Цель: познакомить детей со свойствами песка: при выполнении практической работы учить наблюдать, сравнивать, делать выводы. Стимулировать желание для самостоятельного исследования предметов и объектов живой и не живой природы.
Задачи: развивать познавательный интерес к объектам живой и не живой природы; дать понятие о значимости песка в жизни человека, животных; обогащать и активировать словарь «пустыня, песчинки, сыпучий» и т. д. Воспитывать бережное отношение к объектам природы. Закреплять правила безопасности работы с песком.
Предварительная работа:
Чтение стихов Т.Люшнина «Песчаный дом», Л.Квитко «На песке», С.Маршак «Желтая страница», В.Берестов «Песочница», Н.Дилакторский «Песочная страна»; игры с песком «Забавные отпечатки», «Узоры на песке» и другие, ролевые игры «Строители», «Дом», «Дорога»; наблюдения на прогулках. Работа с песком (оформление картины из песка).
Закрепление правил безопасности работы с песком.
Оборудование:
- Картинки с изображением для чего и как применяют песок. картинки с изображением животных, растений, пустыни и т. д.
- Пластмассовая посуда: подносы, стаканчики, тарелочки, воронки, трафареты.
- Песок сухой, вода, лупы, ситечки, ложки, клей, кисточки, салфетки, ватман.
Воспитатель: — К нам сегодня пришли гости. Давайте, поздороваемся (дети здороваются).
В: — Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Я предлагаю вам стать исследователями. Мы с вами будем проводить опыты. Ребята, а вы знаете, кто такие исследователи?
Дети: а) Это люди, которые что-то изучают; б) Это люди, ученые, которые смотрят в микроскоп; в) Это ученые, которые пишут научные труды.
В: — Совершенно верно. А вот что мы будем исследовать, вам надо угадать. Отгадайте загадку.
Он и желтый, и сыпучий, во дворе насыпан кучей
Если хочешь, можешь брать и играть.
Д: — это песок.
В: — правильно, вы угадали, это песок (показываю блюдо с песком).
В: — а где в природе можно встретить песок?
Д: — на улице, в песочнице, в море, на дне реки, на пляже, в пустыне.
В: — А кто знает, что это такое — пустыня?
Д: — пустыня — это место, где вместо земли все покрыто песком.
В: — А какой там климат?
Д: — климат в пустыне сухой и жаркий.
В: — совершенно верно, в пустыне сухой и жаркий климат, как у нас в Астраханской области, наши места называют полупустыней.
В: — А есть ли жизнь в пустыне?
Д: — да, есть, там живут животные, растут растения.
В: — А какие там живут животные, можете назвать?
Д: — да — верблюды, змеи, ящерицы, черепахи, тушканчики, скорпионы.
В: — Давайте посмотрим на экран (показ слайдов), правильно ли вы назвали животных. Правильно.
В: — А какие в пустыне растут растения?
Д: — в пустыне растут кактусы, верблюжьи колючки, полынь, саксаул (показ слайдов).
В: — Совершенно верно, у нас в Астраханской области тоже растут верблюжьи колючки, полынь, также живут верблюды, змеи, ящерицы, тушканчики.
В: — А вы знаете, почему растения и животные выживают в пустыне в таких условиях?
Д: — Потому, что животные и растения могут долго жить без воды.
В: — Как же растения выживают без воды, что они делают, чтобы выжить?
Д: — Растения делают запас воды в своих стеблях и корнях.
В: — Совершенно верно.
В: — Ребята, чем является песок для животных?
Д: — Песок для животных — дом.
В: — Песок помогает животным жить или мешает?
Д: — Песок помогает животным.
В: — А как он помогает?
Д: — Животные прячутся в песке от жары, животные зарываются в песок, защищаясь от своих врагов.
В: — Верно, песок защищает животных и служит им домом.
А сейчас мы посмотрим с вами на экран и узнаем, где и как человек использует песок, что изготавливают из песка (показ слайдов).
В: — Из показанного материала, ребята, вы узнали какой — же удивительный песок.
В:- а вы хотите изучить свойства песка?
Д: — Да.
В: — Сегодня я предлагаю вам стать исследователями. Вы уже знаете, что песок бывает сыпучий, рыхлый, илистый, а сейчас представьте, что мы находимся в лаборатории и будем исследовать песок, который находится здесь — в нашей лаборатории.
В: — Ребята, а что люди делают в лаборатории?
Д: — Проводят опыты, эксперименты.
В: — Давайте мы с вами наденем фартуки и шапочки и займем свои рабочие места.
В: — У каждого на столе есть необходимое оборудование для исследовательской работы.
Приступим к изучению свойств песка.
Опыт №1:
1.Возьмите блюдечко с песком, подвиньте к себе поближе. Возьмите немного песка и потрите его между пальцами.
Что вы ощущаете?
В: — Из чего состоит песок?
Д: — Песок состоит из множества песчинок — кристаллов.
В: — А что вам нужно взять из оборудования, чтобы по — лучше рассмотреть песчинки?
Д: — Надо взять лупу.
В:- Хорошо, возьмите в руки лупу и рассмотрите песчинки поближе.
В: — Найдите, как можно больше особенностей у песчинок, чем они похожи, чем отличаются, одинаковы ли они?
Д: — песчинки не одинаковы, они все разные;
— песчинки есть крупные и мелкие;
— песчинки не скреплены между собой;
— песчинки разного цвета.
В: — А какого цвета песчинки?
Д: — белые, желтые, коричневые, и даже черные.
В: — Какой можно сделать вывод:
Д: — Вывод: песок состоит из множества меленьких песчинок — кристаллов, которые не скреплены между собой и отличаются по форме и цвету.
В: — Хорошо, молодцы, работаем дальше.
Сейчас мы узнаем следующее свойство песка.
Опыт №2:
2) Возьмите блюдечко с песком и просейте его через сито в тарелочку.
В: — Что происходит с песком?
Д: — Песок сыпется.
В: — Если он сыпется, то — что с ним можно делать?
Д: — Его можно пересыпать из одной емкости в другую.
В: — Если он пересыпается, сыпется, значит, песок какой?
Д: — Песок сыпучий?
В:- Какой можно сделать вывод?
Д: — Песок — сыпучее вещество, сухой песок легко сыпется, двигается.
В: — Совершенно верно, песчинки двигаются.
В: — Пора бы и нам подвигаться. Выходите ко мне на середину зала, становитесь в кружок (физкультминутка).
В: — Хорошо, молодцы. Садимся на свои места и продолжаем дальше работать.
В: — Ребята, а у вас хорошо работают носики, давайте проверим.
Опыт №3:
Возьмите в одну руку стакан с сухим песком, а в другую стакан с мокрым песком.
Что вы чувствуете?
Д: — Мокрый песок тяжелее, а сухой легче.
В: — Правильно.
В: — А как вы думаете, почему мокрый песок тяжелее?
Д: — Потому, что в мокром песке между песчинками находится вода, и мокрые песчинки тяжелее, чем сухие.
В: — А почему сухие песчинки легче?
Д: — Потому, что между сухими песчинками находится воздух, а воздух легче, чем вода.
В: — Совершенно верно, вот вы и сделали вывод сами.
В: — Ребята, а ведь у мокрого песка есть удивительное свойство, а вот какое это свойство, давайте мы, с вами определим.
Опыт №4:
Возьмите стакан с мокрым песком и выложите ложечкой на тарелочку. Рассмотрите его через лупу.
Что вы видите?
Д: — Песчинки прилипли друг к другу, песчинки слепились.
В: — Да, они слепились, а теперь попробуйте ложечкой пересыпать мокрый песок обратно в стакан.
В: — Что вы видите?
Д: — Мы видим, что песчинки слепились, песок не сыпется, а падает кусками.
В: — Ну и какой можно сделать вывод:
Д: — Вывод: Мокрый песок не сыпется, он лепится, песок стал липучий.
В: — А что можно сделать из мокрого песка?
Д: — Из мокрого песка можно слепить различные фигуры, а еще можно оставить отпечатки и следы на нем.
В:- Правильно, ребята. А из сухого песка можно слепить что — то?
Д: — Нет, из сухого песка не слепишь, потому что он не липучий, когда сухой.
Опыт №5:
В: — Возьмите мокрый песок пересыпьте его в тарелку и слепите фигурки, можете воспользоваться трафаретами.
В: — У вас у всех получились интересные фигурки.
В: — Какой можно сделать вывод.
Д: — Вывод: Мокрый песок принимает любую форму. На мокром песке можно оставить отпечатки и следы.
В: — Хорошо, молодцы.
Сейчас мы вытрем руки влажными салфетками и продолжим дальше.
В: — Хотите узнать — растворяется ли песок в воде?
Д: — Да.
Опыт №6:
В: — В стакан с водой насыпьте ложечку сухого песка и помешайте ложкой.
В: — Понаблюдаем немного, что вы видите? Растворяется песок в воде?
Д: — Нет, песок в воде не растворяется.
В: — А еще, что вы заметили?
Д: — Песок оседает на дне стакана.
В: — А что же происходит с водой, какая стала вода?
Д: — Вода стала мутной.
В: — Какой можно сделать вывод:
Д: — Вывод: Песок в воде не растворяется, он оседает на дне емкости.
В: — Правильно, ребята, молодцы.
В: — Проводя опыты, мы с вами, ребята, закрепили знания о свойствах песка. Сейчас я вам покажу новый опыт, познакомлю еще с одним свойством песка, а вы со мной вместе его проделаете, приступим.
Опыт №7: «Фильтрация воды»
В: — Возьмем воронку вложим в ее горловину кусочек марли. Заполним песком воронку (подставим стакан для сбора воды под воронку) и нальем немного воды в нее.
Нальем воду в воронку и теперь понаблюдаем, что же происходит.
Д: — Вывод: Песок пропускает воду.
В: — А теперь давайте сравним отфильтрованную воду с «грязной».
В:- Как она изменилась?
Д:- Вода стала прозрачнее.
В: — Какой можно сделать вывод.
Д: — Вывод: Песок очистил воду.
В: — Песок — это природный фильтр. Так раньше очищали воду наши пробабушки.
В: — Молодцы, ребята, а сейчас я попрошу вас выйти сюда ко мне. Встанем в кружок (пальчиковая гимнастика).
Ребята, мы с вами выполняли коллективную работу и немного не доделали, настало время ее закончить. Нам осталось дорисовать песком песчаный берег. Давайте мы покажем и расскажем про нашу картину.
Руслан: Мы знаем, что в пустыне есть жизнь, и что среди сыпучих песков и барханов есть живой уголок земли и называется он «Оазис». Так мы и назвали нашу картину.
(Под тихую музыку дети работают с песком: смазывают клеем определенные участки, засыпают песок на участки, смазанные клеем. Работа завершена (фото на память).
Итог занятия:
В: — Ребята, вам понравилось быть исследователями?
Д: — Да, очень.
В: — Чем мы сегодня занимались на занятии?
Д: — Изучали свойства песка.
В: — Что мы для этого делали?
Д:- Проводили опыты, рисовали песком.
В: — Что вы узнали нового о песке?
Д: — Узнали какой бывает песок, где и как его используют и сами применяли песок — сделали картину из песка.
В: — Из вас получились хорошие исследователи, экспериментаторы и художники. Сегодня вы, ребята, были молодцы!
И я говорю вам спасибо, говорю спасибо всем за внимание.
Давайте ребята попрощаемся с гостями и скажем им: до свидания.