В статье анализируются критерии, которые позволяют как малым, так и средним и крупным гостиничным комплексам преуспевать на современном меняющемся рынке
Ключевые слова: гостиничный сектор, хозяйственная система, стратегия маркетинга, туристический поток
Гостиничный бизнес является одним из наиболее актуальных и перспективных направлений развития экономики нашей страны. Появление новой среды, объединяющей в себе несколько направлений совершенно различных бизнесов, кардинально меняет распределение и роль структур гостиничного сектора в экономике России. Компании гостиничного сектора представляют из себя комплексную хозяйственную систему, осуществляющую производство и предоставление услуг, которые несут в себе несколько разноплановых процессов: проживание, питание, досуг, бытовое обслуживание и пр.
Хозяйство гостиничного сектора имеет прямую связь с туризмом, который, в свою очередь, имеет множество трудностей и разных, не связанных друг с другом элементов и предприятий, производящих как материальные, так и нематериальные продукты (услуги) [9]. Роль и влияние гостиничной сферы ежегодно растёт на протяжении всей территории России. Отечественный туризм на сегодняшний день на этапе активного роста и его результативные изменения, в первую очередь, зависят от совокупности множества факторов, как политических, так и социально-экономических.
Одновременно с этим, необходимо учитывать вовлечённость в гостиничное дело компаний, отличающихся друг от друга своей мощностью и разницей в подходе к управлению [6]. Увеличение конкурентоспособности и интенсивное развитие сектора гостиниц, преимущественно, связано с результативностью форм и подходов к его макроэкономическому управлению и поддержке. Данное явление подтверждается опытом большинства стран с развитой экономикой рыночного типа, в которой сформирован исчерпывающий объём инструментов, позволяющий управлять субъектами гостиничного сектора разного уровня.
Часть инструментов могут быть эффективно применены так же в условиях современного российского бизнеса [2]. Тем не менее, особенности российской экономики и менталитета, трудности в переходном периоде подразумевают развития особых, уникальных подходов в управлении гостиничными объектами, которые в полной степени учитывают объективное положение вещей.
На текущем этапе развития бизнеса в сфере гостиничного сектора, происходит повышение влияния крупных сетевых гостиничных комплексов, усиливается конкурентное соперничество за клиента [1].
У клиентов повышаются стандарты и, соответственно, растёт требовательность к качеству сервиса. Люди нуждаются во всё большем усилении разнообразия услуг, что вынуждает руководителей гостиниц перестраивать стратегию маркетинга. Эти изменения заключаются в том, что гостиничные цепочки крупных размеров, начинают менять экономическую стратегию, перенося внимание с крупных рынков на малый и средний сегмент гостиниц самых доступных ценовых категорий.
Одной из проблем современного уровня развития рынка гостиничных услуг является сложность в обеспечении возможности эффективной работы малых и крупных гостиничных комплексов на одном рынке. Все эти факторы обусловили потребность в поиске новых стратегий развития на рынке.
Гостиничная сфера европейского и в целом, мирового сегмента, преимущественно, ориентирована на компании малого бизнеса, помогающие создавать продукты уникального характера [4].
Востребованность строительства гостиниц малого размера в Москве и городах федерального масштаба вызвана тем, что отсутствует спектр для выбора различных вариантов размещения для иностранных гостей. Тем не менее, увеличение сегмента компаний малого бизнеса должно основываться на следующих правилах [3]:
‒ гостиницы малого сектора должны быть естественной частью градостроительного, делового и культурного внешнего вида городского пейзажа и быть максимально идентичны объектам демонстрации и областям с более высокой туристической активностью
‒ функционирование малых гостиниц должно осуществляться на основе современного менеджмента и с учетом специфических технологий в малом гостиничном бизнесе;
‒ необходимо сформировать стандартизированные подходы к ценообразованию, рекламной и сбытовой политике с целью того, чтобы обеспечить конкурентоспособность и достойное качество обслуживания.
Опыт иностранных коллег подтверждает, что гостиницы малого сегмента, играя на том же рынке, что и более крупные конкуренты, экономически более свободны от конъюнктуры рынка услуг и обладают возможностью быстрого изменения ценовой политики, что позволяет им быть более маневренными о конкурентными.
Помимо этого, общая цепь малых гостиниц в одной сети, управляемая одними стандартами обслуживания, позволяет более результативно вести управление всеми объектными комплексами, применяя так же особые управляющие компании и инструменты, модернизируя все процессы [8].
На данный момент, абсолютно точно можно сказать, что централизация управления в сфере контроля безопасности, снабжения материально-технической базы, формирования единых систем бронирования в огромной степени уменьшает расходы на управление и увеличивает рентабельность малого бизнеса, что наиболее актуально, учитывая новые административные механизмы поддержки малого и среднего бизнеса [2].
Реформирование структуры гостиничных услуг в пользу создания гостиниц малого сектора планируется формировать по комплексу направлений независимо от формы собственности.
Типовые особенности компаний малого гостиничного бизнеса состоят в том, к каждой из них применяются формы управления разного вида организационно-правовой структуры. Так, гостиницы малого сектора, которые вмещают до 150 номеров находятся в управлении акционерных обществ, а гостиницы, вмещающие до 50 номеров, преимущественно, в управлении малых предприятий.
При условии управления малых гостиниц малыми компаниями, фирмы имеют возможность законно получать поддержку от государства через льготные системы, налоги и т. д.
Базу деятельности любой компании гостиничного комплекса составляет процесс оказания услуги, уровень которого должен подтверждать эффективную деятельность компании. Так, подавляющее число процессов в компании должны быть направлены на удовлетворение потребностей посетителей и постояльцев, с целью чего необходимо применять современные формы и методы оказания дополнительных услуг.
Таким образом, построению эффективного и конкурентоспособного комплекса, включающего гостиничные и туристические услуги, безусловно, будут оказывать поддержку разного рода преобразования, которые предусматривают внедрение более эффективных форм и инструментов регулирования деятельности хозяйственных субъектов, которые соответствуют реальным условиям рыночной экономики и осуществляемым в России реформам экономики.
Развитие туристического направления, совершенно точно, даст возможность, получить значительные поступления в бюджет города, в первую очередь, за счёт роста налогов и платежей, которые получены вследствие кратного повышения доходов от осуществления туристических услуг и сопряженных с ними других видов экономической деятельности.
Литература:
- Организация обслуживания в гостиницах и туристских комплексах. А. В. Сорокина: Учебное пособие. — М.: Альфа — М: ИНФРА-М, 2012.-304 с.
- Маркетинг и продажи в гостиничном бизнесе: учебно-практическое пособие / С. С. Скобкин, — М.: 2011.
- Персонал сферы гостиничного обслуживания Сборник должностных и производственных инструкций + Рекомендации по разработке / Труханович Л. В., Щур Д. Л., –М.: ПРОФИль., «Гриф». 2008. -160 с.
- Малый отель: с чего начать, как преуспеть. Советы владельцам и управляющим. Мусакин А. А. — СПб.: Питер, 2007. — 320 с.
- Менеджмент рекламы. Гусаров Ю. В. — М.: Экономика, 2007. — 375 с.
- Даулинг Г. Репутация фирмы.- М.: Инфра-М, 2003. — 367.
- Джанджугазова Е. А. Маркетинг туристских территорий. — М.: Академия, 2008. — 221 с.
- Джи. Б. Имидж фирмы. Планирование, формирование, продвижение. — СПб.: Питер, 2000. –311 с.
- Дурович А., Анастасова Л. Маркетинговые исследования в туризме. — М.: Новое знание, 2002. — 315 с.