным электронным учебником, неопытный пользователь может получить достаточные базовые знания для работы с компьютером. Для составления более красочного и понятного в использовании электронного учебника можно использовать различные шрифты и картинки. А также для удобства использования можно использовать гиперссылку для перехода от одной страницы на другую.

Литература:

  1. Базарбоева Ч. А., Тангиров Х. Э. Использование электронных образовательных ресурсов в обучении информатики // Молодой исследователь: вызовы и перспективы.Сборник статей по материалам LXXVIII международной научно-практической конференции. — № 25 (78). — М., Изд. «Интернаука», 2018. — С. 16–19.
  2. Богун В. В. Применение дистанционных учебных проектов при обучении математике // Высшее образование в России. — 2013. — № 5. — С. 114–119.
  3. Дурдиев У. Д. Использование икт в обучении математических дисциплин // Таълим муассасаларида аниқ фанларни ўқитишнинг долзарб муаммолари. Республика илмий-амалий анжумани материаллари. — Бухоро, БухДУ, 2017. — Б. 139–141.
  4. Зайнутдинова, Л. Х. Создание и применение электронных учебников. — Астрахань: ЦНТЭП, 2000.
  5. Краснова Г. А. Технологии создания электронных обучающих средств. — М.: МГИУ, 2003.
  6. Роберт И. В., Панюкова С. В., Кузнецов А. А., Кривцова А. Ю. Информационные и коммуникационные технологии в образовании [Текст]: учебное методическое пособие / — М.: Дрофа, 2008.
  7. Шарофутдинов И. У. Пример проектирования электронного учебника для уроков информатики // Таълим жараёнига ахборот коммуникация технологияларини тадбиқ қилиш муаммолари: Республика илмий-амалий анжумани материаллари. 2-қисм. — Андижон, АнДУ, 2017. — Б. 109–111.
  8. www.informat6.uz — интернет-версия электронного учебника по информатики для 6-х классов.
Основные термины (генерируются автоматически): электронный учебник, глава, обратная связь, часть, защита информации, образовательный процесс, операционная система, программное обеспечение компьютера, учебная информация, учебный процесс.


Задать вопрос