Статья посвящена обобщению и классификации понятия «информация» как составной части коммуникаций в управленческой деятельности. В статье приведены примеры невербальной коммуникации, а также выделены основные элементы коммуникационных процессов.
Ключевые слова: коммуникации, информация, процесс коммуникации, невербальная коммуникация, коммуникационный процесс.
Сегодня невозможно представить жизнь современного общества вне коммуникаций. Социум наполнен информацией из всевозможных источников: СМИ, книг, Internet. В природе человека заложен обмен информацией. Не случайно крылатой стала фраза: «Кто владеет информацией — тот владеет миром».
Информация имеет несколько классификаций.
- По аспектам управления:
‒ экономическая-представляет собой информацию об общественных процессах и в сфере экономики, представляющие собой основу для учета, контроля и анализа. Отражает процессы производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг.
‒ организационная — содержит сведения, которые необходимы для организации управления компанией.
‒ социальная — содержит в себе данные, которые отражают социальную характеристику трудового коллектива.
‒ научно-техническая — содержит данные, необходимые для технического управления компанией (чертежи, схемы, технические карты оборудования и т. п.).
- По месту образования и направлению информационных потоков различают:
‒ входящую информацию, т. е. это сведения, поступающие в компанию в форме документации.
‒ исходящую информацию т. е. сведения, исходящие из компании.
‒ внешнюю информацию, которая складывается из источников, характеризующих внешнюю среду
‒ внутреннюю информацию, которая образуется внутри компании и используется исключительно в этой компании.
- По назначению:
‒ оперативная информация, которая служит для корректировки деятельности компании;
‒ отчетная информация, которая предназначена для анализа итогов деятельности.
- По возможности применения:
‒ одноцелевая информация, та, которая помогает решить только одну проблему или достичь только одну цель
‒ многоцелевая информация, предназначение которой заключается в решении множества задач.
- По полноте охвата объекта информацию подразделяют на:
‒ частичную, используемую совместно с какой — либо другой информацией;
‒ комплексную, содержащую всесторонние сведения, что позволяет принимать оптимальные решения.
- По степени применения:
‒ универсальная информация, т. е. та, которую используют для решения любых проблем,
‒ функциональная информация, которая подходит для решения родственных проблем,
‒ индивидуализированная информация, т. е. та, которая содержит сведения только о данной проблеме.
- По роли в управлении:
‒ основная информация, необходимая для разработки важных решений,
‒ вспомогательная информация, самостоятельного значения не имеющая.
- По степени значимости информацию делят на важную и желательную, без которой, в крайнем случае, можно обойтись.
Важно отметить, что информация — составная часть такого понятия, как коммуникация.
Под коммуникацией понимают устойчивую связь между участниками процесса, представляющая собой взаимозависимость этапов работы с информацией [1].
Говоря о коммуникации внутри организации, отметим, что руководитель получает какую — либо информацию, влияющую на принятие управленческого решения, на основе коммуникации доводит свое управленческое решение до подчиненных.
Коммуникации внутри трудового коллектива может происходить по вербальной и невербальной форме.
Эффективность взаимодействия, в особенности делового, определяется не только умением понять, что говорит собеседник (вербальная коммуникация), но и умением интерпретировать жесты, взгляды, позы, интонацию оппонента, т. е. так называемую невербальную коммуникацию. Для руководителя проявления невербальной коммуникации являются самым правдивым источником для выбора стратегии с тем или иным подчиненным. Для эффективного руководства важно выстроить успешный коммуникационный процесс не только внутри коллектива, но и за пределами компании.
В коммуникационном процессе выделяют четыре базовых элемента:
1) отправитель — лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и передающее ее;
2) сообщение — информация, закодированная с помощью символов;
3) канал — средство передачи информации;
4) получатель — лицо, которому назначено информацию и которое интерпретирует ее.
Формирование коммуникационных процессов, а также выбор средств и каналов коммуникаций осуществляются на предприятии после проектирования его организационной структуры в соответствии с выбранной сферой деятельности, принятой производственной программой и структурой менеджмента. Коммуникационные решения, содержащие регламент коммуникационных процедур, должны устанавливаться для каждого иерархического уровня менеджмента и доводиться до конкретного должностного лица.
Литература:
- Кнорринг В. И. Теория, практика и искусство управления. Учебник для вузов /В. И. Кнорринг.- М.:- Из-во НОРМА-ИНФРА, 2001.- с. 251
- Алексунин В. А. Маркетинг: Краткий курс. Учебное пособие. 2-е изд. М.: Дашков и Ко, 2006.191 с.
- Виханский О. С. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс/О. С. Виханский, А. И. Наумов. — М., 2005. -561 с.
- Друкер П. Эффективный управляющий/ П. Дукер.- М., 2001, -295 с.