Статья посвящена исследованию сюжетной линии «Поэмы без героя» А. Ахматовой. Автор данной статьи подчеркивает важную особенность структуры сюжета художественного произведения: отсутствие событийности и повествовательности. Это рассматривается на примере анализа трех сюжетных линий: авторской, истории создания текста и истории Петербурга. В результате сюжет и сюжетную структуру поэмы А. Ахматовой, в целом, можно охарактеризовать как лирическую.
Ключевые слова: А. Ахматова, автор, жанр, сюжет, лирическая поэма.
The article is devoted to the study of the plot line 'Poems without a Hero' by A. Akhmatova. The author of this article emphasizes an important feature of the structure of the plot of the artistic work: the lack of events and narrative. This is examined using the example of analysis of three plot lines: author's, the history of the creation of the text and the history of Petersburg. As a result, the plot and the plot structure of the poem by A. Akhmatova, in general, can be characterized as lyrical.
Key words: A. Akhmatova, author, genre, plot, lyrical poem.
На протяжении долгого времени изучать «Поэму без героя» было нелегко, так как ещё при жизни поэтессы была напечатана только первая ее часть, хотя она не единожды предоставляла разные варианты «Поэмы» читателям, считая окончательной, последнюю по времени редакцию. Полный текст «Поэмы без героя» был представлен вышедшей в 2009 г. книге «Я не такой тебя когда-то знала…»: Анна Ахматова. Поэма без Героя. Проза о Поэме. Наброски балетного либретто: материалы к творческой истории», составителем которой является Н. И. Крайнева. Здесь опубликованы девять редакций, а также «критически установленный» текст «Поэмы», что, в свою очередь, не принуждает к архивным розыскам, сравнению различных вариантов текста. Читательская история «Поэмы без героя» непроста, как и история ее текста. Читатели были знакомы с «Поэмой» намного раньше первой ее публикации. Отзывы некоторых читателей, не полностью, но, вошли в «Прозу о Поэме».
В жанровом ракурсе «Поэмы» взаимодействуют поэзия и проза, а также эпос, лирика и драма. Сюжетная линия автора — главная фигура произведения, проникает во всю поэму от начала и до конца. По мнению В. М. Жирмунского, автор в первой части поэмы выступает как «ведущий»: «он ведет действие, представляет нам своих героев, с которыми говорит как со старыми друзьями, на «ты» и показывает нам последовательный ряд эпизодов». И далее: «Тем самым поэт является перед нами как автор и герой своей поэмы, как современник и «совиновник» людей своего поколения и в то же время как судья, произносящий над ними исторический приговор» [1, с. 351].
В Заглавии текста «Поэмы», в котором задается жанр, и тут же опровергается, а указание на отсутствие героя является обозначением его наличия в данном жанре. Значение слова «Герой», которое она постоянно писала с заглавной буквы.
Подзаголовок к первой части («Девятьсот тринадцатый год») — Петербургская повесть, подтверждает глубинную связь поэмы Ахматовой с «Медным всадником» Пушкина. Само слово «повесть» намекает читателям на то, что в поэме будет предоставлена чья-то «история», а также указывает на предпосылки к пушкинскому тексту, содержащего в себе не только стихотворное вступление, две основные части, но и прозаические: предисловие и примечания. Эта структура прямо «процитирована» в «Поэме».
Вероятно, что «Поэма» А. Ахматовой, является лироэпическим произведением, хотя она явно нарушает многие законы и принципы этого жанра. Известно признание А. Ахматовой: «В представлении многих, поэма как жанр очень канонизирована. А с поэмой происходят необыкновенные события. Вспомним первую русскую поэму «Евгений Онегин». Читателей не смущает, что автор назвал его романом, так как А. С. Пушкин нашел для него особую четырнадцати строчную строфу, определенную интонацию. В свою очередь, строфа, и интонация, так нежданно обнаруженные, должны были узакониться в русской поэзии. Но вышел «Евгений Онегин» таким образом, поставив точку. Кто ни пытался воспользоваться пушкинской «разработкой», терпел неудачу.<...> Я убеждена, что хорошую поэму нельзя написать, следуя жанру. Скорее вопреки ему» [3, с. 8].
«Поэма» написана в традиции романтической поэмы, но эта традиция в «Поэме» отражена зеркально: лирический спектр в ней является основным, а сюжетный — «отступлениями» от него: компоненты сюжета и персонажи оказываются частью лирического спектра (поэмы автора), «выкрученной» в эпос (поэму героев), который дает автору повод для комментирования, ремарок и «лирических отступлений», а жанровое многообразие предоставляет возможность увеличить смысловой объём текста» [2, с. 91].
Авторский сюжет не линеен, он то прерывается (например, в четвертой главе на первый план выносится сюжет персонажей), то возникает снова и напоминает о себе напрямую. Подобное движение поэмы — переход автора от одного облика к другому, то его появление, то исчезновение — придает тексту особый ритм.
Таким образом, мы можем наблюдать необычное движение поэмы: процесс создания произведения становится одним из сюжетов самого произведения, но, не остается в нем, а выходит за его пределы.
Литература:
- Бочаров С. Г. Филологические сюжеты. М.: Языки славянских культур, 2007. 656 с.
- Жирмунский В. М. Творчество Анны Ахматовой. Л.: Наука, 1973. 183 с.
- Манн Ю. В. Поэтика русского романтизма. М.: Наука, 1976. 372 с.