Общеизвестно, что дидактическая игра представляет собой один из основных видов игровой деятельности детей дошкольного возраста. В педагогической литературе дидактическую игру принято рассматривать как многоплановое педагогическое явление. Эта многоплановость заключается в определении дидактической игры как:
‒ игрового метода обучения дошкольников;
‒ формы обучения;
‒ самостоятельной игровой деятельности дошкольников;
‒ средства воспитания различных качеств личности у дошкольников.
А. К. Бондаренко говорит о том, что существует два аспекта рассмотрения дидактической игры как игрового метода обучения старших дошкольников:
‒ игры-занятия — заключаются в использовании педагогом разнообразных дидактических игр для активизации у детей познавательного интереса, передачи им знаний развития представлений об окружающем, развития игровых навыков;
‒ автодидактические игры — заключаются в использовании педагогом разнообразных дидактических игр для развития у детей умений мыслить, переносить усвоенные знаний в самостоятельную деятельность при решении поставленных задач [4, с. 39].
Анализ педагогической литературы показывает, что исследователи подразделяют все существующие в настоящее время дидактические игры на такие три вида как:
‒ игры с предметами (игрушками, природными материалами);
‒ настольно-печатные игры;
‒ словесные игры.
В качестве основных компонентов в структуре дидактической игры А. К. Бондаренко выделяет:
‒ обучающую, воспитывающую задачу, которая активизирует и определяет игровые действия детей;
‒ игровые правила, которые служат для организации игровых действий детей, формированию у них дисциплинированности, умению подчиняться установленным нормам и правилам, умения проявлять усилия, организовывать взаимодействие со сверстниками, адекватно относиться к оценке со стороны взрослого и сверстников, оценивать свои действия и действия сверстников;
‒ игровые действия, которые направлены на развитие у детей умения успешно решать познавательные и игровые задачи [4, с. 44].
Рассмотрим подходы исследователей к использованию дидактической игры как средства развития самооценки детей старшего дошкольного возраста.
В. Миленко указывает, что дидактические игры будут способствовать развитию самооценки у детей старшего дошкольного возраста, если они будут опираться на уже имеющиеся у детей представленияопостроении игрового сюжета, о разнообразных игровых действиях с предметами [6, с. 121]. То есть, как мы понимаем, автор говорить о том, что у детей должны быть сформированы на достаточном уровне сами игровые навыки, потому что в противном случае, решение задачи развития самооценки в дидактической игре будет осуществляться не в полной мере, и акцент будет стоять на развитии самих игровых навыков. Автор подчеркивает, что необходимым условием развития самооценки старших дошкольников в дидактической игре является умение самостоятельно играть, чтобы взрослый выполнял только координирующую роль.
А. И. Сорокина указывает, что дидактические игры способствуют развитию у старших дошкольников такого важного для развития их самооценки умения как адекватно оценивать собственные знания, и, рационально использовать их в мыслительных операциях в ходе игровой деятельности. Такое умение приводит к тому, что старшие дошкольники могут:
‒ находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира;
‒ сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определённым признакам;
‒ делать выводы;
‒ обобщать [9, с. 79].
Развитию этого умения в дидактической игре способствуют само содержание дидактической игры, способствующее развитию мыслительных операций и самоанализа.
По мнению Е. А. Вяхиревой, важность использования дидактических игр как средства развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста заключается в том, что они способствуют не только расширению и уточнению знаний ребенка об окружающем мире, но и развивают их ощущения, восприятия, как окружающего, так и себя, собственного внутреннего мира [5, с. 102].
Не менее важным в процессе развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста, как считает Г. А. Урунтаева, является и то, что дидактические игры способствуют развитию речи старших дошкольников. В частности, использование дидактических игр в воспитательно-образовательном процессе:
‒ пополняет активный словарь детей;
‒ развивает у них связную речь;
‒ формирует умение понятно для окружающих выражать свои мысли [10, с. 64].
И. В. Дубровина указывает на то, что в ходе формирования данных умений старшие дошкольники в процессе общения по поводу игровой деятельности, начинают осознавать отношение к себе со стороны сверстников, а также собственное отношение к себе, что является очень важным для развития у них адекватной самооценки [8, с. 77].
В. С. Мухина отмечает, что в ходе выполнения условий дидактических игр у старших дошкольников формируется умение поступать в соответствии с установленными правилами, оценивать насколько собственные действия подчинены этим правилам, анализировать свою деятельность и соотносить свои мнения, переживания и действия с мнениями и оценками сверстников-партнеров по игре [7, с. 134].
На это указывает и такой исследователь, как А. В. Антюхина. В частности, автор поясняет, что в ходе дидактических игр, старшие дошкольники получают возможность не только усвоить формы, виды и критерии оценок, но и апробировать их при взаимодействии со сверстниками по поводу игры. Критериями оценок, при этом выступают те параметры, стандарты, в сравнении с которыми оценивается предмет. В качестве критериев могут служить нормы, идеалы, качества других людей, определенные стандарты и др. Те оценки, которые получает старший дошкольник в ходе взаимодействия со сверстниками и взрослым во время выполнения задач той или иной дидактической игры составляют базу для постепенного формирования у него определенных критериев оценки другого, которые он затем переносит и на себя. Этот процесс и порождает развитие у старшего дошкольника самооценки в ходе деятельности самооценивания [2, с. 57].
Итак, можно заключить, что дидактические игры способствуют развитию у старших дошкольников умения оценивать других, на основе чего они также научается правильно оценивать себя.
Также, в ходе решения задач, которые диктует та или иная дидактическая игра, старшие дошкольники учатся более адекватно переживать свои успехи и неудачи в игровой деятельности. Это объясняется тем, что при выполнении дидактической игры старшие дошкольники получают возможность продемонстрировать сверстникам и взрослому свои знания и умения, поэтому стремятся правильно выполнять игровую задачу. Ряд исследователей А. К. Бондаренко, Н. Н. Авдеева отмечает, что особенности организации дидактических игр обеспечивают основные условия развития самооценки у старших дошкольников, способствующие как познанию старшими дошкольниками себя, так и другого человека [1, с. 23, 7, с. 34]. В частности, авторы говорят о том, что в ходе дидактических игр осуществляется общение старших дошкольников с окружающими, а также ребенок осуществляет собственную игровую деятельность, в ходе которой у него формируются представления о принятых правилах и нормах, обусловливающих произвольность поведения, формируются представления о своих возможностях [1, с.23, 7, с.34]. При обмене оценочными воздействиями у старших дошкольников возникает определенное отношение к другим детям и одновременно развивается способность видеть себя их глазами, что стимулирует развитие их самооценки. (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, В. В. Столин, Х. Хекхаузен) [6, с. 49].
Обобщив подходы разных исследователей, наряду с общим пониманием роли дидактической игры в развитии самооценки детей старшего дошкольного возраста, мы смогли выделить педагогические условия, на которые они предлагают опираться (таблица 1).
Таблица 1
Педагогические условия развития самооценки старших дошкольников вдидактической игре
№ |
Автор |
Педагогическое условие |
1 |
В.Миленко |
- Использование дидактических игр со взаимной оценкой результатов игры (рефлексивно-дидактические игры); — Использование дидактических игр с самооценкой результатов (рефлексивно-дидактические игры); |
2 |
А. К. Бондаренко |
- Подбор дидактических игр с разным содержанием, направленным на познание себя и другого человека (словесные игры) |
3 |
Е. А. Вяхирева |
- Использование игр соревновательной направленности, групповых дидактических игр |
4 |
С. А. Козлова |
- Регулярная смена участников игры, разнообразие контактов детей |
5 |
Г. А. Урунтаева |
- Формирование навыков оценки результатов собственной деятельности в соответствии с правилами игры; — Формирование навыков выражения собственных мыслей и чувств в общении со взрослыми и сверстниками; |
Таким образом, анализ педагогической литературы показывает, что дидактические игры являются одним из эффективных средств развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста, поскольку создают благоприятные условия дляпознания детьми себя и другого человека, а также формируют у них умение не только осознавать свои действия, но и оценивать их. Основное внимание при выделении условий проведения дидактических игр, способствующих развитию самооценки детей старшего дошкольного возраста, исследователи выделяют особенностям проведения игры и ее отдельных этапов (рефлексивного), использованию разных видов игр, смене партнеров по игре, формированию умений и навыков оценивания результатов собственной деятельности в соответствии с правилами игры.
Литература:
- Авдеева, Н.Н., Силвестру, А.И., Смирнова Е. О. Развитие представлений о самом себе у ребенка от рождения до 7 лет [Текст] / Н. Н. Авдеева, А. И. Силвестру, Е. О. Смирнова // Воспитание, обучение и психологическое развитие. — М., 2003. — 187 с.
- Антюхина, А. В. Дидактические игры и их роль в старшем дошкольном возрасте [Текст] / А. В. Антюхина. М., 2005. — 152 с.
- Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. — М.: Просвещение, 2001. — 64 с.
- Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду [Текст] / А. К. Бондаренко. М., 2004. — 142 с.
- Вяхирева, Е. А. Виды игр и их особенности [Текст] / Е. А. Вяхирева. М., 2004. — 163 с.
- Миленко, В. Знакомство с понятием «дидактическая игра» [Текст] / В. Миленко // Дошкольное воспитание. — 2006. — № 11. — С. 121–125.
- Мухина, В. С. Детская психология [Текст] / В. С. Мухина / Под ред. Л. А. Венгера М.: Просвещение, 2003. — 272 с.
- Практикум по возрастной и педагогической психологии [Текст] / Под редакцией Дубровиной И. В., Даниловой Е. Е. — Москва: Изд. центр «Академия», 2006. — 160 с.
- Сорокина, А. И. Дидактические игры в детском саду [Текст] / А.И, Сорокина. М., 2000. — 124 с.
- Урунтаева Г. А. Психология дошкольника [Текст]: Учебное пособие. — М.: «Академия», 2001–336 с.