Главным отличием инновационной деятельности преподавателя от традиционной является создание соответствующих условий для всестороннего развития потенциала личности студента со всех сторон, чтобы он был готов к любому, даже непредвиденному будущему и способен адаптироваться к новым ситуациям. Инновация в обучающей деятельности педагога заключается в том, на сколько он понимает смысл применения на практике определенных нововведений, умеет ли он искать, осуществлять правильный выбор перед их применением.
Инновационная деятельность — это совокупность практических действий по обновлению продукции или услуг, организации инновационного обучения, инновационного научно-исследовательского производства, включая обоснование создания (разработки) и освоения инноваций.
В научной литературе различают следующие показатели инновационной деятельности [1, с. 218]:
‒ на уровне учебного заведения: обновление содержания образования, методов и форм работы; совокупность самоконтроля, самоанализа и оценки своей деятельности, а также деятельности партнеров по совместной познавательной деятельности и др.
‒ на уровне воспитательно-образовательного процесса: самоуправление, сотрудничество педагога и студентов в процессе достижения целей обучения, воспитания, а также развития; совместное построение учебных планов и организация деятельности педагога и студента в качестве равноправных партнеров; формирование мотивации высокого уровня у участников педагогического процесса; создание комфортной психолого-педагогическая среды для всех участников педагогического процесса; обозначение права выбора содержания, профиля, форм получения образования студентами и др.;
‒ на уровне оценки эффективности воспитательно-образовательного процесса — сравнение соответствия конечных результатов с запланированными.
Практическая работа демонстрирует наибольшую сложность в оценке критериев, показателей инновационной деятельности и формирования стимула инновационного потенциала педагога.
Критерии — средство для суждения, признак, на основании которого производится оценка [3, с. 12].
Критерии оценки инновационной деятельности педагога выступают неким условием эффективности образовательного процесса. Инновации в педагогической деятельности рассматриваются как способ решения проблем в процессе возникновения нестандартных (нетрадиционных) ситуаций в период функционирования и развития образовательного процесса.
Критерии оценки помогают перенести инновационные изменения из организационной ступени в содержательную, т. е. наделить инновационные технологии новыми качествами, поменять их сущность.
В книге «Инновационная деятельность в современном университете» выделены следующие критерии инноваций в образовании [5, с. 8]:
‒ востребованность на рынке услуг;
‒ наличие заказчика на разработку услуг;
‒ потенциальная коммерциализуемость (возможность продавать и получать прибыль);
‒ креативность;
‒ конкурентоспособность;
‒ высокая эффективность исполнения;
‒ приростный эффект (создание условий для получения прибыли при снижении затрат);
‒ наукоемкость;
‒ уникальность;
‒ оригинальность.
Говоря об оценке инновационной деятельности преподавателя высшей школы, необходимо отметить, что к ним относят [6, с. 25–28]:
‒ актуальность (соответствие инновации социокультурной ситуации развития общества);
‒ новизна (степень оригинальности инновационных подходов, своеобразное сочетание, комбинирование известного, представляющего в совокупности новизну);
‒ образовательная значимость (степень влияния инновации на развитие, воспитание и образование личности);
‒ общественная значимость (воздействие инновации на развитие системы образования в целом);
‒ полезность (практическая значимость инновационных процессов);
‒ реализуемость (реалистичность инновации и управляемость инновационных процессов).
Одновременно необходим учет потенциала педагога на уровне инноваций как совокупность характеристик личности, формирующихся в социокультурной и творческой среде, которые находят свое выражение в стремлении совершенствовать педагогическую деятельность; существование мотивации личности к использованию нововведений; готовность педагога к инновационной деятельности [4, с. 475–478].
Таким образом, инновационная деятельность преподавателя, в первую очередь, направлена на совершенствование инновационной деятельности вуза в целом.
Учитывая, что инновационный процесс — это сложный комплекс действий от разработки идей или новой технологии до ее широкого практического применения, получения нового материала и его коммерциализации, то необходима система критериев оценки инновации на каждом ее этапе.
В. С. Лазарев представляет характеристику этапов развития инновационного процесса. В ней он выделяет следующие действия [2, с. 74]:
‒ определение потребности в изменениях;
‒ сбор информации и анализ ситуации;
‒ предварительный выбор или самостоятельная разработка нововведения;
‒ принятие решения о внедрении (освоении);
‒ собственно само внедрение, включая пробное использование новшества;
‒ институализация или длительное использование новшества, в процессе которого оно становится элементом повседневной практики.
Все эти этапы в целом создают единичный инновационный цикл. Таким образом, критерии оценки инновационных процессов, являясь условием повышения эффективности контроля и управления процессом развития процессов образования, а также совершенствования их качеств, одновременно выступают в качестве способа поддержки и защиты на социальном уровне тех участников педагогического процесса, которые применяют на практике педагогические инновации.
Если процесс управления инновационными процессами будет эффективным, с учетом объективных показателей появляется возможность построения прогнозов с ориентацией на изменение положения в образовании, определения перспектив его развития в каждом конкретном образовательном учреждении.
Литература:
- Балыхин Г. А. Управление развитием образования: организационно-экономические аспекты. М.: Экономика, 2015. — 317 с.
- Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 2008.
- Гмурман В. Е. Королев Ф. Ф. Возникновение и развитие педагогической теории//Общие основы педагогики.-М. Просвещение,1967.- С.17.
- Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения.- М.: Учпедгиз, 2007.- 651 с.
- Матюшкин A. M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопр. психологии, 1982.№ 4.С.16.
- Шакуров Р. Х. Творческий рост педагога.- М., 1985.-80 с. Шамова Т. И. Активизация учения школьников.-М.: Педагогика,1980.- 218 с.