В статье представлены результаты исследования информированности и готовности молодежи войти в состав субъекта общественного контроля и стать наблюдателем на выборах Президента РФ, проходивших в марте 2018 года. Кроме того, автором была рассмотрена поправка в избирательном законодательстве относительно расширения числа субъектов, наделенных правом назначать общественных наблюдателей. На основе анализа результатов проведенного исследования можно сделать вывод, что большая часть молодежи в возрасте от 18 до 30 лет считает институт общественного контроля на выборах в Российской Федерации эффективным, однако, молодые люди не готовы стать наблюдателем по собственной инициативе.
Ключевые слова: общественный контроль, избирательный процесс, молодежь.
Институт общественного контроля представляет собой форму реализации народовластия посредством различных контрольных механизмов, инициируемых общественными институтами за органами государственного и муниципального управления, за отдельными видами юридических лиц, а также за избирательным процессом, обеспечивающимся и охраняемым государством. Более чем двадцатилетняя практика избирательных кампаний в России по выборам в органы государственной власти и местного самоуправления показывает, что на выборах в Российской Федерации частичное нарушение избирательных прав граждан выражается в самом воспрепятствовании реализации избирательных прав граждан, оказании давления на избирателей с целью принудить их к участию в выборах и голосованию за определённых кандидатов (или партии), манипуляциях с результатами голосования на выборах в субъектах Российской Федерации [3]. Такое положение создает возможность нарушения прав участников избирательного процесса, отсутствие четкой регламентации порядка рассмотрения жалоб и обращений участников избирательного процесса избирательными комиссиями подрывает легитимность принимаемых решений.
Поэтому, представляется важным, для предотвращения подобных нарушений, активно задействовать систему общественного контроля в избирательном процессе, так как общественный контроль способен выявить нарушения закона, которые могли бы привести к фальсификации результатов выборов. Общественный контроль — это один из инструментов влияния общества на государство. Понятие общественного контроля нашло свое закрепление в Федеральном законе от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» [2].
В соответствии с ч. 4 ст. 30 ФЗ № 67 от 12.06.2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», правом назначения наблюдателя в день выборов обладают зарегистрированный кандидат, избирательное объединение, выдвинувшее зарегистрированного кандидата, зарегистрированных кандидатов, избирательное объединение, зарегистрировавшее список кандидатов [1]. Иными словами, только непосредственные участники «избирательной гонки». Нововведением президентской предвыборной гонки 2018 года стало расширение числа субъектов, обладающих правом назначения наблюдателей. Так, с этого года субъекты общественного контроля — Общественная палата Российской Федерации, а также Общественные палаты субъектов вправе направлять граждан, обладающих активным избирательным правом, контролировать ход избирательного процесса. Рассматриваемая нами законодательная поправка стала дополнительным импульсом институционализации общественного контроля в сфере выборного процесса, к тому же, увеличила число каналов для участия граждан в избирательном процессе в качестве наблюдателей.
Важным условием социально-экономического и политического развития современной России, её продвижения по пути строительства гражданского общества и правового государства является гражданская ответственность народа и, прежде всего, молодёжи, которой принадлежит будущее нашей страны [4]. Поэтому, представляется важным оценить степень информированности молодежи, как социальной группы с низким уровнем электоральной активности, о внесенном изменении, а также её готовность стать общественным контролером на выборах. В марте 2018 года нами был проведен опрос молодежи от 18 до 30 лет из разных субъектов РФ: Москва, Краснодарский край, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Иваново, Приморский край. Объем выборки составил 50 человек. Женщины и мужчины 63 % и 37 % соответственно. Возрастной состав опрашиваемых: 18–20–36 %, 21–25–52 %, 26–30–12 %. На основании полученных данных можно сделать следующие выводы:
На вопрос: «Как вы относитесь к институту общественного контроля в избирательном процессе РФ?» 66 % респондентов ответили, что считают данный институт эффективным, тогда как 33 % находят его функционирование абсолютно неэффективным. О том, что раньше гражданин мог быть назначен наблюдателем на выборах Президента РФ от зарегистрированного кандидата, а также политической партии, выдвинувшей зарегистрированного кандидата, знал 71 % процент опрошенных, 29 % об этом не слышали. А вот о нововведении, согласно которому наблюдателем за выборным процессом можно стать от Общественной палаты РФ и общественных палат субъектов РФ, 92 % не знало и лишь 8 % слышали об этом в СМИ. Оценивая готовность молодежи стать наблюдателями на выборах, 62 % респондентов готовы стать наблюдателем, если поступит предложение, 36 % не хотели бы принимать участие, лишь 2 % хотели бы стать наблюдателем по собственной инициативе. При этом, на вопрос: «Что потенциально могло бы повлиять на Ваше участие/неучастие в выборном процессе в качестве наблюдателя», 30 % указали на наличие материального поощрения, 33 % сослались на административный ресурс, для 26 % важны нематериальные методы мотивации, 7 % не верят в работу данного института на практике, а 4 % респондента указали данную тему неинтересной для них.
В июне 2018 года было принято решение о том, что опыт президентской кампании по расширению числа общественных наблюдателей будет использован и при проведении выборов депутатов Государственной Думы РФ. Данные изменения вводятся в целях обеспечения единообразия норм законодательства о выборах, закрепляющих гарантии гласности и открытости в деятельности избирательных комиссий.
Таким образом, можно сделать вывод, что большая часть молодежи в возрасте от 18 до 30 лет считает институт общественного контроля на выборах в Российской Федерации эффективным. Значительная часть респондентов была осведомлена о прежних субъектах назначения наблюдателей на выборах Президента РФ, но практически все опрошенные не знали о том, что можно стать наблюдателем от вышеуказанных общественных палат, что говорит о недостаточном распространении данной информации. Данный факт ставит под сомнение эффективность расширения числа субъектов, наделенных правом назначать наблюдателей, к тому же некоторые эксперты настаивают на том, что данная поправка создает лишь «имитационное общественное наблюдение» в виду «низкого доверия граждан к институту общественных палат» [5]. Любопытным остается тот факт, что молодежь готова стать наблюдателем преимущественно не по собственной инициативе, а лишь по приглашению третьих сторон, что в очередной раз говорит о наличии политической пассивности в молодежной среде.
Литература:
1 Федеральный закон РФ от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2002. — № 24. — Ст. 2253.
2 Федеральный закон РФ от 21.07.2014 года № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2014. — № 30 (ч. 1). — Ст. 4213.
3 Красноусов С. Д. Некоторые перспективы развития общественного контроля в избирательном процессе РФ / С. Д. Красноусов // Теория и практика общественного развития. — 2016. — № 10. — С. 317–319.
4 Магадиев М. Ф. Участие российской молодёжи в избирательных процессах как фактор воспитания гражданственности и патриотизма / М. Ф. Магадиев // Коммуникология. — 2017. — № 3. — С. 98–103.
5 На президентских выборах 2018 года появятся общественные наблюдатели // [Электронный ресурс] / Режим доступа: URL: https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2017/11/01/740097-na-prezidentskih-viborah-