Инновационная деятельность преподавателя вуза | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №30 (216) июль 2018 г.

Дата публикации: 30.07.2018

Статья просмотрена: 1761 раз

Библиографическое описание:

Дубонос, С. М. Инновационная деятельность преподавателя вуза / С. М. Дубонос, А. П. Мироненко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 30 (216). — С. 61-63. — URL: https://moluch.ru/archive/216/52212/ (дата обращения: 19.12.2024).



Главным отличием инновационной деятельности преподавателя от традиционной является создание соответствующих условий для всестороннего развития потенциала личности студента со всех сторон, чтобы он был готов к любому, даже непредвиденному будущему и способен адаптироваться к новым ситуациям. Инновация в обучающей деятельности педагога заключается в том, на сколько он понимает смысл применения на практике определенных нововведений, умеет ли он искать, осуществлять правильный выбор перед их применением.

Инновационная деятельность — это совокупность практических действий по обновлению продукции или услуг, организации инновационного обучения, инновационного научно-исследовательского производства, включая обоснование создания (разработки) и освоения инноваций.

В научной литературе различают следующие показатели инновационной деятельности [1, с. 218]:

‒ на уровне учебного заведения: обновление содержания образования, методов и форм работы; совокупность самоконтроля, самоанализа и оценки своей деятельности, а также деятельности партнеров по совместной познавательной деятельности и др.

‒ на уровне воспитательно-образовательного процесса: самоуправление, сотрудничество педагога и студентов в процессе достижения целей обучения, воспитания, а также развития; совместное построение учебных планов и организация деятельности педагога и студента в качестве равноправных партнеров; формирование мотивации высокого уровня у участников педагогического процесса; создание комфортной психолого-педагогическая среды для всех участников педагогического процесса; обозначение права выбора содержания, профиля, форм получения образования студентами и др.;

‒ на уровне оценки эффективности воспитательно-образовательного процесса — сравнение соответствия конечных результатов с запланированными.

Практическая работа демонстрирует наибольшую сложность в оценке критериев, показателей инновационной деятельности и формирования стимула инновационного потенциала педагога.

Критерии — средство для суждения, признак, на основании которого производится оценка [3, с. 12].

Критерии оценки инновационной деятельности педагога выступают неким условием эффективности образовательного процесса. Инновации в педагогической деятельности рассматриваются как способ решения проблем в процессе возникновения нестандартных (нетрадиционных) ситуаций в период функционирования и развития образовательного процесса.

Критерии оценки помогают перенести инновационные изменения из организационной ступени в содержательную, т. е. наделить инновационные технологии новыми качествами, поменять их сущность.

В книге «Инновационная деятельность в современном университете» выделены следующие критерии инноваций в образовании [5, с. 8]:

‒ востребованность на рынке услуг;

‒ наличие заказчика на разработку услуг;

‒ потенциальная коммерциализуемость (возможность продавать и получать прибыль);

‒ креативность;

‒ конкурентоспособность;

‒ высокая эффективность исполнения;

‒ приростный эффект (создание условий для получения прибыли при снижении затрат);

‒ наукоемкость;

‒ уникальность;

‒ оригинальность.

Говоря об оценке инновационной деятельности преподавателя высшей школы, необходимо отметить, что к ним относят [6, с. 25–28]:

‒ актуальность (соответствие инновации социокультурной ситуации развития общества);

‒ новизна (степень оригинальности инновационных подходов, своеобразное сочетание, комбинирование известного, представляющего в совокупности новизну);

‒ образовательная значимость (степень влияния инновации на развитие, воспитание и образование личности);

‒ общественная значимость (воздействие инновации на развитие системы образования в целом);

‒ полезность (практическая значимость инновационных процессов);

‒ реализуемость (реалистичность инновации и управляемость инновационных процессов).

Одновременно необходим учет потенциала педагога на уровне инноваций как совокупность характеристик личности, формирующихся в социокультурной и творческой среде, которые находят свое выражение в стремлении совершенствовать педагогическую деятельность; существование мотивации личности к использованию нововведений; готовность педагога к инновационной деятельности [4, с. 475–478].

Таким образом, инновационная деятельность преподавателя, в первую очередь, направлена на совершенствование инновационной деятельности вуза в целом.

Учитывая, что инновационный процесс — это сложный комплекс действий от разработки идей или новой технологии до ее широкого практического применения, получения нового материала и его коммерциализации, то необходима система критериев оценки инновации на каждом ее этапе.

В. С. Лазарев представляет характеристику этапов развития инновационного процесса. В ней он выделяет следующие действия [2, с. 74]:

‒ определение потребности в изменениях;

‒ сбор информации и анализ ситуации;

‒ предварительный выбор или самостоятельная разработка нововведения;

‒ принятие решения о внедрении (освоении);

‒ собственно само внедрение, включая пробное использование новшества;

‒ институализация или длительное использование новшества, в процессе которого оно становится элементом повседневной практики.

Все эти этапы в целом создают единичный инновационный цикл. Таким образом, критерии оценки инновационных процессов, являясь условием повышения эффективности контроля и управления процессом развития процессов образования, а также совершенствования их качеств, одновременно выступают в качестве способа поддержки и защиты на социальном уровне тех участников педагогического процесса, которые применяют на практике педагогические инновации.

Если процесс управления инновационными процессами будет эффективным, с учетом объективных показателей появляется возможность построения прогнозов с ориентацией на изменение положения в образовании, определения перспектив его развития в каждом конкретном образовательном учреждении.

Литература:

  1. Балыхин Г. А. Управление развитием образования: организационно-экономические аспекты. М.: Экономика, 2015. — 317 с.
  2. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 2008.
  3. Гмурман В. Е. Королев Ф. Ф. Возникновение и развитие педагогической теории//Общие основы педагогики.-М. Просвещение,1967.- С.17.
  4. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения.- М.: Учпедгиз, 2007.- 651 с.
  5. Матюшкин A. M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопр. психологии, 1982.№ 4.С.16.
  6. Шакуров Р. Х. Творческий рост педагога.- М., 1985.-80 с. Шамова Т. И. Активизация учения школьников.-М.: Педагогика,1980.- 218 с.
Основные термины (генерируются автоматически): инновационная деятельность, инновационная деятельность преподавателя, критерий оценки, инновационный процесс, образовательный процесс, педагогическая деятельность, процесс.


Задать вопрос