Встатье рассматриваются основные формы и методы повышения правовой культуры для активизации участия молодежи в избирательном процессе. Определены основные проблемы и направления развития действующего законодательства.
Ключевые слова: правовая культура, правовая информация, молодежь, выборы, избиратель.
Правовая культура молодежи напрямую зависит от предоставляемой ей правовой информации. Ее распространение и восприятие напрямую влияет на создание нового правосознания российских граждан, отвечающего стандартам правового государства. Предоставление качественной правовой информации становиться одним из важнейших направлений деятельности в подготовке молодежи к выборам. Это обстоятельство обусловлено тем, что молодежь является основным электоральным резервом общества, так как в настоящее время каждый четвёртый потенциальный избиратель — это человек, возраст которого до 35 лет. По данным ВЦИОМ, доля избирателей 18–34 лет среди населения РФ составляет 25,8 %, 26,5 % — от числа участников выборов. По результатам выборов Президента РФ 18 марта 2018 года молодые избиратели в возрасте 18–34 лет приняли активное участие в голосовании на выборах — явка среди них составила 65,6 %, в то время как явка возрастной группы 35–59 лет — 62,9 %, 60 лет и старше — 63,4 %. [1]. Приведенные статистические данные показывают, что молодежь является активным участником выборного процесса, но вопросы, связанные с повышением правовой культуры молодежи и их участие в избирательном процессе, остаются актуальными.
Целью настоящей статьи является исследование правовых резервов повышения правовой культуры молодежи в избирательном процессе России.
Вопросы повышения правовой культуры молодежи в избирательном процессе в последние десятилетия достаточно освещены в научной литературе. Так, М. Ю. Садырова рассматривая эти вопросы, выделяет две формы повышения правовой культуры молодежи: устную и письменную. Письменная форма, по мнению ученого, выражается с помощью таких методов, как работа с письменными или электронными источниками, устная форма — это то, что люди воспринимают через органы слуха и зрения, когда смотрят телевизор, слушают радио, участвуют во всевозможных обсуждениях и т. д. [2, с. 667].
Д. А. Хачатурян в качестве основных форм повышения правовой культуры молодежи России в избирательном процессе называет окружающую среду, семью, школу и высшие учебные заведения, волонтерство, СМИ, партии и общественные движения [3, с. 182].
Дадим каждой из этих форм более подробную характеристику.
1) Привлечение молодежи к участию в выборах через окружающую среду.
Здесь имеется ввиду культивирование важности участия в выборах через семью и лидеров общественного мнения в молодёжной среде.
В каждой семье есть собственные правила, которым условно подчинены все члены семьи. Если родители поддерживают в семье дискуссии о выборах, политической ситуации в стране, ходят на выборы, то и дети уже с детства знают, что им следует исполнять свой долг перед государством. Привитое в семье правильное электоральное поведение поддерживается во всей последующей жизни гражданина.
Лидеры общественного мнения в молодёжной среде могут быть как в официальных группах (например, капитан спортивной команды, староста в классе и пр.), так и не официальных (например, лидер дворовой команды по игре в футбол). Приоритетное направление, в котором должны работать органы власти — это выявление лидеров и активная работа с ними. В качестве примера, возможно, привести Решение Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию от 19 февраля 2018 года № 3.7–23/398 «О Конкурсе на выявление общественных лидеров на сельских территориях среди молодежи, проводимом Общероссийской молодежной общественной организацией «Российский союз сельской молодежи» в 2018 году» [4]. Одним из условий конкурса является активное участие общественного лидера в правовой жизни села и повышении правовой культуры односельчан.
2) Привлечение молодежи к участию в выборах через учебные заведения.
Миссия современной школы давно вышла за рамки только обучения, современный выпускник — это образованный социально-адаптированный молодой человек, как того требует социально-экономическая ситуация в нашем обществе. Важную роль в его становлении как гражданина играет школьное самоуправление. Оно может иметь разные названия и формы: школьный парламент, ученический совет, органы самоуправления и прочее и представляет собой мини-модель взрослой, реальной ситуации в сфере управления и деловых взаимоотношений. Получив опыт работы в структуре школьного парламента, выйдя из стен школы, выпускник может применить свои знания и навыки в разных видах деятельности. С помощью ученического самоуправления создаются условия, способствующие непрерывному личностному росту каждого ученика, дают ему возможность раскрыть и реализовать организаторские и творческие способности, ощутить свою значимость и причастность к решению вопросов и проблем коллектива.
Как одна из форм работы с учащимися на перспективу — школы юных избирателей. В качестве примера можно привести опыт проведения республиканской летней школы юных избирателей Республики Хакасии «Право выбора», решение о проведении которой принято Постановлением Избирательной комиссии Республики Хакасии от 10 мая 2018 года № 48/332–7 [5].Школа проводится с целью формирования гражданско-правовых, политических и электоральных компетенций у школьников.
Приведенные выше примеры показывают, что в процесс повышения избирательной культуры, в таком случае задействованы лишь часть будущих избирателей. Но целью государства является включение в этот процесс всей молодежи. Это подтверждается и в Постановлении ЦИК России от 12.03.2014 № 221/1429–6 (с изм. от 07.10.2015) «О Молодежной электоральной концепции» [6]. В концепции говорится об обучении будущих избирателей следующее: «Правовое просвещение необходимо начинать со школьной скамьи. Важная роль в формировании правового сознания молодежи принадлежит образовательным организациям, осуществляющим деятельность по программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования. В первую очередь в школах обучающиеся должны получать основу правовых знаний и навыков в урегулировании конфликтных ситуаций. Систематическое правовое просвещение предполагает получение в рамках общественных дисциплин знаний о государственном устройстве страны, истории его развития, системе выборов, правах и обязанностях гражданина. Очевидно, что изучение учебного курса «Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации» способствует, в частности, повышению последующей электоральной активности молодежи и развитию институтов гражданского общества в целом…». [7].
Но на практике анализируя Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [8] и Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» [9]отмечаем, что в стандартах не предусмотрены специализированные занятия, касающиеся повышения правовой культуры будущих избирателей. Не предусмотрены эти занятия и в низшем звене профессионального образования (лицеях, колледжах и пр. учебных заведениях), что подтверждается Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования. Схожая ситуация наблюдается и при рассмотрении Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по направлениям подготовки бакалавриата и специалиста.
На практике на всех ступенях обучения тема выборов рассматривается в рамках дисциплин обществознания (9–11 классы) и права (профессиональное и высшее образование) и посвящено этой теме минимальное количество часов. Исключение составляет специализированные направления обучения (например, государственное и муниципальное управление, юриспруденция и пр.).
В рамках данного исследования предлагается внести коррективы и изменения в действующие нормативно-правовые акты и ввести в школеуроки по курсу «Основы избирательного права». Для реализации этой рекомендации необходимо совершенствовать на уровне Российской Федерации два нормативно-правовых акта: Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [8]; Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» [9]. Следуя предложенной схеме необходимо внести соответствующие изменения в Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования и Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлениям подготовки бакалавриата и специалиста.
3) Привлечение молодежи к участию в выборах через СМИ.
Для повышения электоральной активности молодежи необходимо сформировать положительный «образ» политики в молодежной среде, дать соответствующую эмоциональную окраску наладить процесс формирования осознанного отношения к выборам у каждого молодого человека. Агитация к выборам через СМИ очень многообразна. Роль СМИ состоит в информировании граждан о предвыборной компании, о ситуации в голосовании, рейтингах.
В последние годы достаточно часто в период предвыборной компании СМИ освещается проведение мероприятий, круглых столов и форумов инициаторами которых выступают общественные объединения молодежи. Например, 12 марта 2018 года в Челябинском институте путей сообщения УрГУПС состоялся круглый стол с участием студенческой молодежи, в ходе которого обсуждались вопросы электоральной активности молодежи. Для обсуждения были предложены следующие вопросы: Почему нужно голосовать? Что необходимо сделать, чтобы привлечь молодых избирателей к участию в выборах? В ходе обсуждения участники пришли к выводу, что повышение электоральной активности состоит в том, чтобы увязать избирательный процесс с решением социальных и идеологических проблем молодежи. «Мы имеем право выбирать, мы должны выбирать! Мы полны сил, энергии, инициативности и будем принимать активное участие в политической жизни страны!» — к такому мнению пришли участники круглого стола [10].
4) Привлечение молодежи к участию в выборах через социальные сети.
Современный уровень развития информационных технологий позволяет использовать новые средства массовой коммуникации для проведения предвыборной агитации и привлечения молодежи к выборам. Наиболее распространенной формой предвыборной агитации и привлечения молодежи к выборам в сети Интернет является создание личных страниц и публичных групп определенной направленности в социальных сетях, они становятся площадкой распространения тематических фото- и видеоматериалов, текстов.
Как отмечают эксперты, вопрос правового регулирования предвыборной агитации и привлечения молодежи к выборам в социальных сетях не является проработанным на нормативно-правовом уровне. Так в одном из выступлений на Общероссийском семинаре для наблюдателей «Общественный контроль на выборах Президента РФ» (февраль, 2018 года) член ЦИК Александр Кинев заявил, что «социальные сети не являются СМИ, соответственно те правила по агитации и привлечения молодежи к выборам, которые прописаны в законодательстве, к социальным сетям не относятся. Официально никакой агитации в социальных сетях не ведется» [11].
Сторонники противоположной точки зрения (например, ученые-правоведы С. А. Куликова, А. А. Шапова) считают, что социальные сети играют важную роль в предвыборной агитации и привлечения молодежи к выборам [12]. В подтверждение данной теории, отметим, что в 2017 году Аппаратом Президента и Центральной избирательной комиссией была разработана digital-стратегия по популяризации выборов среди пользователей социальных сетей. В результате творческий конкурс ЦИК на освещение президентских выборов 2018 года в социальных сетях выиграли компания «ИМА-консалтинг» и коммуникационное агентство «Михайлов и партнеры» [12].
Уже в начале февраля в социальной сети «ВКонтакте» появилась контекстная реклама на тему выборов. Сообщения с заголовками «Заявись на выборы сейчас!», «18 марта — твой день», «Где ты хочешь сделать это?», «Для долга нет преград» публиковались преимущественно со ссылкой на новости федеральных СМИ. В конце февраля 2018 года в социальных сетях появилось так называемое «вирусное видео», опубликованное в десятках групп. Трехминутный ролик о том, какие негативные изменения возможны в стране при игнорировании выборов посмотрело более 4 миллионов пользователей. Позже в социальных сетях появлялись похожие ролики с призывом пойти на выборы. Комментируя распространение вирусных видео в сети, глава ЦИК Элла Памфилова отметила, что все ролики, разработанные по заказу комитета, имеют соответствующий логотип.
Популярностью пользовались и мемы на тему выборов, распространяемые в социальных сетях. В социальной сети «Инстаграм» голосовать призывать популярные блогеры (Иван Вербицкий, Игорь Ковтун, Даша Усик), выкладывая тематические видеоролики с соответствующими хештегами. Не остались в стороне от освещения темы выборов в социальных сетях региональные власти. Молодежь Тамбовской области стала инициатором акции «России нужен Путин»: на личных страницах в социальных сетях, преимущественно «Facebook», публиковались изображения с надписью «России нужен Путин». Акция вызвала широкий общественный резонанс и повышенное внимание политических штабов иных кандидатов в президенты. Соответствующие жалобы появились на так называемой «карте нарушений» движения «Голос». В связи с этим была проведена проверка, касающаяся, в том числе, принудительного размещения записей с фразой «России нужен Путин» на страницах представителей власти, госслужащих и работников бюджетных организаций. По сообщению руководителя аппарата ЦИК в результате нарушений обнаружено не было.
Анализ нормативно-правовых актов и механизмов ведения предвыборной агитации и привлечения молодежи к выборам в сети Интернет позволяет предположить необходимость подробного законодательного закрепления данного процесса. Ключевой проблемой является большая общественная опасность распространения сведений, содержащих недостоверную информацию, что способствует формированию ложного представления о деятельности действующей партии или кандидата. Кроме того, эксперты отмечают сложность установления объективной стороны правонарушений, вызванную существованием пробелов в законодательном регулировании предвыборной агитации в сети Интернет [13].
Для проведения мероприятий по повышению электоральной активности молодежи на первоначальном этапе необходимо урегулировать вопросы, касающиеся самих социальных сетей, обеспечить тем самым молодое поколение качественной правовой информацией. Для решения этой проблемы депутат Государственной Думы В. В. Милонов 10 апреля 2017 года в качестве законодательной инициативы внес проект федерального закона «О правовом регулировании деятельности социальных сетей и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [14].
Проект федерального закона разработан с целью законодательной регламентации деятельности социальных сетей. Социальная сеть — особый виртуальный мир, в котором человек проводит значительную часть своей жизни, вступает в контакт с другими людьми, и, по сути, осуществляет все те же самые действия, что и в реальном мире. Нельзя допускать, чтобы эта сфера оставалась вне закона. Предложенное законопроектом комплексное регулирование правоотношений, возникающих при использовании социальных сетей, представляется наиболее рациональным и удобным в правоприменении.
Для достижения заявленной цели исследования одного принятия законопроекта «О правовом регулировании деятельности социальных сетей и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» будет недостаточно. Необходимо регламентировать и сам процесс агитационной политики. В законопроект «О правовом регулировании деятельности социальных сетей и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в главу 5 «Регулирование отдельных видов деятельности в социальных сетях» следует добавить статью «Предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума в социальных сетях». Кроме всего перечисленного представляется необходимым включить в статью 50 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 № 67-ФЗ социальные сети как один из возможных средств агитации. Название статьи, возможно, представить следующим образом: «Статья 50. Общие условия проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума на каналах организаций телерадиовещания, в периодических печатных и сетевых изданиях и социальных сетях». Это позволит утвердить установленные законом правила для всех средств воздействия на электоральную активность молодежи, так как именно эта категория является самым активным пользователем социальных сетей и имеет более уязвимое восприятие, чем взрослое поколение.
Таким образом, совершенствуя правовое образование молодежи и отрегулировав правила предоставления правовой информации в социальных сетях, возможно, ждать положительных результатов в повышении правовой культуры молодежи в избирательном процессе. Но этого будет недостаточно, если не задействовать региональные органы власти. Проблема привлечения молодежи к участию в избирательном процессе зависит напрямую от каждого Субъекта Федерации, какие региональные органы власти разрабатывают программы, и применяют методы для решения данной проблемы. Поэтому в качестве дополнительного направления повышения правовой культуры молодежи в избирательном процессе предлагается разработать каждому региону собственную «Молодежную электоральную концепцию». В ней необходимо с учетом специфики развития региона прописать собственные направления решения проблемы.
Литература:
- Круглый стол «Молодежь и выборы» // Сайт Администрации Советского района города Челябинска. URL: http://sovadm74.ru/news/obshchestvo/kruglyy-stol-molodezh-i-vybory (дата обращения: 04.07.2018).
- Постановление Избирательной комиссии Республики Хакасия от 10 мая 2018 года № 48/332–7 «Об организации Республиканской летней школы юных избирателей «Право выбора» // Решения избирательной комиссии Республики Хакасии. URL: http://www.khakas.izbirkom.ru/resheniya-izbiratelnoy-komissii/ (дата обращения: 10.07.2018).
- Постановлении ЦИК России от 12.03.2014 № 221/1429–6 (с изм. от 07.10.2015) «О Молодежной электоральной концепции» // Вестник ЦИК России. — 2014. — № 3.
- Правила агитации для СМИ не распространяются на соцсети, заявили в ЦИК//МИА «Россия сегодня» // РИА Новости. URL: https://ria.ru/election2018_news/20180210/1514365097.html (дата обращения: 20.06.2018).
- Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 (ред. от 29.06.2017) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» // Российская газета. — 2012. — № 139.
- Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 2011. — № 9. — 28 декабря.
- Проект Федерального закона № 145507–7 «О правовом регулировании деятельности социальных сетей и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 10.04.2017) // СПС Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=1471391792035955374873401236&cacheid=AE01E43C92E68E62D27EE4CCE79D91AF&mode=splus&base=PRJ&n=158063&rnd=61F640338DC2E3544304C271A7C8206F#009711619283844342 (дата обращения: 15.07.2018).
- Решение Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию «О Конкурсе на выявление общественных лидеров на сельских территориях среди молодежи, проводимом Общероссийской молодежной общественной организацией «Российский союз сельской молодежи» в 2018 году» от 19 февраля 2018 года № 3.7–23/398 // Городской округ «Город Губаха». URL: http://gubakha.permarea.ru/upload/versions/15079/15393/23398.pdf (дата обращения: 10.07.2018).
- Садырова М. Ю. Проблема избирательной активности российской молодежи // Молодой ученый. — 2014. — № 3. — С. 667–669.
- Социологи заявили об активном участии молодежи на выборах президента // РИА Новости. URL: https://ria.ru/election2018_news/20180322/1517004324.html (дата обращения 25.07.2018).
- Стрыгина, О. А. Правовое регулирование предвыборной агитации в сети интернет / О. А. Стрыгина. URL: http://www.tsutmb.ru/nauka/internet-konferencii/2018/reg-zhurnalist/3/strygina.pdf (дата обращения: 05.07.2018).
- Творческий конкурс: зачем Кремлю стратегия интернет-продвижения выборов // РБК. URL: https://www.rbc.ru/politics/09/08/2017/5983410f9a79472cdd85ff2a (дата обращения: 20.04.2018).
- Хачатурян Д. А. Молодежь и ее участие в выборах // Научный альманах. — 2017. — № 10. — С. 181–184.