Дидактическая игра как средство развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №30 (216) июль 2018 г.

Дата публикации: 24.07.2018

Статья просмотрена: 1963 раза

Библиографическое описание:

Гостар, А. И. Дидактическая игра как средство развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста / А. И. Гостар. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 30 (216). — С. 59-61. — URL: https://moluch.ru/archive/216/52157/ (дата обращения: 16.10.2024).



Общеизвестно, что дидактическая игра представляет собой один из основных видов игровой деятельности детей дошкольного возраста. В педагогической литературе дидактическую игру принято рассматривать как многоплановое педагогическое явление. Эта многоплановость заключается в определении дидактической игры как:

‒ игрового метода обучения дошкольников;

‒ формы обучения;

‒ самостоятельной игровой деятельности дошкольников;

‒ средства воспитания различных качеств личности у дошкольников.

А. К. Бондаренко говорит о том, что существует два аспекта рассмотрения дидактической игры как игрового метода обучения старших дошкольников:

‒ игры-занятия — заключаются в использовании педагогом разнообразных дидактических игр для активизации у детей познавательного интереса, передачи им знаний развития представлений об окружающем, развития игровых навыков;

‒ автодидактические игры — заключаются в использовании педагогом разнообразных дидактических игр для развития у детей умений мыслить, переносить усвоенные знаний в самостоятельную деятельность при решении поставленных задач [4, с. 39].

Анализ педагогической литературы показывает, что исследователи подразделяют все существующие в настоящее время дидактические игры на такие три вида как:

‒ игры с предметами (игрушками, природными материалами);

‒ настольно-печатные игры;

‒ словесные игры.

В качестве основных компонентов в структуре дидактической игры А. К. Бондаренко выделяет:

‒ обучающую, воспитывающую задачу, которая активизирует и определяет игровые действия детей;

‒ игровые правила, которые служат для организации игровых действий детей, формированию у них дисциплинированности, умению подчиняться установленным нормам и правилам, умения проявлять усилия, организовывать взаимодействие со сверстниками, адекватно относиться к оценке со стороны взрослого и сверстников, оценивать свои действия и действия сверстников;

‒ игровые действия, которые направлены на развитие у детей умения успешно решать познавательные и игровые задачи [4, с. 44].

Рассмотрим подходы исследователей к использованию дидактической игры как средства развития самооценки детей старшего дошкольного возраста.

В. Миленко указывает, что дидактические игры будут способствовать развитию самооценки у детей старшего дошкольного возраста, если они будут опираться на уже имеющиеся у детей представленияопостроении игрового сюжета, о разнообразных игровых действиях с предметами [6, с. 121]. То есть, как мы понимаем, автор говорить о том, что у детей должны быть сформированы на достаточном уровне сами игровые навыки, потому что в противном случае, решение задачи развития самооценки в дидактической игре будет осуществляться не в полной мере, и акцент будет стоять на развитии самих игровых навыков. Автор подчеркивает, что необходимым условием развития самооценки старших дошкольников в дидактической игре является умение самостоятельно играть, чтобы взрослый выполнял только координирующую роль.

А. И. Сорокина указывает, что дидактические игры способствуют развитию у старших дошкольников такого важного для развития их самооценки умения как адекватно оценивать собственные знания, и, рационально использовать их в мыслительных операциях в ходе игровой деятельности. Такое умение приводит к тому, что старшие дошкольники могут:

‒ находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира;

‒ сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определённым признакам;

‒ делать выводы;

‒ обобщать [9, с. 79].

Развитию этого умения в дидактической игре способствуют само содержание дидактической игры, способствующее развитию мыслительных операций и самоанализа.

По мнению Е. А. Вяхиревой, важность использования дидактических игр как средства развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста заключается в том, что они способствуют не только расширению и уточнению знаний ребенка об окружающем мире, но и развивают их ощущения, восприятия, как окружающего, так и себя, собственного внутреннего мира [5, с. 102].

Не менее важным в процессе развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста, как считает Г. А. Урунтаева, является и то, что дидактические игры способствуют развитию речи старших дошкольников. В частности, использование дидактических игр в воспитательно-образовательном процессе:

‒ пополняет активный словарь детей;

‒ развивает у них связную речь;

‒ формирует умение понятно для окружающих выражать свои мысли [10, с. 64].

И. В. Дубровина указывает на то, что в ходе формирования данных умений старшие дошкольники в процессе общения по поводу игровой деятельности, начинают осознавать отношение к себе со стороны сверстников, а также собственное отношение к себе, что является очень важным для развития у них адекватной самооценки [8, с. 77].

В. С. Мухина отмечает, что в ходе выполнения условий дидактических игр у старших дошкольников формируется умение поступать в соответствии с установленными правилами, оценивать насколько собственные действия подчинены этим правилам, анализировать свою деятельность и соотносить свои мнения, переживания и действия с мнениями и оценками сверстников-партнеров по игре [7, с. 134].

На это указывает и такой исследователь, как А. В. Антюхина. В частности, автор поясняет, что в ходе дидактических игр, старшие дошкольники получают возможность не только усвоить формы, виды и критерии оценок, но и апробировать их при взаимодействии со сверстниками по поводу игры. Критериями оценок, при этом выступают те параметры, стандарты, в сравнении с которыми оценивается предмет. В качестве критериев могут служить нормы, идеалы, качества других людей, определенные стандарты и др. Те оценки, которые получает старший дошкольник в ходе взаимодействия со сверстниками и взрослым во время выполнения задач той или иной дидактической игры составляют базу для постепенного формирования у него определенных критериев оценки другого, которые он затем переносит и на себя. Этот процесс и порождает развитие у старшего дошкольника самооценки в ходе деятельности самооценивания [2, с. 57].

Итак, можно заключить, что дидактические игры способствуют развитию у старших дошкольников умения оценивать других, на основе чего они также научается правильно оценивать себя.

Также, в ходе решения задач, которые диктует та или иная дидактическая игра, старшие дошкольники учатся более адекватно переживать свои успехи и неудачи в игровой деятельности. Это объясняется тем, что при выполнении дидактической игры старшие дошкольники получают возможность продемонстрировать сверстникам и взрослому свои знания и умения, поэтому стремятся правильно выполнять игровую задачу. Ряд исследователей А. К. Бондаренко, Н. Н. Авдеева отмечает, что особенности организации дидактических игр обеспечивают основные условия развития самооценки у старших дошкольников, способствующие как познанию старшими дошкольниками себя, так и другого человека [1, с. 23, 7, с. 34]. В частности, авторы говорят о том, что в ходе дидактических игр осуществляется общение старших дошкольников с окружающими, а также ребенок осуществляет собственную игровую деятельность, в ходе которой у него формируются представления о принятых правилах и нормах, обусловливающих произвольность поведения, формируются представления о своих возможностях [1, с.23, 7, с.34]. При обмене оценочными воздействиями у старших дошкольников возникает определенное отношение к другим детям и одновременно развивается способность видеть себя их глазами, что стимулирует развитие их самооценки. (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, В. В. Столин, Х. Хекхаузен) [6, с. 49].

Обобщив подходы разных исследователей, наряду с общим пониманием роли дидактической игры в развитии самооценки детей старшего дошкольного возраста, мы смогли выделить педагогические условия, на которые они предлагают опираться (таблица 1).

Таблица 1

Педагогические условия развития самооценки старших дошкольников вдидактической игре

Автор

Педагогическое условие

1

В.Миленко

- Использование дидактических игр со взаимной оценкой результатов игры (рефлексивно-дидактические игры);

— Использование дидактических игр с самооценкой результатов (рефлексивно-дидактические игры);

2

А. К. Бондаренко

- Подбор дидактических игр с разным содержанием, направленным на познание себя и другого человека (словесные игры)

3

Е. А. Вяхирева

- Использование игр соревновательной направленности, групповых дидактических игр

4

С. А. Козлова

- Регулярная смена участников игры, разнообразие контактов детей

5

Г. А. Урунтаева

- Формирование навыков оценки результатов собственной деятельности в соответствии с правилами игры;

— Формирование навыков выражения собственных мыслей и чувств в общении со взрослыми и сверстниками;

Таким образом, анализ педагогической литературы показывает, что дидактические игры являются одним из эффективных средств развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста, поскольку создают благоприятные условия дляпознания детьми себя и другого человека, а также формируют у них умение не только осознавать свои действия, но и оценивать их. Основное внимание при выделении условий проведения дидактических игр, способствующих развитию самооценки детей старшего дошкольного возраста, исследователи выделяют особенностям проведения игры и ее отдельных этапов (рефлексивного), использованию разных видов игр, смене партнеров по игре, формированию умений и навыков оценивания результатов собственной деятельности в соответствии с правилами игры.

Литература:

  1. Авдеева, Н.Н., Силвестру, А.И., Смирнова Е. О. Развитие представлений о самом себе у ребенка от рождения до 7 лет [Текст] / Н. Н. Авдеева, А. И. Силвестру, Е. О. Смирнова // Воспитание, обучение и психологическое развитие. — М., 2003. — 187 с.
  2. Антюхина, А. В. Дидактические игры и их роль в старшем дошкольном возрасте [Текст] / А. В. Антюхина. М., 2005. — 152 с.
  3. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. — М.: Просвещение, 2001. — 64 с.
  4. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду [Текст] / А. К. Бондаренко. М., 2004. — 142 с.
  5. Вяхирева, Е. А. Виды игр и их особенности [Текст] / Е. А. Вяхирева. М., 2004. — 163 с.
  6. Миленко, В. Знакомство с понятием «дидактическая игра» [Текст] / В. Миленко // Дошкольное воспитание. — 2006. — № 11. — С. 121–125.
  7. Мухина, В. С. Детская психология [Текст] / В. С. Мухина / Под ред. Л. А. Венгера М.: Просвещение, 2003. — 272 с.
  8. Практикум по возрастной и педагогической психологии [Текст] / Под редакцией Дубровиной И. В., Даниловой Е. Е. — Москва: Изд. центр «Академия», 2006. — 160 с.
  9. Сорокина, А. И. Дидактические игры в детском саду [Текст] / А.И, Сорокина. М., 2000. — 124 с.
  10. Урунтаева Г. А. Психология дошкольника [Текст]: Учебное пособие. — М.: «Академия», 2001–336 с.
Основные термины (генерируются автоматически): дидактическая игра, игра, старший дошкольный возраст, дошкольник, развитие, игровая деятельность, педагогическая литература, ребенок, умение, собственная деятельность.


Похожие статьи

Дидактическая игра как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство умственного развития детей дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство обучения детей дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство развития экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство развития мышления младших школьников

Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников

Робототехника как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста в ДОО

Использование дидактических игр как средства развития познавательных способностей у детей младшего дошкольного возраста

Похожие статьи

Дидактическая игра как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство умственного развития детей дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство обучения детей дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство развития экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство развития мышления младших школьников

Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников

Робототехника как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста в ДОО

Использование дидактических игр как средства развития познавательных способностей у детей младшего дошкольного возраста

Задать вопрос