Развитие физической культуры и спорта — важнейшая составляющая социальной политики государства, обеспечивающая воплощение в жизнь гуманистических идеалов, ценностей и норм, открывающих широкий простор для выявления способностей людей, удовлетворения их интересов и потребностей, укрепления человеческого потенциала и повышения качества жизни россиян.
В Положении о Всероссийском физкультурно-оздоровительном комплексе «Готов к труду и обороне» указано, что целью внедрения комплекса ГТО является повышение эффективности использования возможностей физической культуры и спорта в укреплении здоровья, гармоничном и всестороннем развитии личности, воспитании патриотизма и гражданственности, улучшении качества жизни граждан.
Физическое воспитание особенно важно в дошкольном возрасте, это один из ответственных этапов жизни ребёнка. Именно в этот период закладываются основы здоровья: умственного, нравственного и физического развития, формируется личность человека. В это время ребенок интенсивно растет и созревает, движения становятся его основной потребностью. Основной задачей является создание здоровьесберегающей среды, обеспечивающей ребенку психическое и физическое благополучие, комфортную моральную и бытовую среду в ДОУ.
Организационными формами работы по физической культуре в дошкольной образовательной организации являются: физкультурные занятия; физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня (утренняя гимнастика, подвижные и спортивные игры, физкультминутки, закаливающие мероприятия в сочетании с физическими упражнениями); активный отдых (физкультурные досуги, спортивные праздники, Дни здоровья, туристические походы); самостоятельная двигательная деятельность детей; работа с семьей. Самостоятельная двигательная деятельность детей дошкольного возраста протекает под наблюдением педагога. Содержание и продолжительность занятий физическими упражнениями определяются самими детьми. Характер этих занятий зависит от индивидуальных данных, подготовленности, возможностей и интересов дошкольников. Успешное решение задач физического воспитания осуществляется при индивидуальном подходе к детям во взаимосвязанной работе дошкольной образовательной организации и семьи.
Содержание образовательной области «Физическое развитие» ФГОС ДО направлено на решение следующих задач:
‒ развитие физических качеств — скоростных, силовых, гибкости, выносливости, координации;
‒ накопление и обогащение двигательного опыта детей — овладение основными двигательными режимами (бег, ходьба, прыжки, метание, лазанье);
‒ формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
В соответствии с ФГОС ДО реализация содержания образовательной области «Физическое развитие» основывается на принципах. Наряду с общепедагогическими дидактическими принципами (сознательности и активности, наглядности и доступности и др.), имеются специальные, которые выражают специфические закономерности физического воспитания:
‒ —Принцип оздоровительной направленности, согласно которому инструктор по физической культуре несет ответственность за жизнь и здоровье своих воспитанников, должен обеспечить рациональный общий и двигательный режим, создать оптимальные условия для двигательной активности детей.
‒ Принцип разностороннего игармоничного развития личности, который выражается в комплексном решении задач физического и умственного, социально — нравственного и художественно-эстетического воспитания, единства своей реализации с принципом взаимосвязи физической культуры с жизнью.
‒ Принцип гуманизации идемократизации, воспитания детей в детском саду и физкультурно-оздоровительной работы с детьми на основе личностного подхода, предоставление выбора форм, средств и методов физического развития и видов спорта, принципа комфортности в процессе организации развивающего общения педагога с детьми и детей между собой.
‒ Принцип индивидуализации позволяет создавать гибкий режим дня и охранительный режим в процессе проведения занятий по физическому развитию учитывая индивидуальные способности каждого ребенка, подбирая для каждого оптимальную физическую нагрузку и моторную плотность, индивидуальный темп двигательной активности в процессе двигательной активности, реализуя принцип возрастной адекватности физических упражнений.
‒ Принципы постепенности наращивания развивающих, тренирующих воздействий, цикличности построения физкультурных занятий, непрерывности и систематичности чередовании нагрузок и отдыха, лежащие в основе методики построения физкультурных занятий.
‒ Принцип единства ссемьей, предполагающий единство требований детского сада и семьи в вопросах воспитания, оздоровления, распорядка дня, двигательной активности, гигиенических процедур, культурно — гигиенических навыков, развития двигательных навыков. Поэтому очень важным.
Все формы и виды работы взаимосвязаны и дополняют друг друга. В совокупности они создают необходимый двигательный режим, обеспечивающий ежедневные занятия ребенка физической культурой. Основой физического здоровья ребенка следует считать уровень развития и особенности функционирования его органов и систем. Уровень развития обусловлен программой, которая природой заложена в каждом ребенке и опосредована его базовыми потребностями. Именно удовлетворение доминирующих базовых потребностей является условием индивидуально — гармоничного развития ребенка.
Основой физического здоровья ребенка следует считать уровень развития и особенности функционирования его органов и систем. Уровень развития обусловлен программой, которая природой заложена в каждом ребенке и опосредована его базовыми потребностями. Именно удовлетворение доминирующих базовых потребностей является условием индивидуально — гармоничного развития ребенка.
Таким образом, для эффективной реализации комплекса ГТО в дошкольных учреждениях необходимо создавать следующие условия:
‒ нормативно-правовое и ресурсное обеспечение;
‒ программно-методическое, технологическое и организационное обеспечение системы внедрения ГТО. Разрабатывать план методической работы, включать мероприятия спортивной направленности в разделах физическое развитие, патриотического и духовно-нравственного воспитания, вносить изменения в рабочие программы педагогов.
‒ информационное сопровождение и проведение информационно-разъяснительной работы. Информировать родителей о реализации плана мероприятий внедрения Комплекса ГТО посредством выступления педагогов на данную тему на родительских собраниях, выпускать буклеты и информационные листовки, оформлять стенды и родительские уголки групп.
Ознакомившись с рядом нормативных документов и методических рекомендаций по проблеме внедрения ГТО в практику работы дошкольного учреждения, выявлено ряд противоречий:
- Обучение дошкольников двигательным способностям в основной образовательной программе не предусматривает обучение некоторым испытаниям, предусмотренных комплексом ГТО.
- Возрастной диапазон при сдаче норм ГТО для детей 6–8 лет очень широкий. Для детей 6 лет наиболее сенситивным является гибкость, выносливость и скоростная сила. А для детей 8 лет — ловкость и координация. При этом двигательный опыт у детей 8 лет больше, физические возможности шире, таким образом, сдача норм ГТО для данного возраста легче.
- Отсутствие условий для подготовки детей и сотрудников к сдаче норм ГТО на территории ДОУ.
Таким образом, значимость внедрения комплекса ГТО состоит в повышении эффективности использования возможностей физической культуры и спорта в укреплении здоровья, гармоничном и всестороннем развитии личности, воспитании патриотизма и гражданственности.
Литература:
1. Волошина Л. Н., Кондаков В. Л., Копейкина Е. Н. Комплекс ГТО: перспективы и проблемы внедрения в региональном образовательном пространстве [Электронный ресурс].- URL: http:// vuzirossii.ru/publ/kompleks_gto/36–1-0–5681
2. Волошина Л. Н., Мусанова М. М. Управление физкультурно-оздоровительной деятельностью субъектов образовательного процесса в дошкольном учреждении /Л. Н. Волошина, М. М. Мусанова.- М.: Изд.дом Академии Естествознания, 2012.-234 с.
3. Методические рекомендации по организации проведения испытаний (тестов), входящих во Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) и по выполнению видов испытаний (тестов), входящих во Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70616522/. — (15.02.2018).
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июня 2014 № 540 «Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)» / Правительство Российской Федерации// Администратор образования. — 2014. — № 14.
5. Приказ Министерства спорта России от 08 июля 2014 № 575 «Об утверждении государственных требований к уровню физической подготовленности населения при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)". // Официальный сайт «ГТО-система физкультурно-спортивного воспитания»:http://www.gto.ru/document/(12.02.2018).
6. Указ Президента Российской Федерации от 24 марта 2014 г. № 172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)» / Президент Российской Федерации// Сборник официальных документов и материалов. — 2014. — № 3.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17.10.2013