Ключевые слова: эффективность предприятия, результативность предприятия, корпоративная культура, подходы к понятию эффективности деятельности предприятия
Понятие «эффективность предприятия» относится к числу наиболее важных вопросов экономики предприятия. В существующей научной литературе эффективность предприятия представляет собой комплексную оценку конечных результатов его деятельности за определенный период времени [3, с. 220]. Изучению проблемы повышения эффективности предприятия были посвящены труды ученых, среди которых: Ф.Тейлор, П.Друкер, Р.Каплан, Д.Нортон, И. Ансофф,
На сегодняшний день выработан ряд определений эффективности предприятия. Знаменательно, что данная область исследования имеет менеджерский подход. Так Питер Друкер в своей книге «Практика менеджмента» определяет эффективность предприятия как максимально выгодное соотношение между совокупными затратами и экономическими результатами [5, с.120]. Подобной точки зрения придерживаются и ученые — Р. Каплан и Д. Нортон, указывая, что эффективность — это «относительный эффект, результативность процесса, определяемые как отношение эффекта, результата к затратам, расходам, обусловившим, обеспечившим его получение» [8, с.120]. В своё время Ф. Тейлор отмечал, что, максимальный результат для коммерческой структуры и для его коллектива, а также для акционеров, инвесторов, государства, сотрудников, покупателей продукции — всех заинтересованных сторон является производной величиной от результатов предприятия [16, с.29]. Но при этом результирующий показатель для предприятия и коллектива различны [9, с 445]. Лучший вариант, когда руководство ставит перед коллективом новые рубежи развития предприятия и создает условия для возможных организационных изменений в коллективе. В этом отношении очень точно подметил в своей книге «Стратегическое управление» И.Ансофф отметив, что процесс подготовленности кадров управляющих к изменениям должен опережать процесс изменений [2, с. 56].
Огромный научный пласт в данной области исследования принадлежит отечественным исследователям Жемчуговыми, которые под эффективностью понимали результативность процесса, операции, проекта, определяемая как отношение эффекта, результата к затратам, обусловившим его получение [6, с.5].
Усложнению условий хозяйствования и необходимость выявления причинно-следственных связей привели к появлению формулировки эффективности предприятия И. В. Матяш, предлагающей выделять внутреннюю и внешнюю эффективность и характеризовать внутреннюю эффективность показателем нормы прибыли (рентабельности капитала), а внешнюю — сравнением нормы прибыли экономики (рыночной ставки процента) и нормы прибыли предприятия [13, с. 12]. Благодаря данной классификации удается получить важный тезис о том, что «предприятие может быть рентабельным с точки зрения внутренней оценки эффективности и в то же время неэффективным для экономики в целом… [11, с. 253–262.]. Известный экономист Д. Синко под эффективностью предприятия понимал результативность его функционирования, складывающаяся в результате взаимодействия семи составляющих: действенность, экономичность, качество, доходность, производительность, качество, нововведения. Проанализируем каждую из них.
Действенность заключается в качестве и уровне достижения поставленных целей [14]. Экономичность подразумевает полноту использования как имеющихся, так и привлекаемых ресурсов. При оценке эффективности деятельности предприятия очень важно разграничивать затраты и соизмерять эффективность использования авансированной и потребленной стоимости, так как важно знать, как используются ресурсы и какова ресурсоемкость созданной единицы эффекта [17, с.19].
Затраты выступают в различных формах, их равномерность осуществления предопределяют существование в экономической литературе двух подходов к измерению эффективности (рис. 1–2).
Рис. 1. Обобщённые подходы к понятию эффективности деятельности предприятия
Качество, как системообразующее понятие, заключается в соответствии требованиям и назначению по всем направлениям управления и производства. Доходность деятельности характеризуется соотношением между доходом и общими затратами. Производительность — как соотношение количества произведенного продукта и потребленных ресурсов. Своевременное внедрение нововведений позволяет формировать технический потенциал организации [18, с. 22]. Систематизируем особенности эффективности предприятия, как особой научной категории.
Рис. 2. Система основных показателей эффективности использования ресурсов предприятия на основе затратного и ресурсного подхода
Во-первых, эффективность — индикатор степени достижения цели организации. Во-вторых, способность организаций использовать среду для привлечения ресурсов или «оптимизировать» использование среды. В-третьих, способность к достижению целей на основе хороших («здоровых») внутренних характеристик. В-четвертых, характеристика финансовых показателей, которые необходимо рассматривать в ретро — и перспективной динамике. Во-пятых, в условиях конкурентного напряжения при формировании субъективного вывода об эффективности предприятия, опирающегося на показатели внутренней сферы управления, следует учитывать отраслевую динамику, выступающую ориентиром, не поддающимся влиянию со стороны предприятия. В-шестых, степень удовлетворенности клиентов и заказчиков. В-седьмых. не разовая экспертиза, а — мониторинг, результат которого должен быть информационной основой для принятия управленческих решений всех уровней [10, с 340]. То есть эффективность предприятия рассматривается через систему общественных ценностей, отвечающих потребностям общественного развития. Данное определение достаточно широко и охватывает как «внутренние», так и внешние аспекты эффективности [15, с.66]. Итак, эффективность — это способность системы к достижению цели, которая выступает в виде удовлетворения интересов собственников, лендеров, менеджеров, сотрудников, потребителей, оптимального использования внешней среды, повышения экономичности, результативности организации [4, с.111].
Литература:
1. Абрашкин М. С. Организационно-экономический механизм повышения эффективности функционирования промышленных предприятий: коллективная монография. — М.: Научный консультант, 2015. — 269 с.
2. Ансофф И. Стратегическое управление. — М.: Экономика, 1989. — 519 с.
3. Вечканов, Г. С. Современная экономическая энциклопедия / Г. С.Вечканов, Г. Р. Вечканова. — СПб.: Лань, 2013. — 880 с.
4. Данилов — Данильян, В. И. Экономико-математический энциклопедический словарь. — М.: Большая Российская энциклопедия: ИНФРА-М, 2013. — 688 с.
5. Друкер П. Практика менеджмента. — М.: Вильямс, 2007. — 400 с.
6. Жемчугов А. М., Жемчугов М. К. Продукция предприятия, результаты деятельности и мотивация // Проблемы экономики и менеджмента. — 2013.– № 12. — С. 4–12.
7. Жемчугов А. М., Жемчугов М. К. Повышение эффективности предприятия. 15 распространенных ошибок // Проблемы экономики и менеджмента № 7– 2014. — С.9 -19.
8. Каплан Р., Нортон Д. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. — М.: Олимп-Бизнес, 2008. — 320 с
9. Макушева О. Н., Борушевская О. О. Использование методик оценки стратегического положения предприятия // Молодой ученый. — 2016. — № 29. — С. 442–448.
10. Макушева О. Н., Ярилина Е. Е. Классификация предприятий общественного питания // Молодой ученый. — 2016. — № 26. — С. 342–345.
11. Матяш И. В. Проблемы анализа рыночной системной эффективности предприятий // Изв. АГУ. — 2010. — № 2–1(66). — С. 253–262
12. Пригожин А. И. Методы развития организаций. — М.: МЦФЭР, 2003. — 864 с.
13. Раицкий К. А. Экономика организации (предприятия): учебное пособие / К. А. Раицкий. — М.: Дашков и Ко, 2013. –1012 с.
14. Санович М. А. Разработка мероприятий по повышению эффективности деятельности компании // Naukarastudent.ru — 2015. — № 13.
15. Сибирская, Е. В. Методика оценки управления предприятиями на основе системы индикаторов // Вестник Томского государственного университета. Экономика. — 2012. — № 3. — С. 62–74., с.66
16. Тейлор Ф. У. Принципы научного менеджмента. — М.: Контроллинг, 1991. — 104 с
17. Тусков, А. А. Анализ финансового положения и эффективности деятельности предприятия. — ПензГТУ, 2013. — 79 с.
18. Юзов О. В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности предприятий: учебное пособие. — Издательство: МИСИС, 2015. — 90 с.
19. Яшин С. Н. Анализ эффективности инновационной деятельности / С. Н. Яшин, Е. В. Кошелев, С. А. Макаров. СПб., 2012. -288 с.